ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Израиль  /  НИКОГДА НЕ СДАВАТЬСЯ

По книгам Моше Гольдберга и Симхи Раза
в переложении Рут Гиршович

Раби Акива никогда не боялся трудностей.
Он преодолевал их и шел дальше, вперед и вперед.
Поистине достойный пример для подражания.

На пути к мудрости

Как начинал раби Акива? Предание гласит:

Раби Акива начал изучать алеф-бет (еврейский алфавит), как и все, у ребе (школьного учителя), но, в отличие от других, учился он вместе со своим маленьким сыном. Нелегко садиться за парту в сорок лет! Не раз испытывал раби Акива настоящее отчаяние от мысли, что, скорее всего, не сможет выполнить обещание, данное жене. Учение давалось ему чрезвычайно трудно, но он не отступал.

Как-то раз раби Акива проходил мимо камня, в отверстие которого падала вода из источника. «Как возникла эта дыра в камне?» — удивился он. И, поразмыслив, понял: на камень годами, капля за каплей, падала вода. Именно они, эти капли, и пробили камень!

Из этого наблюдения раби Акива извлек для себя очень важный урок: даже мягкая вода может пробить твердый камень. Тем более Тора, крепкая, как железо, может проникнуть в сердце и тело, которые состоят из плоти и крови.

«Конец будет хорошим, если правильно начать дело». Так раби Акива впоследствии интерпретировал стих Коhэлет: «Конец дела лучше его начала, а терпеливый лучше горделивого». Если с самого начала капля изо дня в день терпеливо падает на камень в нужном направлении, то, в конце концов, она пробьет себе путь, даже если это займет много времени. Ясное осознание этого правила придавало раби Акиве мужество продолжать свои занятия даже тогда, когда они, казалось, не приносили видимых результатов.

Он упорно задавал ребе вопросы о каждой детали: почему "алеф" пишется так, а "бет" пишется эдак? Он размышлял о каждой букве, пока не выучил всю Письменную Тору.

Выучившись читать и писать, Акива уже не мог остановиться. Он пошел в Явнэ, чтобы изучать Мишну (Устную Тору).

К тому времени Явнэ уже стал центром духовной еврейской жизни. Раби Йоханан бен Заккай сумел собрать здесь почти всех самых известных Мудрецов, и его ешива, после разрушения Второго Храма и Иерусалима, стала достойной преемницей Санhедрина.

Раби Акива начал учиться у раби Элиэзера бен Гуркануса, одного из выдающихся учеников самого раби Йоханана бен Заккая. Трудясь над каждым законом, Акива снова упрямо размышлял и снова задавался вопросами: почему это так, а не иначе? Отметим, однако, что раби Элиэзер никак не отличал Акиву и почти не обращал на него особого внимания, ибо не видел в нем выдающихся способностей.

Человеком, открывшим Акиву, был раби Йеошуа бен Хананья. Его дом учения находился в Галилее, но он имел обыкновение посещать время от времени дом учения раби Элиэзера в Лоде. Там-то он и встретил бывшего пастуха Акиву. Он сразу понял, что имеет дело с уникальной личностью, и рассказал о своих наблюдениях другим Мудрецам. Именно раби Йеошуа дал Акиве смиху, т.е. официальное разрешение быть учителем hалахи (практического закона) в Израиле. Спустя некоторое время Акива уже обучал учеников. Их число быстро росло. Но ему предстояло пережить еще немало тяжелых ударов. Всякий раз они отбрасывали его назад. Заставляли все начинать заново.

На войне с римлянами и во время эпидемии раби Акива потерял 24 тысячи своих учеников, но все же не сдался. С горсткой оставшихся учеников он обосновался в маленькой деревушке Бней-Брак, где создал новую ешиву и продолжал растить и воспитывать мудрецов. Вскоре этот бейт-мидраш (дом учения) превратился в центр изучения Торы, а сам раби Акива прославился на весь Израиль. Спустя примерно 20 лет после разрушения Храма, его имя уже упоминалось среди самых выдающих мудрецов Явнэ. Талмуд рассказывает нам, как встретил раби Акиву знаменитый Мудрец, раби Доса бен Аркинас. Старый Танай (так называли составителей Мишны) отнесся к нему с огромным уважением, сказав: «Это ты, Акива бен Йосеф, имя которого известно от края и до края всего мира? Садись, сынок, садись, да умножатся подобные тебе в Израиле».

Агада рассказывает, что учеников у раби Акивы было 48 тысяч! От них он требовал такого же упорства, каким отличался сам, и самозабвенного труда. Он давал им лишь два свободных дня в году. Один свободный день – в канун Песаха, чтобы, выспавшись днем, они могли бодрствовать ночью во время седера и читать Агаду. Другой день – в канун Йом-Кипура, чтобы они могли приготовить пищу для своих детей на день поста. Все остальные дни посвящались изучению Торы.

Метод обучения и эрудиция раби Акивы производили на всех, даже на его оппонентов, большое впечатление. Говорили, что он «подобен горе Синай среди других гор», то есть что он выделяется даже среди Мудрецов большими познаниями и остротой ума.

Была такая традиция в Израиле: ученики обязаны были оказывать всяческое уважение своим учителям. Например, ученику запрещалось выносить hалахическое решение в присутствии своего учителя. Однако это правило не распространялось на раби Акиву. Более того, раби Йоханан сказал: «Даже если возникнет спор между раби Акивой и его учителями, решение надо принимать согласно мнению раби Акивы».

Раби Акива стремился к тому, чтобы дать толкование каждому слову и каждой букве Торы. Порой, чтобы достичь чего-то, от него требовались почти нечеловеческие усилия. Но он не опускал рук. Им руководила идея, что Всевышний, так много делая для людей, побуждает и нас изо всех сил стараться во имя Его Славы. «Сам факт, что Всевышний позволяет человечеству продолжать жить год за годом, — утверждал раби Акива, — яркое доказательство Его намерений. Тем самым Он как бы говорит человеку: "Продолжай. Лучшее — впереди!"»

Даже достигнув беспримерных познаний, раби Акива продолжал идти ко все новым и новым достижениям. В какой-то момент он приступил к изучению и постижению наиболее сокровенной, сокрытой части Устной Торы, Каббалы. Вместе с ним на этот путь вступили еще три великих мудреца. Прежде чем раскрыть перед ними глубины тайного учения, он предупредил всех троих об опасности этого духовного испытания. В итоге, он единственный сумел войти в тайный духовный мир (Пардес) и вернуться невредимым. Он удостоился защиты Всевышнего, который сказал своим ангелам: «Дайте пройти этому старцу, ибо он заслужил эту честь!»

Как сказано в Талмуде, «вошел с миром», потому что был в полной мере подготовлен к такому испытанию, понимая все аспекты Торы и обладая совершенным характером. Поэтому и из такого испытания раби Акива вышел не только невредимым, но и духовно возвышенным.

Став величайшим hалахическим авторитетом, он не забывал о днях, когда ненавидел Мудрецов Торы. Он часто вспоминал свое детство и говорил: «Благодарю тебя, Г-дь, что Ты поместил меня среди сидящих в Бейт - Мидраше, а не среди слоняющихся по базарам».

(продолжение следует)


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS