ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Хронология  /  Талмуд: история Мудрости

Семена талмудизма взошли незаметно. Его идея берет свое начало в пятом веке до нашей эры, когда два персидских еврея, Эзра и Нехемия, канонизировали Хумаш. Однако жизнь ставила все новые и новые проблемы перед еврейским народом. Требовалось адаптировать Закон к решению этих проблем. Наш народ не отбросил Тору, но и не закрыл путь к обновлению жизни. Мудрецы принялись объяснять, истолковывать ее. Они не стали загонять новое содержание в прежние рамки, а начали приспосабливать свои прежние представления к новым обстоятельствам. Требовалось понимание того, как можно применить указания Торы к современным, изменившимся условиям. Ведь Тора не только содержит все возможные ответы, но даже предвидит все возможные вопросы. Нужно только вникнуть в ее Заповеди, чтобы понять Б-жественную мудрость.

Вторжение греков в IV веке до н.э. положило конец беспечному существованию евреев под властью персов. Под влиянием эллинизма еврейская жизнь изменилась. Еврейская молодежь, отравленная греческим влиянием, задавалась вопросом: может ли Тора помочь ответить нам на наши вопросы сегодня или нет?

Мишна возникла в Вавилонии и Палестине. Она стала просачиваться в еврейскую жизнь около 200 года до н.э. Далеко не все евреи приняли ее. Саддукеи яростно боролись против нее. Фарисеи столь же яростно ее защищали. Саддукеи утверждали, что Б-жественное слово запечатлено в Торе и никому не позволено становиться выше Торы и пытаться интерпретировать ее смысл. Фарисеи же утверждали, что Тора не дана в исключительное пользование коэнам. Она дана всем. Б-г дал Тору всем людям и, конечно, Он сделал так, чтобы в Торе были все ответы. Доводы фарисеев победили, и Тора стала достоянием всего народа. Это был интеллектуальный переворот в жизни нашего народа. Но популярность Мишны встревожила раввинов. Они опасались, что Мишна своим авторитетом затмит Тору, их тревожило, что евреи могут отойти от истоков слов Всевышнего. Чтобы помешать этому, они запретили записывать Мишну. Ее разрешалось заучивать только на память. Вот почему она получила название Устного закона.

Около 35 года до н.э. выявились две школы в Мишне: школа Гиллеля и школа Шаммая. Оба великих учителя пользовались огромным авторитетом у народа, хотя их взгляды заметно отличались друг от друга. Шаммай придерживался узкого, чисто юридического толкования Закона. Гиллель стоял за широкий, гибкий подход. Он уделял главное внимание проблеме человеческих прав. Именно традиция Гиллеля победила с годами и дала обильные всходы. Ее стремился сохранить рабби Иоханан бен Заккай, когда основывал свою академию в Явне. Здесь, в Явне, и позднее в Вавилонии, поколения законодателей Талмуда, ученые раввины и главы иешив сформулировали законы, позволившие евреям выжить в чужих странах.

Законоучители и учащиеся иешив провели тысячи дискуссий и обсуждений, связанных с толкованием Торы. Они решали не только юридические, но и многие другие проблемы, связанные с образованием, торговлей, обработкой земли. Дискуссии эти записывались на протяжении столетий. Так накопился огромный материал, содержащий мудрость поколений. Такой материал в еврейской традиции принято называть Устной Торой. Запись его была категорически запрещена. Устная Тора была последним бастионом, защищавшим еврейское учение после того, как был предпринят перевод Торы на греческий язык. Это событие до сих пор считается трагическим для еврейской истории. Веками копился материал. Веками заучивался он наизусть и передавался из поколения в поколение. Когда над нашим народом сгустились тучи, было принято решение записать толкования Торы для сохранения потомкам. Так появилась Мишна Йеуды а-Наси.

Но жизнь продолжала ставить перед евреями новые вопросы. Продолжались дискуссии законоучителей, расширялся материал не только вокруг Торы, но и вокруг Мишны. Этот материал необходимо было собрать, упорядочить, систематизировать и свести воедино, чтобы ученым и судьям было удобно им пользоваться. Такая работа называется кодификацией. Пока о записи не было и речи.

После поражения восстания Бар-Кохбы народ Израиля быстро смог оправиться, но духовная жизнь Палестины угасала. Во 2 веке н.э. еврейские интеллектуалы покидали Эрец Исраэль и отправлялись в Вавилонию. Палестина, прежде чем погрузиться в двухтысячелетнюю спячку, успела породить еще одного великого человека. Им был Йеуда а-Наси. Он с большой тревогой наблюдал за ростом популярности Мишны и интуитивно предугадывал проблемы, которые могут возникнуть. Он опасался, что поклонники Мишны создадут этическую философию, совершенно позабыв о Торе, непосредственном откровении Творца. Это привело бы к краху и этики, и морали, ибо и то и другое оказалось бы творением рук человеческих, лишенным вдохновения Всевышнего. Логика не может служить основой моральных оценок. Стремясь предотвратить эту угрозу, Йеуда а-Наси запретил дальнейшее расширение Мишны. Тем самым он, в сущности, канонизировал ее. Он надеялся, что запрет положит конец дальнейшему росту Устного Закона. Но уже в это время возникали первые иешивы в Вавилонии. Два самых блестящих ученика Йеуда а-Наси ушли в Вавилонию, увлеченные общим потоком палестинских беженцев. Там каждый из них основал свою собственную иешиву.

После смерти Йеуды а-Наси наступила новая эпоха - эпоха амораев, 220-476 гг. Начало этой эпохи для Эрец Исраэль совпадает со временем правления династии римских императоров, благосклонно относившихся к евреям. Прекращение гонений и уменьшение поборов привели к экономическому расцвету еврейства Эрец Исраэль. Раби Иоханан бар Наппаха вместе со своим другом Шимоном бен Лакишем, бывшим гладиатором, основал в Тверии бейт-мидраш, привлекший к себе учеников из разных уголков Эрец Исраэль и Вавилонии. В этой школе и происходило создание Иерусалимского Талмуда. Учение амораев Тверии достигло Вавилонии и занимало там существенное место в учебном процессе йешив.

В Циппори, как и в Тверии, существовал центр изучения Торы еще во времена таннаев. Между ешивами Циппори и Тверии происходил постоянный обмен галахическими мнениями. В Циппори находился бейт-мидраш выходцев из Вавилонии; в нем происходил обмен мнениями между амораями Эрец Исраэль и Вавилонии.

Кейсария была одним из самых эллинизированных городов, но и там существовал талмудический центр.

После падения лояльной к евреям династии Северов наступили пятьдесят лет хаоса, когда экономическое положение еврейского народа вновь было подорвано непосильными поборами и постоянными имперскими войнами, во время которых римские войска постоянно разоряли земли Эрец Исраэль.

Во времена Диоклетиана ситуация стабилизировалась, но упадок еврейской общины продолжался.

В 312 году на престол Римской империи взошел император Константин, и христианство стало разрешенной религией. Уже тогда христиане враждебно относились к деятельности мудрецов Талмуда.

Процесс создания Иерусалимского Талмуда внезапно прервался в эпоху раби Иоси бар Авин и его учеников. Археологические раскопки показывают, что в середине четвертого века произошло сильное землетрясение, которое разрушило большую часть галилейских деревень. Христиане сообщают об этом землетрясении, как о небесной каре за желание Юлиана Отступника отстроить еврейский Храм. В Иерусалимском Талмуде не упоминается ни землетрясение, ни его разрушительные последствия, что дает право предполагать, что он уже был закончен к этому времени.

Последнее по времени историческое событие, упомянутое в Талмуде - нашествие римского военачальника Галлуса в 351 году, который жестоко подавил восстание еврейского население. Предполагается, что в это время, к середине четвертого века, эпоха амораев в Эрец Исраэль завершилась.

Не переставали работать в это время ешивы Вавилонии. Жизнь продолжалась и ставила перед евреями все новые вопросы, создавая новые ситуации, для которых поиск галахических решений становился все сложнее и сложнее. Развивать Мишну было запрещено. Но миллионы евреев диаспоры требовали ответа на вопросы насущной жизни. Оказавшись перед такой дилеммой, рабби Абба Ариха и рабби Шмуэль, ученики Йеуды а-Наси, а также рабби Иехезкель, его последователь, вынуждены были вернуться в дом Мишны с черного входа. Они стали развивать Гемару, "завершение". В действительности Гемара была очень похожа на Мишну, только еще более обновленная и записанная, как правило, на арамите. Гемара все разрасталась и разрасталась. Всю ее вместе с мидрашами и Мишной приходилось заучивать наизусть, но уж если находились такие люди, то слава их была куда больше, чем слава великих полководцев.

Тем временем в жизни евреев наступали нелегкие времена. В V веке крайне фанатичные зороастрийские священники пришли к власти в Сасанидской империи. Они не желали терпеть на своих землях людей, исповедовавших иную религию. Начались гонения против еврейского народа.

Это было тяжелое время, век разрушительных вторжений варваров и великого переселения народов. Старые формы жизни рушились. Новые силы приходили к власти. Разваливались империи, насилие становилось обычным явлением. Раввины опасались, что еврейское знание может исчезнуть в хаосе, все, созданное учеными, погибнет, будет уничтожено и забыто. Было принято решение записать Мишну и Гемару. Так появился Вавилонский Талмуд. На выполнение этой задачи ушло почти 200 лет.

Но для осуществления такой работы требовался ученый масштаба рабби Йеуды а-Наси, кодификатора Мишны. Такой человек нашелся и в Вавилонии.

Академия в Суре переживала тяжелые годы, пока ее не возглавил Рав Аши. Вновь закипела работа, вновь приезжали люди и с энтузиазмом брались за изучение Торы и Мишны.

Одной из работ рава Аши стало сохранение материала, отражавшего деятельность амораев Вавилонии. Как некогда устная традиция передавалась из поколения в поколение, пока не была записана в форме Мишны, так и ныне высказывания амораев передавались устно. Неустойчивое положение евреев грозило уничтожением всех накопленных знаний.

Как и в случае с Мишной, раввины приняли решение собрать все накопившиеся материалы, систематизировать и кодифицировать их, а затем записать. Начало этому дело положил рав Аши. Для достижения своей цели он во время больших собраний читал отрывки из Мишны, сопровождая их пояснениями амораев, т.е. Гемарой. В течение 30 лет он прочитал всю Мишну вместе с Гемарой, чем было положено начало к составлению Талмуда. За свои заслуги он удостоился высшего ученого звания "Рабейну".

Затем рав Аши с помощью учеников и коллег приступил к кодификации Вавилонской Гемары в соответствии с классификацией Мишны, сделанной Йеудой а-Наси. Во время Ярхей Кала в это дело вносили свой вклад ученики, добавляя к имеющимся текстам записи дискуссий, споров, рассказов и притч, услышанных ими в процессе учения. Желая привлечь к изучению Торы как можно больше людей, в том числе женатых и занятых в земледелии, Рав ввел новую систему обучения, открытую для каждого, кто желал ею воспользоваться. Ежегодно в течение месяцев адар и элуль, когда земледельцы могли отдохнуть от полевых работ, а ремесленники и торговцы сделать перерыв благодаря смене сезонов, Рав проводил специальные занятия по еврейскому Закону. Эти два месяца и назывались Ярхей Кала (дословно «месяцы невест»). Долгие годы рав Аши работал над материалами Талмуда.

С началом правления персидского царя Коведа для вавилонского еврейства вернулись тяжелые времена, усилилось влияние фанатичных жрецов зороастризма, враждебно относившихся к евреям и подготовивших почву для религиозных гонений. Начались преследования евреев и христиан, запрещалось празднование Шабата. В это бедственное время никто уже не сомневался в необходимости срочной записи устного учения, накопившегося со времен Мишны.

Вскоре гонения в Вавилонии прекратились, вновь открылись академии в Суре и Пумбедите. Начальником академии Суры был Равина, последний аморай Вавилонии. Под его руководством ученые приступили к составлению Вавилонской Гемары. Они записали все собранные ранее устные толкования и дополнения к Мишне в одном своде законов и мнений и объявили его законченным. Вавилонская Гемара была распределена по порядку статей Мишны. Соединенные вместе, Мишна и Гемара составили огромный памятник, получивший название Вавилонского Талмуда. Равина умер в 499 году, а 500 год считается годом заключения Талмуда.

(продолжение следует)


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS