ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Философия праздников  /  17-е Тамуза: скорбная точка отсчета

Автор: Рут Гиршович

Есть дни в году, когда весь еврейский народ постится в память о бедах, постигших его в прошлом. Постится, чтобы побудить сердца встать на путь раскаяния, а также для того, чтобы все мы вспомнили о дурных поступках, совершенных нами и нашими отцами в свое время, и о том, как эти поступки стали причиной бед, постигших и нас, и их.

Воспоминание об этих проступках должно приблизить нас к тшуве – раскаянию и возвращению на путь, указанный Всевышним, как сказано: "Тогда покаются они в грехе своем и грехе отцов своих" (Ваикра, 26,40). Поэтому каждый из нас обязан посвятить себя в эти дни раскаянию, обдумыванию своих поступков и исправлению, ибо именно в этом (а не в посте) главное назначение дня, как сказано в Книге Ионы о (раскаявшихся) жителях Нинве: "И увидел Б-г дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Б-г" (Иона, 3,10). Наши Мудрецы подчеркивают, что сказано именно "увидел дела их", а не "увидел, что они надели власяницу и предались посту", то есть именно раскаяние и исправление является нашей главной целью, а пост – лишь средством, помогающим достичь ее.

Поэтому люди, которые (воздерживаясь от еды и питья) посвящают дни поста прогулкам и другие неразумным делам, исполняют второстепенную часть заповеди, опуская самое главное. Это не значит, однако, что можно исполнить заповеди этих дней, отменив пост и предавшись исключительно раскаянию, ибо существует особая позитивная заповедь, введенная Мудрецами, обязывающая поститься в эти дни. Еврейский народ в древние времена принял на себя обязательство исполнять эту заповедь, и именно так поступали наши предки повсеместно во всех поколениях.

В истории еврейского народа 17-е Тамуза – день бедствий. В Талмуде, в трактате Таанит, перечисляются пять бедствий, случившихся в этот день:

  • Моше-рабейну разбил Скрижали завета при виде Золотого тельца, сделанного сынами Израиля в пустыне.
  • Во время осады Иерусалима (согласно Рамбаму, перед разрушением Первого Храма) в этот день прекратилось принесение жертвы "тамид" из-за того, что невозможно было обеспечить доставку жертвенных животных, и это было признаком надвигающейся катастрофы.
  • Как рассказывается в книге Йермиагу, 9-го Тамуза во время осады Иерусалима в эпоху Первого Храма, была проломлена городская стена, а в эпоху Второго Храма то же самое случилось 17-го Тамуза.
  • Апостумус, наместник царя Антиоха, сжег свиток Торы, поняв, что самый верный путь поработить евреев – нанести удар их духовному достоянию; сожжение Торы стало началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.
  • В этот день была водружена статуя идола. Согласно одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостумуса; согласно другой (так сказано в Иерусалимском Талмуде), это совершил царь Иудеи Менаше, который правил в эпоху Первого Храма и "прославился" тем, что "затопил Иерусалим невинной кровью" и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

Этот пост начинается с восходом солнца и заканчивается с появлением звезд на небе, и проводится так же, как и все общественные посты.

Кроме того, традиция сообщает нам, что 17 Тамуза, в конце Потопа, Ной послал на землю голубя из ковчега посмотреть, ушли ли воды. «И голубь не нашел пристанища для своей ноги» (Берешит 8:9). Так же и народ Израиля, который уподобляется в Торе голубю, не может найти себе пристанища в этот суровый день

Традиция сохранила два мнения о том, что произошло 17 Тамуза при разрушении Первого Храма. Согласно одному из них, стена Иерусалима была пробита 9 Тамуза. В этот день враги ворвались в город, но они не смогли войти в Храм, в котором коhены (священники) продолжали свое служение вплоть до 7 Ава. Правда, начиная с 13 Тамуза коhенам стало не хватать овец для ежедневного жертвоприношения, предписанного Торой. Евреи прибегли к подкупу вражеских солдат; спускали им по стене золото и серебро, а солдаты передавали им овец. Так продолжалось до 17 Тамуза. После этого и вплоть до 9 Ава жертвы не приносились. Эта версия изложена во Второй книге Царств ( Млахим II, 25:4). В период Второго Храма евреи постились 9 Тамуза.

По другой версии (Иерусалимский Талмуд, трактат Таанит 84), при разрушении Первого Храма стены Иерусалима были пробиты 17 Тамуза. Наличие двух версий Талмуд объясняет тем, что из-за тяжелых несчастий, постигших народ, евреи сбились со счета и события 17 Тамуза отождествились с днем 9 Тамуза; пророк же Йермиагу не пожелал дату, расходившуюся с мнением народа, записывать в книгу Млахим.

Во время разрушения Второго Храма стены Иерусалима были пробиты 17 Тамуза. Ввиду этого рабби Иоханан бен Закай, руководитель Санhедрина того времени, и Мудрецы его поколения решили перенести пост на 17 Тамуза и считать этот день траурным в память обо всех упомянутых событиях.

«Шульхан Арух» предписывает не просто поститься нам в этот день. Это начало трехнедельного периода вплоть до 9 Ава (об этом мы поговорим отдельно). Законы, связанные с тем, что весь этот период неблагоприятен для еврейского народа. Желательно не подвергать телесным наказаниям детей и учеников. Не следует посещать «опасные места»: бассейны, пляжи, участвовать в походах. Желательно не выходить в безлюдные места с четвёртого по девятый временные часы, что по нашему времени примерно с 10:30 утра и до 4:30 дня. Операции и другие виды медицинского вмешательства, которые можно отложить на период после 9 Ава, желательно отложить. Члены ашкеназских общин не женятся с 17 Тамуза, а сефарды, в основном, с Рош Ходеш Ав. С 17 Тамуза не слушают музыку, не устраивают танцы и пляски. Музыкой считается не только «живое» исполнение, но и радио, кассеты, диски и т.д. Разрешено слушать песню, исполняемую без музыкального сопровождения, но петь самому нежелательно. Пение, которое приводит к святости, единению с Творцом — разрешено. Детям не запрещено петь. Уроки музыки как средство заработка разрешены, но домашние упражнения ученика, если в этом нет острой необходимости, желательно запретить. Начиная с 17 Тамуза не принято благословлять новые вещи и плоды. Многие в этот период не производят строительных и ремонтных работ, если в этом нет особой необходимости; не сажают декоративные растения ради наслаждения и увеселения.

Ашкеназские евреи с 17 тамуза не стригутся и не бреются. В большинстве сефардских общин стрижка и бритьё разрешены до той недели, на которую приходится 9 ава, хотя некоторые сефарды также не стригутся и не бреются с 17 Тамуза. Запрет стрижки касается как мужчин, так и женщин, и включает все волосяные покровы. Запрещено профессионально укладывать и укорачивать парик, но расчёсывать его разрешено. Если усы и борода мешают есть или пить, разрешено их подстричь С 17 Тамуза принято не покупать вещи, вызывающие особую радость

По материалам журнала "Шаг к Торе"


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS