ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Израиль  /  Пустыня Негев. Беер-Шева

     Пустыня Негев – самая южная часть Израиля. Она раскинулась большим треугольником с вершинами в Беер-Шеве, Содоме и Эйлате, занимая 12 тыс. кв. км. Большую часть года в Негеве выпадает мало дождей, дуют сухие ветры, поднимаются песчаные бури, небо затягивается мутным маревом. В древности говорили: «Страна Негев – край, где выжжено все живое». Хотя дожди в Негеве выпадают редко, здесь случаются сильные паводки. Объясняются они тем, что известняковые породы не впитывают влагу и дожди стекают с гор в долины, где лессовая почва также не впитывают влагу. Тем не менее, в Негеве с давних времен жили скотоводы и кочевники. По Негеву странствовали наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. Эту пустыню называют колыбелью еврейского народа. Наши праотцы разбивали здесь свои шатры и выкапывали колодцы. Из-за колодцев часто возникали споры. Засухи здесь были настоящим бедствием и голод гнал обитателей Негева на север, заставлял переселяться в другие земли. При исходе из Египта евреи дважды пытались пройти через Негев и оба раза неудачно.


     Во времена расцвета Объединенного Израильского царства через Негев проходила дорога из Иерусалима до самого Эцион-Гевера (нынешний Эйлат). Негев был как бы мостом между Индийским океаном и Средиземным морем.


     После разрушения Первого Храма Негев опустел, немногочисленные поселения и города превратились в развалины, колодцы высохли. С возвращением евреев из вавилонского плена Негев оживился, но вскоре им овладели кочевники из Эдома. В III в. до н. э. в страну хлынули набатеи – кочевые племена, которые создали в Заиорданье и Негеве богатую торговую державу. Набатейское царство утратило политическую независимость в 106 г., став частью римской провинции, и Негев превратился в хорошо укрепленную пограничную заставу. Еще несколько столетий сохранялась высокая культура набатеев.
Арабские завоевания, начавшиеся в VII в., положили конец расцвету Негева. В Негев приходят кочевники-бедуины.

     Слово «бедуин» происходит от арабского «бадави» – степь. Бедуинами называются все кочующие племена. Язык у них арабский, они, как и арабы, ведут свою родословную от сына Авраама и Агари – Исмаила, главным образом занимаются разведением верблюдов, коз, овец и лошадей. Живут они в шатрах. Несколько семей составляют клан, несколько кланов – племя. Во главе племени стоит шейх. Уклад жизни определяется обычаями и правилами, установленными с незапамятных времен. С годами все чаще между племенами вспыхивали войны из-за пастбищ. Эта борьба и проникновение бедуинов на север вынудили турок в 1899 г. выстроить свой административный центр – Беер-Шеву.

БЕЕР-ШЕВА (ВИРСАВИЯ)

«И насадил Авраам при Вирсавии рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечного» (Быт.)

     Скалистые горы и лунные кратеры, распускающиеся ирисы и раскачивающиеся на ветру акации, горные козлы, легко взбирающиеся вверх по крутым склонам, пышные оазисы и усыпанная перезревшими финиками земля, стаи перелетных птиц, направляющихся в дальние страны, поросшие лавандой горы, глубокие каньоны с красными отвесными стенами.


     Здесь скрывался царь Давид от преследований царя Шауля, здесь древние народы прокладывали первые торговые пути, отшельники искали уединения, а в пещерах обитали духи. Здесь до сих пор живут бедуины, сохранившие уклад жизни древних племен, и черные палатки из козьей шерсти защищают их от палящего солнца. Забудьте о бесконечных песчаных дюнах и суховеях: израильские пустыни и заповедники – это нечто иное, гораздо более живое и разнообразное. Забудьте о запустении – пустыня полна жизни и движения, которые только и ждут того момента, когда путешественник откроет их для себя.

     Столица Негева – Беер-Шева расположена там, где заканчиваются культивированные земли Израиля и начинается территория пустыни и прерий. Она находится в 50 милях южнее Иерусалима, это шестой город Израиля по численности населения. Она расположена перекрестке многих дорог, по которым во времена Авраама ходили караваны верблюдов. На север от Беер-Шевы находится известный город Хеврон. Иудейская пустыня и Мертвое море находятся еще южнее Беер-Шевы. На западе находится Средиземное море и сама пустыня Негев – на востоке. У Беер-Шевы уникальная топография и, несмотря на такое южное положение, очень богатая почва. Извечная израильская проблема засухи не очень сильно затрагивает этот город, находящийся рядом с двумя мощными речными потоками, из-за чего его также называют оазисом в пустыне. В сухое время и когда месяцами нет дождей, Беер-Шева становится городом торговли. Из Хеврона туда течет вода, и она поддерживает жизнь между маем и октябрем.

     Именно в этом городе с древних времен было принято копать колодцы, для того чтобы найти источник воды в недрах земли. В Тель-Шеве – самом бедном районе Беер-Шевы находятся ценнейшие архитектурные строения. В Книге Берешит (главе 21) Тора пересказывает нам сюжет, когда Авраам тоже копает колодцы, и между его слугами и слугами царя Авимелеха возникает спор. Все филистимляне, жившие тогда в этом месте, считают, что колодец, выкопанный Авраамом, принадлежит им. Мидраш пересказывает замечательный эпизод, каким образом разрешился этот конфликт. Авраам подвел овечку к колодцу и вода чудесным образом изнутри колодца полилась вверх, как фонтан. Это стало подтверждением, что Авраам является настоящим владельцем этого места. Тогда Авраам и Авимелех – царь Герара заключают союз, чтобы запечатлеть столь чудесный эпизод навечно. Авраам отдает Авимелеху семь овечек в качестве подтверждения союза. Именно поэтому в Торе написано: это место называется Беер-Шева (колодец семи), потому что там было подарено Авраамом Авимелеху семь овечек, и там была дана эта клятва, заключено соглашение. Также написано, Беер-Шева – колодец клятвы, потому что клятва на иврите – «шава». Легенда утверждает, что древний колодец, находящийся на перекрестке Хевронской дороги и улицы Керен Каемет, вырыт руками Авраама.

     В книге «Бытие» говорится: «Он сказал: семь агниц сих возьми из руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место Вирсавия». Согласно этому договору Авраам получил разрешение пользоваться пастбищами и колодцами в стране Авимелеха.

     Город расположен в западной части долины Беер-Шева, раскинувшейся между Хевронскими горами на севере и горами северного Негева — на юге. Древняя Беер-Шева времен праотцов находилась на холме Тель-Шева. Город был расположен на перекрестке торговых путей, пересекавших пустыню Негев и фактически, как и сейчас, был процветающей столицей пустыни.


     На холме Тель-Шева (библейское расположение Беер-Шевы), находящемся в семи километрах от современного города, по дороге в город Арад, проводятся археологические раскопки институтом археологии Тель-Авивского университета. В ходе раскопок обнаружены остатки синагоги византийского периода. Ученые считают, что здесь некогда было большое еврейское поселение. Уже в наше время у подножия холма Тель-Шева по решению правительства Израиля построен современный благоустроенный жилой квартал для бедуинов, оставивших кочевой образ жизни. Осевшие на земле бедуины частично занимаются земледелием, но большинство занято в строительстве.
Со времен мусульманского владычества Беер-Шева практически перестала существовать. До начала XX века местность представляла собой пустырь, покрытый развалинами, в которых ютились кочевые племена бедуинов. До 1900 года в Беер-Шеве была дюжина колодцев и караван-сарай (постоялый двор), построенный в 1898 году.

     Современная история города начинается с 1900 года, когда турецкие власти сократили размеры округа Газы и создали самостоятельный округ Беер-Шева, чтобы взять под более эффективный контроль действия бедуинских шейхов, бесчинствовавших в округе, и улучшить взимание налогов с бедуинов.


     Строительство города началось в 1900 году по проекту немецких архитекторов. Уже в 1901 году евреи построили в городе мельницу. К 1929 году в Беер-Шеве проживало около 200 евреев. После кровавых арабских бесчинств 1929 года евреи оставили город. В октябре 1948 года Беер-Шева была освобождена Армией Обороны Израиля. С этого момента начинается новый, воистину замечательный этап возрождения и развития древнего города.


     В наши дни Беер-Шева превратилась в один из крупнейших промышленных центров страны с населением 150 тыс. человек (во времена британского мандата число жителей в Беер-Шеве не превышало 5000 человек). Есть две основные причины быстрого и динамичного развития города. Прежде всего, идущее быстрыми темпами освоение естественных богатств Негева. Это сделало Беер-Шеву, стоящую на перекрестке дорог, ведущих к двум основным источникам полезных ископаемых: Мертвому морю и котловинам Рамона и юга Аравы (разработки фосфатов, каолина и меди), естественным центром всего Негева. Помимо этого, Беер-Шева входит в число так называемых «городов развития». «Города развития» появились в результате массовой алии в первые десятилетия существования независимого государства Израиль. Целью создания «городов развития» было более равномерное расселение жителей и быстрейшее промышленное развитие окраин. И действительно, население Беер-Шевы в основном состоит из репатриантов. Очень много в Беер-Шеве выходцев из СССР. В последние годы в городе построены заводы для переработки каолина и химикалий, заводы строительных материалов и целый ряд других предприятий легкой и тяжелой промышленности. Бьет ключом в Беер-Шеве и культурная жизнь. В городе создан современный университет, носящий имя Бен-Гуриона. Есть собственный симфонический оркестр. Репатриантом из СССР создана прекрасная шахматная школа, уже вырастившая несколько хороших шахматистов. Именно в Беер-Шеве регулярно проводятся представительные международные шахматные турниры, в которых принимали участие Роберт Фишер и Виктор Корчной. Есть и свой неплохой музей, находящийся на шоссе Независимости (дерех а'Ацмаут), экспозиция которого размещена в здании бывшей мечети. Экспонаты музея дают представление об истории и развитии Негева. На улицах города можно увидеть студентов университета и бедуинов в широко развевающихся одеждах. Здесь много туристических лагерей и полевых школ, расположенных под звездным небом пустыни и в рукотворных лесах, откуда удобно отправляться на экскурсии вглубь пустыни.


     Чрезвычайно интересны окрестности Беер-Шевы, где находятся раскопки нескольких древнейших городов. Эти памятники давно прошедших веков находятся на путях, ведущих в Эйлат. Из Беер-Шевы в Эйлат ведут две дороги, которые недалеко от Эйлата, в районе киббуца Ютвата, сливаются в одно шоссе. Одна дорога проходит вдоль границы с Иорданией через долину Арава и город Димону, около которого находится древнее поселение Курнуб (Мамшит). Другая дорога, ведущая к древнейшим поселениям Шивта и Авдат, проходит по Негевской возвышенности через величественный каньон Рамон. Эта дорога на Эйлат сложнее и длиннее.

     В духовном смысле вода – Беер-Шева означает постоянный источник обновления. Пророк Иеремия называл самого Вс-вышнего постоянным источником живой воды. Поэтому понятно, что именно в месте, где Авраам раскапывает колодцы, где он находит источники живой воды, он решает установить свой знаменитый искренним гостеприимством дом, в котором люди будут приведены к настоящему Б-гу – Источнику всей живой воды. Аврааму и Саре удалось так много людей привести в свой дом, потому что через Беер-Шеву проходили торговцы, чаще всего идолопоклонники. Ни одно место не подходило так, как Беер-Шева, для того чтобы распространять идеи монотеизма, место, благословенное таким количеством колодцев. Именно этот город в Израиле по сей день является, с одной стороны, чисто материальной – оазисом в пустыне, но также служит духовным центром, где передается смысл сообщения Авраама, смысл его жизни, его гостеприимства, его морали, его веры в Одного Б-га.

По материалам еврейских сайтов


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS