ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Life Lesson  /  Просьба о дожде

Рав Элиягу Ки-Тов

     Начиная с седьмого месяца Хешван в стране Израиля – Эрец Исраэль – начинают молиться о дожде. Просьба о дожде – «… Дай нам росу и дождь с благословением» – включается в благословение Шаним («Годы»), входящее в молитву Шмоне Эсре («Восемнадцать благословений»).

     Между Шмини Ацерет и седьмым Хешвана мы не молимся о дожде, а лишь упоминаем о его живительной силе в благословении «…Оживляющий мертвых», восхваляющем Творца, «… Посылающего ветер и дарующего дождь». Но в день седьмого Хешвана, когда «последние паломники (прибывшие на праздник Сукот в Иерусалим из Вавилона) уже перешли (на пути домой) реку Евфрат», начинают молиться о даровании дождя.

     За пределами земли Израиля, где дожди обильны и нужда в них не столь велика, молиться о дожде начинают лишь через шестьдесят дней после осеннего равноденствия.

     В нашем лунном календаре не может быть постоянной даты для начал молитвы о дожде в диаспоре. Зато точно известна его солнечная дата. В обычный год, когда в феврале двадцать восемь дней, молиться о дожде начинают пятого декабря, а в високосный год, когда в феврале на один день больше, – шестого декабря.

     Молитвы о дожде читаются как в Израиле, так и в диаспоре, вплоть до кануна праздника Песах. Хотя в некоторых странах, в том числе в Эрец Исраэль, дождь нужен уже в начале зимы, а в некоторых других он нужен и после праздника Печах, не было установлено никаких других дат для начала и конца периода, когда читаются молитвы о дожде. В любом случае в канун праздника Песах эти молитвы прекращаются. Любой город или страна, нуждающиеся в дожде также и в другое время, могут устанавливать особые покаянные молитвы и посты. Временные границы, установленные мудрецами для просьб о дожде в молитве «Восемнадцать благословений», всегда неизменны.

     В древности мудрецы и величайшие праведники Израиля каждый год после прихода дождей устраивали праздник, торжественно произнося благословение: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, милосердный и оказывающий благодеяния» и читали молитвы, восхваляющие Творца: «Да прославится, возвеличится и благословится Имя Того, по слову которого возник мир, Посылающего тысячи тысяч, миллионы миллионов ангелов, опекающих каждую каплю дождя» (Дварим Раба, 7).

Открытая сокровищница

Вот что говорили о дождях наши мудрецы.

     Сказал рабби Йоханан: «Три ключа Вс-вышний держит у Себя и не передает никому: ключ от дождей, ключ от родов и ключ к воскрешению из мертвых. О ключе от дождей сказано: «Вс-вышний откроет для тебя Свою сокровищницу, Небеса, чтобы вовремя дать дождь твоей земле» (Таанит, 2).

     Выпадение дождей более значительное чудо, чем воскрешение из мертвых, ибо воскрешение из мертвых предназначено только для людей, более того – только для Израиля, а дожди – для всех людей и животных (Берешит Раба, 13).

     В начале времен вода орошала землю, поднимаясь снизу, из бездны, как сказано (Берешит, 2): «И пар поднимался снизу и орошал всю поверхность земли». Но затем Вс-вышний решил, что земля будет орошаться сверху, дождем, падающим из облаков.

     Вы-вышний создал тучи, состоящие из миллиардов капель, каждая из которых не похожа на другую. Ибо если бы они были одинаковыми, то размывали бы землю и она не могла бы давать урожай (Бава Батра, 16).

     Рабби Элиэзер от имени рабби Йоси Бен Зимра сказал: «Все в мире благословляется благодаря дождям. Если дождь идет во время торговых переговоров, им сопутствует благословение, и купцы получают хорошую прибыль».

     Рабби Хая бар Аба сказал: «Больные чувствуют облегчение во время дождя. Рабби Аба сказал: «Даже драгоценные камни ощущают дождь – их грани ярче сверкают».

     Наши мудрецы заметили, что в дождь рыбы прибавляют в весе.

     Когда отец посылает своим детям подарки небольшой ценности, он доверяет их слуге. Ценные подарки он передает им сам.

     Большинство милостей, оказываемых нам Вс-вышним, передаются нам ангелами, исполняющими Его волю. Они исполняют ее совершенно точно, ничего не добавляя и не убавляя. Но дожди Он не доверяет ангелам. Когда Он посылает нам их, они попадают в мир прямо из Его сокровищницы. А когда сокровищница открыта, для Израиля наступает время милости, когда его сыны могут просить Вс-вышнего о чем угодно. Самые мудрые из них так и поступают – и Он удовлетворяет все их желания. Поэтому во время дождя необходимо просить Вс-вышнего об обновлении мира, о прощении грехов, об избавлении от нужды, о прекращении войн и возвращении изгнанников, а также о том, чтобы Он умудрил наши сердца и открыл их для Торы.

     Вот как велико благодеяние, заключенное в дожде. Поэтому мы обязаны устремить все свои помыслы к Небесам, произнося слова молитвы «Дай нам росу и дождь».

     Доверие рождает доверие

     В Танахе сказано (Йов, 41): :Кто упредит Меня, чтобы Я уплатил ему? Под всем небом – Мое это». Разве может человек исполнить заповедь, если Вы-вышний не дарует ему силы и возможность это сделать?

     Это тем более касается дождей, ибо никто еще не совершил столько добрых дел, чтобы за это мир мог удостоиться такой милости. Выпадение дождей происходит по милости Творца, а не вследствие заслуг человека. И тем не менее наши мудрецы учат, что существует человеческое качество, наградой за которое является благословенный дождь. Это качество – честность и взаимное доверие людей друг к другу. Почему именно за эти качества мир удостаивается дождей?

Мидраш рассказывает:

     «Вс-вышний сказал: «Если люди достойно ведут себя друг с другом – один человек дает другому ценный предмет на хранение без расписки и свидетелей, и тот по первому требования его возвращает; находит дорогую вещь на пустынной улице и немедленно возвращает ее владельцу; если люди ведут торговлю без расписок и выполняют все принятые на себя обязательства, не обмеривают и не обсчитывают покупателей, не вводят друг друга в заблуждение, не обманывают ожиданий друг друга – Я обязан посылать им дожди. Ведь они уже вспахали поля, засеяли их и спрятали зерно в земле в расчете на то, что Я пошлю им дождь – как же могу Я обмануть их ожидания и позволить вверенному Мне зерну пропасть? Ведь они сами друг с другом так не поступают!»

Таким образом, достойное поведение человека в отношении с другими людьми улучшает его отношения с землей. Но те, кто обманывают других людей, зарятся на чужое или даже злословят – для них закрываются Небеса и земля делается тверже меди и не дает плодов.

Рабби Акива сказал (Таанит,7): «Дожди прекращаются из-за воровства».

Рабби Катина сказал: «Дожди прекращаются из-за пренебрежения Торой».

Тора – часть наследия, которые оставил нам Моше, и еврейский народ заключил с ней договор. Тот, кто пренебрегает подписанными им договорами, непорядочный человек, и Небеса не посылают ему дождь.

Из «Книги нашего наследия» рава Элиягу Ки-Това

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS