"Что это?" - спросил я, указывая на что-то очень зеленое.
"Жареная шамбала"
"Интересно, а это?"
"Гранат."
"Угу... А это голова рыбы?"
"Да."
"Зачем?"
"Лидерство. Инициативность. Чтобы быть в голове, а не в хвосте. Некоторые используют козлиную голову."
"Кажется, что она на меня уставилась."
Это был моя первая Рош а-Шана в компании религиозных евреев. Такое количество дотоле неизвестного ошеломило меня.
Я был в гостях у молодого рава в черном костюме. На лице у него была борода.
"Рош а-Шана - это день радикальной еврейской сознательности," - сказал он многозначительно.
"Радикальный иудаизм?"
Он погладил бороду и насмешливо-сердито посмотрел на меня: "Я выгляжу конформистским болваном в твоих глазах!?" - закричал он. "Наш народ находится вне мэйнстрима с начала времен. Быть евреем значит быть частью контркультуры."
"Какое это имеет отношение к Рош а-Шана?"
"В Рош а-Шана еврейский идеалист декларирует свою мечту о всемирном объединении. Он молится о дне, когда весь мир будет действовать под единым знаменем. Это революционно."
"Как это? Каждый хиппи хочет всемирного объединения."
"Шофар, я имею в виду шофар. Ты не слушал?"
Я растерялся. Я попросил разрешения выйти из-за стола.
"Конечно," - сказал рав. "Мы не верим в религиозный принуждение."
Я был взволнован. Я бродил и размышлял. "О чем он говорит?" - думал я.
Я вернулся в свою комнату и проглядел копию махзора на Рош а-Шана. Я прочитал некоторые комментарии. Рав был прав. Объединение было важной темой. Я заметил, что речь шла не только об объединении человечества, если все будет работать в соответствии с планом, тогда и на духовном уровне все создания будут действовать в унисон, начиная с камней и растений и заканчивая самыми высокими метафизическими уровнями.
Это был красивый образ. Но в чем же суть? Чем это отличалось от любой другой утопии?
На следующее утро я слонялся по синагоге. Я сел в углу, читая об этом дне, в то время как люди вокруг меня молились. В помещении было жарко, кондиционера не было.
В какой-то момент в синагоге возникла полная тишина, все встали. Единственое, что можно было услышать, - жужжание вентиляторов. Я почувствовал себя виноватым и тоже встал. Мужчина в центре зала взял в руки шофар. Раздались звуки трубления.
Я закрыл глаза. Я оказался в пустыне. Горячий песок целовал мои босые стопы. Я видел верблюдов и бедуинов. Я начал ценить то, о чем говорил молодой раввин. Иудаизм был земным.
Звук шофара раздавался внутри меня. Я проснулся. Я спал, хотя думал что бодрствую. Я был глух к посланию Рош а-Шаны. Шофар разбудил меня. Здесь речь шла не о банальных идеологических концепциях лучшего мира. Речь шла о том, что надо проснуться и что-то для этого мира сделать. Шофар кричал: "Будь настоящим! Если ты хочешь, чтобы этот мир был прекрасным, вставай и действуй!"
Я хотел изменить мир, но сначала мне надо было изменить себя. Вот чему научил меня шофар. Вот такое послание я получил в Рош а-Шана.
После службы я побежал к молодому раву.
"Я понимаю тебя!" - я закричал. "Я хочу надеть робу и бродить в ней на закате. Я хочу повлиять на человечество. Я могу многое изменить. С чего же мы начнем?"
"После ланча, мой друг. Ты не сможешь изменить мир на пустой желудок."
Я был готов на все.
р. Цви Глукин
http://www.aish.com/h/hh/rh/48944156.html
|