Сара Грушевская
Давайте попробуем перечислить атрибуты еврейского дома: подсвечники, молитвенник, коробочки для благовоний, бокал для кидуша, коробочка для цдаки… Коробочка для цдаки? Что добавляет этот предмет в общую атмосферу святости еврейского дома? Такие коробочки назывались пушками. Сейчас пожилые люди очень часто вспоминают, как их родители кидали в пушку деньги перед зажиганием субботних свечей, после того, как слышали радостное известие, перед тем, как отправлялись в дорогу, если кто-то в семье заболевал. Так, в еврейских семьях цдака не считалась милостью, благотворительностью, это было обычное явление, которое осуществлялось практически ежедневно.
Перед Рош а Шана и Йом Киппуром мы постоянно слышим фразу о том, что Цдака наряду с раскаянием (тшувой) и молитвой (тфилой) отменяет плохой приговор. Рабби Акива же говорил, что «Цдака спасает от смерти». Почему же нескольким монеткам, брошенным в старенькую коробочку, иудаизм уделяет такую роль?
На иврите слово «цдака» происходит от слова «Цедек» - справедливость. Когда мы даём цдаку, мы восстанавливаем в этом мире справедливость. В главе Дварим Всевышний говорит нам: «Ибо не переведутся нищие на земле, поэтому Я заповедую тебе, говоря: раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим». Всевышний раз и навсегда показывает нам, что мир, в котором нет бедняков – ужаснейший из миров. В мире, где все самодостаточны и не нуждаются друг в друге, нет места жалости, состраданию и благодарности. Когда человек с улыбкой на лице протягивает бедняку заработанные своим трудом деньги, он уподобляется Всевышнему, Который «одевает нагих и поднимает падающих».
Евреи всегда знали, что единственные деньги, «находящиеся у них на счету» - те средства, которые они отдали на цдаку. Только человек, постоянно дающий другим, чувствует себя нужным, ему легче встать на ноги после тяжёлых жизненных испытаний.
Но помогать можно не только деньгами. В известнейшем философском труде «Месилат Яшарим» сказано, что давать цдаку можно тремя разными способами: деньгами, временем, мудростью. Таким образом, каждая улыбка, обращённая к постороннему человеку, каждая минутка, потраченная на помощь соседке, каждый мудрый совет становится цдакой – милостью.
Тора говорит нам о том, что самая высшая ступень цдаки – цдака на изучение Торы. Только благодаря тому, что евреи всегда понимали это, многие йешивы, колели и еврейские школы смогли продолжить своё существование в самое тяжёлое время. Именно они обеспечивали будущее еврейского народа – детей, гордящихся своим еврейством и желающих передать знания Торы своим детям.
Наш центр «Тора ми-Цион» пытается создать все условия для изучения Торы людьми разных возрастов. Мужчины, женщины и дети, пожилые люди и студенты приходят в наш центр еженедельно, чтоб посмотреть на окружающий их мир глазами Торы. Каждый из нас может стать участником этого важнейшего дела. Кто-то может отдавать свою цдаку (десятую часть заработной платы) на развитие одного из проектов нашего центра. Возможно, кто-то захочет стать волонтёром нашей организации и обеспечить важнейшими еврейскими атрибутами тех членов нашей общины, которые не могут выйти из дома. Любая Ваша помощь поможет нам принести свет Всевышнего и Его Торы в жизнь ещё большего количества московских евреев. Внесите Ваш вклад в развитие еврейской жизни Москвы!
Если Вы хотите задать вопросы о деятельности Тора ми-Цион, пожертвовать ту или иную сумму, стать нашим волонтёром или оказать любую другую помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте: или по телефону 8(906)0427105 Сара
|