По книгам Моше Гольдберга и Симхи Раза в переложении Рут Гиршович
Справедливость — понятие относительное. Не стоит сетовать на судьбу. Лучше проанализировать свое прошлое.
ОТЕЦ И УЧИТЕЛЬ
У раби Акивы не было никакой официальной должности: он не был ни председателем, ни даже членом Верховного суда. Несмотря на это он стал величайшим авторитетом по галахическим вопросам во всем Израиле. Раби Тарфон, один из Мудрецов того поколения, не раз с некоторой долей раздражения говорил ему: «Акива! Я не в силах выносить твои слова!» Но Акива обладал огромной силой воли. Он упорно стоял на своем мнении и, по большей части, доказывал Мудрецам свою правоту. Даже раби Тарфон, в конце концов, признавал свою ошибку и говорил: «Твое объяснение, Акива, подобно объяснению самой жизни». Раз раби Тарфон вынужден был сделать комплимент раби Акиве, сказав: «Радуйся, Авраам, что из тебя вышел раби Акива!»
Тысячи учеников заполняли ешиву раби Акивы в Бней-Браке. Он любил их всей душой и был для них верным отцом. Он посещал дома своих учеников и следил, чтобы у тех не было недостатка ни в чем. Рассказывают, что как-то заболел один из учеников раби Акивы. Товарищи не навещали его. Слух об этом дошел до ушей раби. Он тут же пошел проведать больного, вымыл пол в его доме и окропил его водой, а затем принялся лечить страждущего.
«Ты оживил меня, раби!» – принялся благодарить его ученик, на что раби Акива ответил: «Кто не посещает больного – тот как бы совершает грех кровопролития».
В течение всей своей жизни раби Акива всеми силами старался помогать бедным и больным, сиротам и вдовам. Очень много времени он посвящал общественным делам, собирая пожертвования и цдаку в пользу нуждающихся. Познав с детства голод и нужду, он хорошо понимал этих людей.
Агада рассказывает: о раби Тарфоне говорили, что он был очень богат, но почему-то не делал пожертвований в пользу бедняков. Раз встретил его раби Акива и спросил: «Хотел бы ты, раби, чтобы я приобрел для тебя один или два поместья?» «Конечно», – ответил тот и тут же дал раби Акиве 40 тысяч золотых динаров. Раби Акива распределил эту сумму среди неимущих. Спустя некоторое время раби Тарфон опять повстречался с раби Акивой и поинтересовался: «Где поместья, купленные тобой для меня?» Раби Акива взял его за руку и отвел в бейт-мидраш. Затем он подвел к нему мальчика с учебником в руках. Малыш стал читать по книге, пока не дошел до изречения: «Следует всегда давать цдаку и распределять ее между бедными». Тут поднялся раби Акива и сказал: «Вот то поместье, которое я купил тебе».
Встал раби Тарфон, поцеловал раби Акиву и сказал: «Рабби, друг мой! Рабби – по своей мудрости и друг мой – по жизни». И добавил еще денег на цдаку.
Раби Акива говорил: «Запрещено вкладывать деньги, предназначенные на цдаку, в торговлю, даже в том случае, если торговое дело имеет явную прибыль. А почему? Чтобы всегда, каждую минуту, под рукой были деньги для цдаки».
Став знаменитым Мудрецом, раби Акива, однако, не отдалялся от людей. Как-то попросили его согласиться на пост главы общины. Ответил раби Акива:
- Пойду, посовещаюсь с женой.
Последовавшие за ним люди неожиданно услышали голос раби Акивы:
- Чтобы осрамиться! Для этого! Чтобы опозориться!
То есть раби Акива колебался, не решаясь принять на себя обязанности главы общины и пошел спросить совета у любимой жены, а по дороге домой рассуждал вслух: «Приму это назначение, но не для почета, который ему сопутствует, а потому, что общество… осрамит и опозорит меня, ибо таков удел всех общественных деятелей».
Раби Акива был чрезвычайно скромен. Когда он молился в миньяне, то всегда старался укоротить молитву, чтобы не заставлять людей ждать себя. Он говорил: «Каждый, кто кичится своим знанием Торы, похож на падаль, валяющуюся на дороге. Все прохожие зажимают носы, стараясь поскорее пройти мимо».
А вот история о раби Йонатане, последователе школы Шаммая. Повстречав как-то раби Акиву, известного как противника школы Шаммая, Йонатан обратился к нему с издевкой: «Ты ли это, раби Акива, который удостоился стать главой общины, не достигнув даже звания предводителя коров?» Раби Акива, однако, нисколько не оскорбился и скромно ответил: «Ты почти прав. В действительности я не смог подняться даже до звания предводителя овец».
В трактате Таанит рассказывается:
Случилось как-то, что долгое время не было дождей. Весьма обеспокоенные засухой, все постились и молились о даровании дождя, но дождь не шел. Раби Элиэзер молился о дожде и произнес все 24 благословения, но это не помогло. Встал тогда на возвышении в синагоге раби Акива и сказал:
- Отец наш, Царь наш, нет у нас Царя, кроме Тебя! Отец наш, Царь наш, лишь от Тебя нисходит милость к нам.
Тотчас хлынул дождь.
Увидев, что раби Элиэзер расстроен тем, что его молитва не была принята Небесами, раби Акива подошел к нему, чтобы успокоить, и рассказал притчу:
- На что это похоже? На царя, у которого было две дочери: одна дерзкая, а вторая скромная. Когда первая просила что-нибудь, царь поспешно созывал слуг, чтобы поскорее удовлетворить просьбу капризницы. А когда вторая говорила о каком-нибудь своем желании, царь не спешил с выполнением, ибо хотелось ему подольше слушать нежный голос своей любимой скромной дочери…
Невзирая на огромные познания, раби Акива с большой осторожностью относился ко всем общественным поручениям. Раз попросили его подняться и прочесть Тору перед общиной. Раби Акива наотрез отказался. Спросили его ученики:
- Почему ты отказываешь нам?
Ответил раби Акива:
- Клянусь вам, что никогда не читаю Тору публично, если заранее не прочитал этот отрывок два или три раза. Ибо не в праве человек произносить слова Торы перед общиной, если не уяснил их себе, по крайней мере, два-три раза.
Когда скончался один из сыновей раби Акивы, множество людей пришло оплакать его. Сказал им раби Акива: «Братья евреи, послушайте! Утешен я почетом, который вы мне оказываете. А почему удостоился я такого почета? Не потому, что я мудр, ведь есть среди присутствующих люди более мудрые. Не из-за моего богатства, ведь есть здесь люди и побогаче меня. Люди, пришедшие с юга, знают раби Акиву. Но люди из Галилеи откуда знают меня? Мужчины знакомы с раби Акивой, но откуда знают меня женщины и дети? Если вы пришли просто к Акиве – то множество таких Акив можно встретить и на базаре. Я знаю одно: вы огорчены горем, постигшим меня, и пришли, чтобы исполнить заповедь Торы. Спасибо вам, я утешен. Идите с миром по домам».
(продолжение следует)
|