ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Израиль  /  НИКОГДА НЕ СДАВАТЬСЯ. Восстание Бар-Кохбы

По книгам Моше Гольдберга и Симхи Раза
в переложении Рут Гиршович

Мудрецы не призывают нас слепо, не размышляя,
полагаться на милость Всевышнего.
Они советуют всем сердцем осознать, что Творец контролирует все в мире.

Восстание Бар-Кохбы

В Риме царствовал новый император Адриан (117-138 гг.). Под страхом смертной казни он запретил изучение Торы и исполнение обрядов иудаизма. По его приказу Иерусалим был превращен в город идолопоклонников, а на развалинах Храма возвели храм Юпитера. Евреи начали готовиться к восстанию, в тайне от римских властей собирая силы и ожидая удобного случая. Многие из Мудрецов противились этим настроениям и действиям сынов Израиля. Они не верили, что смогут победить римскую империю, могучую и благоденствующую, считая, что лишь через много лет еврейский народ сможет удостоиться свободы и независимости. Но объявился замечательный молодой герой – Шимон Бар-Кохба, который решил возглавить восстание против Рима. Этот человек покорил сердца сынов Израиля: именно народ назвал его этим именем – Бар-Кохба (сын звезды). К восставшим присоединился и раби Акива со своими многочисленными учениками. Более того, раби Акива провозгласил Бар-Кохбу Машиахом.

Большинство Мудрецов опасалось последствий восстания. Раби Йоханан бен Торта, например, споря как-то по этому поводу с раби Акивой, сказал ему с раздражением: «Акива! Трава прорастет на твоей могиле, а Машиах не придет!» (т. е. Машиах не явится даже спустя много лет после твоей смерти, а ты говоришь о «помазаннике» Бар-Кохбе). Однако народ не поддержал Мудрецов, призывающих к миру с римлянами, а пошел за Бар-Кохбой. К восстанию готовились несколько лет: собирали оружие и строили укрепления. Сигналом к началу боевых действий послужил отъезд императора в Грецию летом 132 г. Восстание поддержал почти весь народ, а центральное место принадлежало раби Акиве и его бейт-мидрашу. Талмуд говорит, что из школы раби Акивы в армию Бар-Кохбы ушло 400 тысяч добровольцев.

Трактат Сота рассказывает, что в то время Мудрецы как раз обсуждали вопрос о законах призыва в армию (т. е. насколько законен, с точки зрения Торы, призыв в действующую армию). В Торе сказано: «Б-гобоязненный и мягкосердечный человек пусть останется дома». Как следует толковать эту фразу? Раби Акива поддержал восстание, он призвал всех молодых евреев присоединяться к отрядам Бар-Кохбы. Более того, он объявил восстание «заповедной, а потому обязательной войной, на которую должны выйти даже жених и невеста из-под хупы, даже коэны и левиты». Несмотря на это, он толковал фразу из Торы по ее прямому смыслу: «Мягкосердечный человек – это тот, кто не может выстоять на войне, кто не может противостоять обнаженному мечу (то есть готовому к действию оружию), а потому пусть такой человек остается в доме: ведь пользы от него на войне все равно не будет». От всей души желая помочь евреям сбросить иго Рима, раби Акива ездил не только по всем общинам Эрец Исраэль, но побывал даже у евреев Франции и Африки. Он убеждал давать пожертвования и призывал молодежь к участию в восстании.

Поначалу восстание было успешным. Бар-Кохба смог одержать несколько побед над римлянами. Евреи захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. По своим размерам и накалу восстание приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. Адриан призвал на помощь легионеров из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Война продолжалась три года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на отчеканенных в то время монетах.

Но многочисленным войскам под командованием опытного полководца Юлия Севера удалось, в конце концов, взять Галилею и повернуть на Иерусалим. После тяжелых боев римляне взяли город. Последней твердыней Бар-Кохбы была крепость Бейтар в Иудейских горах. Захват Бейтара потребовал от римлян больших усилий, но в 135 г. Бейтар все же пал, а сам Бар-Кохба был убит в бою. Рассказы об учиненной римлянами в Бейтаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бейтара стало несчастьем, равным разрушению Первого и Второго Храмов. Отдельные очаги сопротивления все еще сохранялись в Иудейской пустыне и на берегу Мертвого моря, но и они вскоре были подавлены огнем и мечом. Иудея окончательно утратила свою независимость. Евреям отныне под страхом смерти был запрещен даже вход в Иерусалим. Агада говорит, что в этой войне было убито около полумиллиона евреев, десятки тысяч были проданы в рабство. Сотни деревень и городов были разрушены. Почти все жители покинули страну, а немногие оставшиеся в живых были совершенно деморализованы.

Раби Акива старался поднять дух народа и зародить в нем надежду на будущее. Лишь вождь, наделенный беспримерной верой и пользующийся безусловной народной поддержкой, был способен к такой тяжелейшей миссии. Он учил всегда мыслить положительными категориями, находить хорошее во всех людях, в самых разнообразных вещах и в любых ситуациях.

В законах траура сказано, как следует утешать скорбящих. Тому, кто оплакивает своих близких, можно сказать: «Все, что делает Всевышний — к лучшему, мы должны со смирением принять волю Всевышнего...» Отсюда понятно, что принцип раби Акивы подходит не только для самоутешения, но и для утешения окружающих.

Обратимся к Талмуду, к опыту рава Хуны, от имени которого приводится этот принцип в трактате Брахот. У соседки рава Хуны было семеро сыновей. Один из них умер, и она никак не могла прийти в себя от горя даже после того, как период траура окончился. Тогда рав Хуна попросил, чтобы ей передали от его имени: «Не предавайся чрезмерной печали». Безутешная мать не послушала совета. Тогда рав Хуна отправил ей послание: «Если ты будешь так убиваться, то готовь траурные одеяния и для следующего сына».

Да, нам надлежит оплакивать близкого родственника во время дней траура. Но, по их окончании, мы также должны прекратить траур.

Раби Акива учил, что Творец все делает для нашего блага. Благо это, в конце концов, становится очевидным, рано или поздно раскрывается, даже если мы не в состоянии обнаружить его в этом мире. Идеал Торы — никогда не жаловаться и не беспокоиться. Нужно концентрироваться на основных радостях жизни, потому что это дары Всевышнего, преподнесенные нам в готовом виде. Возможность дышать, видеть, ходить, разговаривать, есть, пить... Все это — удовольствия. Следует научиться ценить их и благодарить за них Творца каждый день нашей жизни.

Как человек смотрит на мир – таков и будет его мир. Начать так жить, конечно же, трудно. Особенно, если нет такой привычки. Особенно после каких-то жизненных неудач и трагедий. И здесь нам помогает раби Акива, у которого есть чему научиться в искусстве принимать жизнь.

(окончание следует)


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS