ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Цикл жизни  /  Бар/бат мицва: еврейское совершеннолетие

Зеев Дашевский


1) С какого возраста человек ответственен за свои поступки.

     На вопрос о том, с какого возраста человек становится ответственным за свои поступки по законам Израиля, ответ, по-видимому, такой, что это возраст определяется, как и в большинстве демократических стран, то есть, с 18-ти лет. Конечно, есть такие преступления, за которые и в Израиле и в других странах человек начинает отвечать раньше. Если он совершил убийство или какое-нибудь другое серьезное преступление, то отвечать будет уже с 14-ти лет. По законам Небесного суда считается, что человек начинает быть ответственным за свои поступки с 20-ти летнего возраста; до 20-ти лет Небесный суд еще не взыскивает, считается, что человек еще недостаточно повзрослел. Поэтому стоит воздерживаться называть бар-мицву возрастом совершеннолетия.

2) Вызывание к чтению Торы; смысл благословения отца; ответственность родителей.

     Одним из центральных процедур празднования бар-мицвы (не в ресторане, конечно, а в Синагоге) считается вызывание к чтению Торы, что принято во всех общинах Израиля, с некоторыми не особенно существенными отличиями. Из всех заповедей Торы, которые подчеркиваются в момент достижения этого возраста зрелости, выбирают самую драгоценную, самую центральную заповедь, символизирующую, что теперь человек обязан по закону Торы заниматься Торой, и поэтому его вызывают читать.

     После того, как бар-мицва был вызван к Торе, и сказал свои благословения, принято, чтобы его отец именно в этот момент произнес благословение: "Благословен освободивший меня от наказания, которое этому (или за это)". Что означает, что я благодарю Тебя, Всевышний, за то, что ты меня, отца, освободил от наказания за то, что этот ведет себя не так, как надо, и с другой стороны, я благодарю Тебя, что ты меня освободил от того, что он, не дай Бог, может быть наказан за меня. То есть, здесь как бы две стороны: пока ребенок, мальчик или девочка, находится в статусе малолетнего, то не вступает в действие важнейший принцип, что сыновья не будут наказаны за отцов, и отцы не будут наказаны за сыновей, потому что дальше Тора говорит: "каждый умрет за свой грех". Где здесь видно различие между взрослым и маленьким ребенком? Как обычно в Торе, "каждый" называется "иш", и это - обычная форма, но на уровне мидраша иш - это "муж", взрослый мужчина. Если он взрослый, то он будет наказан только за свой грех, а маленький считается как бы частью, придатком, родителя, и маленький ребенок может быть наказан за грехи родителей. Это очень болезненное обстоятельство, которое надо иметь в виду, потому что нередко мы можем столкнуться в разных эпизодах с тем, что малолетние потомки несут наказание безо всякой собственной вины, страдая за грехи родителей.

     Когда отец произносит благословение: "... Ты освободил меня", то это означает, что Ты "развязал" нас, и теперь за мои грехи он не будет наказан, и за его грехи я не буду наказан. Потому что пока человек не достиг этого взрослого состояния, с него Небо не спрашивает ничего, он сам по себе никому ничем не обязан;

3) В чем отличие малолетнего от взрослого?

     Главное, чем малолетний отличается от взрослого, - это не уровень его способности логически мыслить. Ребенок пяти лет может рассуждать абсолютно здраво, он способен понять даже очень сложные рассуждения, то есть, у него относительно такой из сфирот, как "хохма", все в порядке, потому что это способность принимать информацию. Сфира "бина" - это способность раскладывать информацию "по полочкам", находить взаимосвязи, и с этим у ребенка тоже достаточно хорошо. Маленький ребенок отличается от взрослого тем, что у него отсутствует "даат". Так малолетний и называется в hалахе - "хасар даат" - человек, у которого нет "даат". Что такое даат? Даат по нашим понятиям не добавляет по сути ни крупицы новой информации, это то, что появляется у взрослого человека, когда неожиданно из того, что я знаю, и того, что я понимаю, вытекает, что я отвечаю за что-то. И это - ответственность, которой нет у ребенка.


Данная статья является отрывком из прочитанного в 2002 году Зеевом Дашевским курса по циклу еврейской жизни.

Данная статья является материалом сайта еврейского культурно-религиозного центра «Маханаим». Мы благодарим «Маханаим» за разрешение поместить данный материал на нашем сайте. Данную статью и множество интереснейших статей можно прочитать на сайте

http://machanaim.org/yearroun/in_zikl.htm


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS