ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Философия праздников  /  От Песаха до Шавуота

Рав Моше Пантелят

Материал подготовила М. Нехлин


     Наши мудрецы утверждают, что не время проходит над человеком, а человек едет по времени. Примерно на что это похоже? В детстве я жил за городом, поэтому в город ездил на электричке. Как все маленькие дети, я любил сидеть у окна и мне казалось, что я сижу на месте и мимо меня проплывают различные пейзажи: станция, колонка, завод, кладбище. Только повзрослев, я понял, что это не так. На самом деле станция стоит на месте, колонка стоит на месте, это я еду мимо них.

     Точно так же обстоит дело со временем. Не время проходит над человеком, а человек едет по времени, проезжая от станции к станции. Только станциями служат даты календаря, и это вещь не случайная. Весь год имеет круговую форму, и в этом кругообороте из года в год мы приезжаем на те же станции. Начинается все с Рош а-Шана, есть еще несколько станций по дороге. Потом человек приезжает на станцию, которая называется Песах, затем приезжает на следующую станцию, которая называется Шавуот и так далее. Поэтому недавно мы с вами прибыли на станцию Песах и сейчас отправляемся с нее на другую станцию.

     Хочется сказать несколько слов об этом движении времени. Песах, как говорит наша традиция - это праздник, посвященный исходу еврейского народа из египетского рабства. Евреи долгие годы пробыли в Египте на положении рабов, и затем неестественное течение событий привело к тому, что египтяне были вынуждены освободить еврейский народ, он вышел на свободу. Путь лежал через Синайскую пустыню в Землю Обетованную, в землю, которая была обещана.

     Следующей крупной остановкой на пути еврейского народа в пустыне была гора Синай, где по утверждению Торы, народ заключил союз в Б-гом, союз с Творцом мира, который заключал с одной стороны обязательства Творца дать нашему народу Землю Израиля, с другой стороны - обязательства народа Израиля принять на себя законы, данные ему на Синае.

     Второй день Песаха замечателен вот чем: в Эрец Исраэль время Песаха приходится всегда приблизительно на апрель, это время начала уборки урожая. Наиболее скороспелые вещи, такие как овес, уже поспели, и к этому времени начинается жатва овса. Пшеница еще не поспела, она поспевает в течение ближайшего месяца - полутора месяцев после овса. Так вот, один из законов - нужно было на второй день Песаха (если бы сегодня существовал Храм в Иерусалиме- необходимо было бы делать это и сегодня) принести специальную жертву, которая называется омер.

     Что это за жертва? Это приношение на жертвенник в Храме жертвы из овсяной муки. Сформулировано это в Торе таким образом: нужно было принести ночью, так как с началом первой жатвы овса, ночью сжинали эти снопы, всю ночь их мололи, и наконец утром приносилась эта жертва. И затем Тора говорит следующее: «И отсчитайте себе от второго дня праздника», то есть от дня принесения омера, этого самого приношения из овсяной муки, отсчитайте семь недель, и да будут они полными, то есть семь недель по семь дней. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новый хлебный дар Г-споду.

     Что это за хлебный дар? Через 50 дней уже поспела пшеница, и новый хлебный дар приносился уже из пшеницы. Этот 50-й день помимо того, что он означал день принесения первого приношения из пшеницы, это была также дата праздника Шавуот - 6 число месяца Сиван, который установлен в день получения Торы на горе Синай, в день, когда был заключен этот завет, союз между Творцом мира и еврейским народом. 6 сивана - это и есть 50-й день после Песаха.

     Таким образом, Тора связывает здесь два праздника и говорит, что нужно отсчитать 50 дней. Имеется в виду не только само календарное установление. Сказано здесь: «отсчитайте себе», и наши мудрецы объясняют, что имеется здесь в виду буквальный отсчет словами. Практическое значение его следующее: с вечера второго дня Песаха, когда у нас наступил следующий день, каждый еврей должен был сказать - сегодня первый день омера. Следующим вечером, когда наступил следующий день, нам нужно было сказать: сегодня второй день омера, потом дальше - сегодня третий день омера и так прочитать все 49 дней до Шавуота. Для чего, в чем смысл этой заповеди, почему нужно каждому еврею отсчитывать? Разве недостаточно того, чтобы мы знали только по календарю - через 50 дней будет Шавуот?

     Наши мудрецы объясняют смысл этой заповеди. Кто считает дни? Кому когда-то приходилось служить в армии или, не доведи Г-споди сидеть в тюрьме, тот знает: начинаем отсчитывать дни - дни до освобождения. И многие люди стараются сделать себе какой-то заметный отсчет и применяют самые разные способы. Одни делают царапины на стене, другие делают зарубки на дереве. Так или иначе, человек, который нетерпеливо ожидает чего-то - он отсчитывает дни - еще день, еще день, еще день. Скоро, скоро освободят. Здесь то же самое: этот нетерпеливый отсчет должен показать, что мы проявляем нетерпение. Вышли из Египта, был Песах, когда же наконец придет этот второй праздник - праздник Шавуот, день получения Торы? Говорят наши мудрецы: первый раз еврейский народ отсчитал эти 50 дней 3302 года тому назад в Синайской пустыне.

     Евреи знали, что выход из Египта - это только начало пути и нужно будет прийти к горе Синай, где будет Откровение, где будет дана им Тора. Спросили у Моше: когда это будет? Он им сказал: через 50 дней. И начали отсчитывать - еще день и еще день. Таким образом, так же, как узник или солдат, который ждет демобилизации, отсчитывает нетерпеливо дни, так и мы очевидно должны здесь показать наше нетерпение: ну когда же придет день дарования Торы, день праздника Шавуот?

     До сих пор все здесь понятно и просто. Но есть одна проблема: если задумаемся, в сущности, здесь обнаружим определенный абсурд. Что такое Песах? Смысл этого праздника - освобождение от рабства, как он называется во всех молитвах «зман херутейну» - это время нашей свободы. Отлично, освободились от рабства, теперь мы свободны. На самом деле свобода, национальная свобода и независимость является для подавляющего большинства - 99 % народов на земле вершиной всяческих желаний. Все национальные устремления всех народов на земле на этом кончаются - достичь свободы и независимости - государственной, национальной или хотя бы какой-то автономии.

     У еврейского народа все не так, у нас всегда все не так, как у людей, мы к этому привыкли. Для нас свобода - это отправная точка, мы от нее отсчитываем для того, чтобы идти дальше. А куда дальше? Ну, казалось бы вещь понятная, свобода для еврейского народа - это не цель, а только средство. Тебе дана свобода, отныне можешь делать то, что хочешь. Но для чего, что теперь будешь делать, на что теперь употребишь свою свободу? Есть по крайней мере 20 млн. способов употребить свою свободу. Весь вопрос - на что? На что же еврейский народ употребляет свободу, куда он стремится? Точка отсчета - Песах, время освобождения. Начинаем нетерпеливо считать - когда, когда, когда придет праздник Шавуот?

     Праздник Шавуот - день получения Торы, все очень хорошо. Тора означала принятие на себя 613 заповедей, что в сущности само по себе означает отказ, пусть добровольный, но отказ человека от свободы. Что значит принятие заповедей? Это значит, что не я уже решаю, что делать, а что не делать, что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо. Это уже кто-то решил за меня и дал мне совершенно ясные критерии, что такое хорошо, а что такое плохо. Он мне говорит это делать, а это не делать. Сегодня утром встанешь и делать так-то и так-то, в Субботу не работай, этого не ешь, на этой не женись, с этим не водись, смотри сюда и не смотри туда.

     Что же получается? Вышли мы из Египта, точка отсчета - свобода. Хорошо, отсчитываем. Идем туда. Какая цель? А цель - отказ от свободы. Получается немножечко абсурдно. Если все, что мы получили - свобода, вот только для чего - для того, чтобы потом ее вернуть, для того, чтобы оказаться на самом деле несвободными? В чем же здесь смысл?

     На самом деле если задуматься, то очевидно здесь есть небольшое недопонимание, из-за которого происходит абсурд. Как мы обычно понимаем свободу житейски, обыденно? Свобода есть независимость более-менее от внешних обстоятельств, то есть когда надо мной никто не командует, никто мне не говорит, что делать, как поступать, как быть и так далее. На самом деле такая полная абсолютная свобода возможна только в одном случае: при бесцельном существовании. В тот момент, когда человек, либо какой бы то ни было коллектив, ставит перед собой любую цель - он уже ограничивает свою свободу. Человек, который поставил перед собой цель поступить в университет, тем самым уже ограничивает свою свободу. Ведь значит, что сегодня вечером он не будет смотреть телевизор, а будет сидеть за скучным учебником, а завтра он не пойдет на футбол, а будет учить еще что-нибудь. Человек уже на себя накладывает тем самым ограничения.

     Всегда, когда есть какая-то цель, она ограничивает нашу свободу. Человек, правда, стремится к тому, чтобы цель эту выбрал он самостоятельно, чтобы цель эту ему не навязали. Но в тот момент, когда он принимает на себя цель, это уже накладывает на него ограничения. Более того, человек, цель которого не просто карьера, а который думает, чтобы творить, чтобы жизнь свою построить, как хочется, понятно, что он вынужден подчиниться определенным правилам игры.

     Предположим, что есть у нас человек, который хочет быть музыкантом, который хочет сочинять музыку или играть на каком-то музыкальном инструменте. Нужно изучать теорию, нужно подчиняться определенным законам, есть гармония, есть ноты. Человек, который скажет: не хочу ни теории, не хочу ничего, хочу сочинять музыку так, как мне хочется. Нет никакого сомнения - из-под его смычка выйдет образцовый кошачий концерт, в лучшем случае симфония слесарной мастерской. В тот момент, когда человек хочет что-то создать, он вынужден подчиняться определенным правилам.

     Уменьшает ли это его свободу? На самом деле нет. Тот человек, кто понимает в музыке, может прекрасно это продемонстрировать. Тысячи музыкантов будут играть один и тот же концерт, одну и ту же сонату, но они никогда не сыграют ее одинаково, каждый сыграет ее по-своему. То есть свободное развитие личности, индивидуальное развитие никогда не отметается тем, что человек ставит себя в рамки. Наоборот, когда человек поставил себя в определенные, в данном случае профессиональные творческие рамки, именно в этих рамках и возможно свободное развитие личности. Если человек не хочет никаких рамок, тогда никакого развития этой личности не будет.

     Поэтому и здесь, когда мы говорим не о музыке, а о полном развитии человеческой личности, а именно эту идею и эту цель поставил иудаизм перед человеком - это развитие человеческой личности, развитие всех сил и потенций, которые заложены в человеческой душе. Человек вынужден взять на себя определенные условия игры. Эти условия игры, эти ограничения Тора установила - нужно делать так и нужно делать так. Может быть, человек скажет: я не понимаю, почему нужно делать так, а не иначе, почему именно такие правила приведут меня к той цели? Это другой разговор.

     Сейчас мы говорим об ином - о свободе. Действительно, вышли из Египта, обрели свободу. Свобода полная, делай что хочешь. К чему это привело еврейский народ, к чему он стал стремиться, к чему был этот нетерпеливый отсчет? К тому, чтобы отдать свою свободу, к тому, чтобы добровольно ею пожертвовать. На самом деле это не есть жертвование свободы, а только принятие на себя определенных рамок для свободы внутренней, творческой. Это, пожалуй, первое более-менее поверхностное объяснение того, что случилось.

     Теперь можно чуть-чуть углубиться. Что такое свобода вообще? Точнее, а свободен ли вообще человек, даже тот, кто считает себя абсолютно свободным? Есть сотни определений того, что такое свобода. Пожалуй, наиболее глубокое определение свободы с этой точки зрения - это определение Спинозы, что свобода есть действие, исходящее из принуждения собственной природы человека. На обыденном языке это значит: то, что мне захотелось сию секунду сделать, то я и делаю. Это абсолютная свобода, когда мне никто ничего не приписывает, не навязывает, исключительно моя собственная, внутренняя природа - она и диктует, что мне делать. Обратите внимание, Спиноза вовсе не пришел в ужас оттого, что свободу он определил как принуждение. То есть принуждение чего? Моей собственной природы.

     Весь вопрос - есть ли у человека вообще его собственная природа. Человек - часть мира в плане и физическом, и филологическом, и психологическом. Мы прекрасно знаем, что мир наш управляется законами, то есть существуют определенные функциональные связи, связи причин и следствий, одно вытекает из одного, вытекает другое из другого. Свободы на самом деле в мире природы как таковой нет. Есть детерминированные законы, которые правят этим миром, и нам это известно. Не может в один прекрасный момент Луна сказать, что ей надоело крутиться вокруг этой Земли, крутится она уже Б-г знает сколько лет, ничего здесь нового нет, все ужасно скучно и почему бы ей не поменяться, скажем, с Юпитером? Так нет, она крутится вокруг этой Земли и будет так крутиться, и Земля будет крутиться вокруг Солнца, и Солнце будет крутиться вокруг еще большего Солнца. Все в этом мире детерминировано, подчинено четким законам природы, и человек в этом плане является только частью мира.

     Поэтому человек, являясь частью мира, не имеет никакой собственной природы, а то, что ему на самом деле диктует - это общие существующие объективно законы природы. Человек - прежде всего сущность физиологическая, и законы природы, то есть инстинкты, которые заложила в человека природа, диктуют ему, что делать. Инстинкты действуют на человека, толкают его идти искать еду и делать другие вещи. Это не только физиологическая, но и психологическая зависимость. В конечном итоге большая часть психики человека диктуется определенными условиями, физиологическими изменениями, проходящими в человеке. Человек порабощен и социологическим законом, потому что все, происходящее в обществе, влияет на него. Так что на самом деле, если, положа руку на сердце ответить на вопрос: свободен ли человек вообще, ответ будет отрицательным. Человек обычный, нормальный, живущий как все люди на земле, является попросту роботом, марионеткой, которая приводится в движение законами природы. Действуют на него инстинкты самые разные, инстинктов таких много и все люди попросту делают то, что им велит тот или другой инстинкт, тот или другой закон.

     Что же получается? У человека есть только иллюзия его полной свободы. Только иллюзия того, что он делает исключительно то, что ему хочется. На самом деле он делает то, на что вынуждают человека его инстинкты, вынуждают делать законы природы. Есть ли из этого какой-то выход? Может ли человек действительно прорвать эту блокаду, прорвать это кольцо душащих его законов природы, которые отменяют фактически всю его автономию как человека и делают его только небольшим винтиком в колоссальной этой машине природы? Единственный путь, который здесь возможен - это построить новый, совершенно другой, искусственный образ жизни, который не исходит из потребностей человека, не исходит из инстинктов и желаний человека, а исходит из совершенно внешне взятых идеалов.

     Я хочу продемонстрировать это хотя бы на нескольких примерах. Представьте себе жару 30-35 градусов, люди обливаются потом, и вот идет человек по улице, одетый, еще и в пиджаке. Он проходит мимо киосков, в которых продают холодную газированную воду и мороженое. Каждый из нас знает, что существует определенный закон притяжения человека в жаркий день к киоскам с газированной водой. Не знаю, в чем можно мерить эту силу притяжения - в килограммах или в ньютонах или другой единице, но так или иначе, безусловно, эта сила существует. Жажда создает эту силу притяжения человека к киоску с водой. Человек видит эту холодную газированную воду, и мороженое, ему хочется, но человек утирает пот и проходит мимо. Может быть, у него нет денег? Нет, деньги есть, все в порядке. Что такое, что произошло? Почему здесь не сработал закон природы, который должен был бы толкнуть человека и заставить его вынуть кошелек и взять себе стакан газированной воды? Новое дело. Сегодня пост, человек постится и, несмотря на все законы природы, человек этого не делает, не делает то, на что толкает его природа самым безжалостным образом.

     Второй пример, уже из социальной области. Представим себе Америку, где интенсивно развита торговля. 50 % торгового оборота в Америке приходится на один день в неделю - весь шоппинг, все массовые покупки американец делает в субботу. На все остальные пять или шесть рабочих дней приходится оставшиеся 50 %. Понятно, что существующие социальные и психические законы диктуют человеку весь образ поведения. Что нужно делать? Еще в пятницу нужно начать готовиться, вымыть витрины, выставить все свои товары, приготовиться к тому, чтобы открыть магазин в субботу как можно раньше и работать как бешенный. Это единственная возможность заработать на хлеб.

     Все люди действительно так поступают, кроме нескольких. Некоторые какие-то странные люди почему-то еще в пятницу задолго до наступления субботы, вместо того чтобы начать мыть витрины и готовить к большому рабочему дню свой магазин, закрывают витрины, спускают жалюзи и вешают большой-большой замок. Всю субботу этот магазин простоит закрытым и все деньги, которые можно было заработать, не попадут в этот магазин, а попадут к конкурентам. Что здесь происходит? Снова мы видим, что поведение человека выламывается из тех законов природы, которые существуют. Это уже не физиологические, а законы психологические, социальные, которые толкают человека в погоне за деньгами. Но погоня - не обязательно это нажива, иногда это просто погоня за заработком, чтобы прокормить семью. Не все люди, у которых есть магазины, буржуи. И при всем при том, что человека толкает на это, есть колоссальная основа, сила притяжения, подчиняясь которой человек закрывает в субботу свой магазин. Что такое? Шабес. Есть идеал - в субботу не работаем. В субботу еврейский народ не занимается торговлей.

     Третий пример. Человек сидит в обществе, в какой-то небольшой компании. Все мы знаем, помимо связи, коммуникации обычной, разговорной, есть еще коммуникация глазами, мимикой и так далее. И вот в сторону определенного человека, определенного мужчины посылается очень выразительный взгляд определенной женщины. Совершенно четкий закон, существующий в природе: должна быть ответная реакция. Так человек построен, так мужчина построен. Вот представим себе этого человека, который на взгляд женщины не реагируют. Что такое, почему? Чужая жена. Чужая жена - в ту сторону не смотрят. Иными словами, получается, что если человек строит свою жизнь, исходя из идеалов, взятых извне, не исходя из своих потребностей, самых разных потребностей. Я имею в виду только самые простые, элементарные инстинктивные человеческие потребности: спать, пить, размножаться и так далее. И я имею в виду все потребности человека - и психические, и потребности человека в красоте или эстетике. Но если человек строит свою жизнь не на основе своих потребностей, не на основе того, к чему его вынуждает природа, только тогда человек в состоянии быть действительно свободным.

     То есть единственная возможность человека быть свободным - это вступить в непримиримую борьбу со своей собственной природой. А собственная природа человека - это не его собственная природа, это просто общая природа мира, где человек - только часть этой природы, только последнее звено в этой колоссальной природной цепи. Только человек, который вступает в эту войну со своими желаниями, своими инстинктами и своими потребностями, и строит новый искусственный образ жизни на основе идеалов, пришедших извне - только такой человек может быть свободным. Скажем так, есть два вида свободы - свобода иллюзорная, видимая, та, которую определил Спиноза, - что это есть действие, исходящее из принуждения моей собственной природы. На самом деле такой свободой обладают, прежде всего, все животные. Определение животных - это система на четырех ногах или больше или меньше, с хвостом или без хвоста, но в принципе все, чем она занимается всю жизнь - это удовлетворение своих потребностей, и действительно она живет совершенно четко по определению Спинозы. Все, что скотина делает в своей жизни, - она действует, исходя из принуждения ее собственной природы. Совершенно верно. И это свобода абсолютная, но только это свобода животных. Есть люди, которые стремятся к этой свободе. Совершенно верно, нет никаких ограничений, свобода полная, делаю то, что моей левой ноге хочется, где хочу эту ногу подниму, где хочу - не подниму. Полная свобода. Но свобода скотская и иллюзорная.

     Свобода другая, действительная свобода, но та, которая достается человеку тяжелой борьбой - это свобода человека, который принимает на себя свободным решением обязательство и желание построить себе новый образ жизни. Именно такой образ жизни и предложен был еврейскому народу на горе Синай. Обратите внимание: Тора и иудаизм - это не вера, не вероисповедание и не философия и не идеология. Это не «изм», а это образ жизни, который сформировали те заповеди, которые были получены на Синае. Все философии, все мировоззрения, которые входят в иудаизм, являются лишь надстройкой над этим базисом. Извините за марксистскую терминологию, но это именно так, это второй этаж, вторичный. А первично - это тот образ жизни, который был предложен на Синае и имевший в виду одну цель: чтобы это был образ жизни искусственный, не исходящий из потребностей человека. Безусловно, потребности человека - это в субботу работать, когда есть возможность заработать. И потребности человека ответить на тот самый выразительный взгляд. И потребность человека вкусно есть и вовремя попить, и вовремя поспать и так далее.

     Тора здесь в каждой области человеческой жизни устанавливает свои ограды, свои принципы. Это можешь есть, а это нет, туда пойдешь, а туда не пойдешь, с этой поженишься, а на этой нет. Именно это очень символично было выражено в тех самых двух приношениях, которые были в Храме. В Песах приносилась овсяная жертва, жертва из овсяной муки. В Шавуот, в день получения Торы приносилась жертва из пшеничной муки. В чем разница между овсом и пшеницей? Овес едят животные – лошадь, осел, вся скотина. Овес - это пища скота. Пшеница - это прежде всего пища человека. Я не говорю о тех, кто ест геркулесовую кашу, я имею в виду овес в чистом виде. Именно овес символизируют, что достигли свободы, той самой спинозовой свободы. Порабощение кончилось, вышли на свободу, египетское рабство кончилось. Все, можно делать, что угодно, каждый может поступать так, как ему вздумается. Так вот, это свобода еще животного плана, это еще свобода кошки, собаки, лошади, кого угодно. Это только отправная точка, это свобода, которая была необходима, для того чтобы принять на себя законы Торы. А дальше Тора говорит отсчитать себе 50 дней.

     В Египте такой возможности действительно не было, там никто не было волен делать то, что ему совесть приказывала. Были в полном порабощении. Но эта свобода была только отправной точкой, нужно было идти дальше и дальше, для того чтобы принять на себя эти новые законы, которые по сути-то дела были не ограничением свободы, не жертвой собственной свободы, не накладыванием на себя кандалов, а наоборот, единственной возможностью принести себе действительную свободу. Свободу уже на другом уровне – свободу человеческую. Ту свободу, которая дает человеку жизнь, не диктуемую законами слепыми, а жизнь, которую человек строит исходя из своего свободного решения, а не из инстинктов. Вот это уже ступень человека.

     Именно поэтому в Шавуот, в день получения Торы приносилось другое приношение - это была жертва из пшеничной муки, которая определяла, что пшеничная мука, пшеница - это еда человека, это и есть ступень человека, когда он в состоянии свободно построить свою жизнь, руководствуясь не инстинктами, не своими желаниями и устремлениями, а свободно выбранными идеалами.

Источник: http://rav.ru/new/materials.html


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS