Автор: Рут Гиршович
«Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Господь, Б-г Твой, дает тебе»
(Шмот 20:12).
Наши Мудрецы говорят, что в создании ребенка участвуют трое: отец, мать и Всевышний. Возникает вопрос: почему следует подчеркивать участие Б-га в рождении ребенка? Разве длань Б-га не проявляется во всем, что мы делаем и в том, что происходит вокруг нас? Но если в других областях жизни можно сказать, что Б-г управляет уже созданным миром, то здесь Он каждый раз выступает как Творец. Родители создают тело ребенка, а Б-г - душу. Б-г и родители играют одинаково важную роль в создании человеческой личности, и, следовательно, мы обязаны почитать и Б-га, и родителей.
Пятая заповедь, обязывающая нас чтить родителей и через них - Всевышнего, стоит среди первых пяти Заповедей, регламентирующих отношения человека с Б-гом, а не среди последующих пяти, координирующих отношения между человеком и человеком. Эта ее особенность дает нам осознать, что невозможно абсолютно разделить взаимоотношения человека с Б-гом и человека с человеком.
Наши Мудрецы утверждают, что почитание Б-га имеет приоритет по важности, а почитание родителей - приоритет по срочности. Иными словами, если повеление отца или матери противоречит повелению Б-га (т.е. указанию Торы), то человек обязан не послушаться родителей и исполнить волю Всевышнего. Однако сказано у Мудрецов: «Если просит отец сына сделать что-либо для него, а сын в это время обязан выполнить еще какую-нибудь заповедь, но эту заповедь могут за него выполнить другие, то пусть он оставит ее другим, а сам почтит отца своего и мать. Да не скажет человек: «Исполню я прежде волю Отца моего на небесах и отложу выполнение воли отца и матери моих».
«Бойтесь каждый матери своей и отца своего и Субботы мои соблюдайте: Я – Б-г Всесильный ваш» (Ваикра 19:3). Это означает, что если бы не специальное повеление Б-га, у нас не было бы обязанности почитать родителей, ведь эта заповедь не входит в число Семи Заповедей Бней Ноах. Приоритет послушания Б-гу подчеркивается также всей конструкцией стиха: «Мать и отца бойтесь, а Субботы соблюдайте», т.е. соблюдайте независимо от мнения родителей, так как и они обязаны передо Мной и перед своими предками соблюдать Тору.
Кроме прямого противоречия с заповедями, закон указывает на три важных случая, когда можно не послушаться родителей:
- если указания родителей запрещают или не дают возможности изучать Тору;
- если родители не одобряют желание сына (дочери) жениться (выйти замуж);
- если родители препятствуют переезду в Эрец Исраэль или в другое место, где есть возможность полнее изучать Тору, чем в том месте, где человек живет сейчас (за исключением того случая, когда для этого нужно выехать из Эрец Исраэль, тут разрешение родителей необходимо).
Во всех остальных случаях человек обязан почитать и уважать родителей, даже если они сами не соблюдают Тору.
Однако интересно, что и к Б-гу, и к родителям Тора заповедует «почтение», имеющее два аспекта: «почитание» и «боязнь».
Почитание - это уважение, неразрывно связанное с любовью, заботой, обеспечением потребностей. В «почитание родителей» включается обязанность обеспечивать их всем необходимым: пищей, одеждой, кровом и т.д. Мудрецы говорят: «До какой степени должно доходить почитание родителей? Даже если бы родители бросили золото, предназначенное для сына, в море, так что для сына оно было потеряно навеки, сын не должен укорять их за этот поступок ни словом, ни делом».
Боязнь - второе чувство, заповеданное нам Торой по отношению и к Б-гу, и к родителям, и это не просто страх. Это трепет, особое почтение, соблюдение определенной дистанции. Человек должен «бояться родителей», но это не означает, что нужно бояться наказания: нужно бояться обидеть родителей, непочтительно обойтись с ними. Не следует садиться на то место, которое предназначено для родителей за столом, перечить им, обращаться с ними фамильярно. Вновь обратимся за разъяснением к Мудрецам: «До какой степени должен человек проявлять боязнь по отношению к своим родителям? Если сын сидит в общественном собрании на почетном месте, одетый в праздничные одежды, и родители пришли бы к нему, разорвали бы на нем одежды, побили бы его и плевали бы ему в лицо на виду у всех собравшихся, сын должен перенести это и не возмущаться».
Любопытно, что в отрывке из книги Шмот, говорящем о почитании родителей, отец упомянут раньше, чем мать. В отрывке же из книги Ваикра, говорящем о боязни, на первое место поставлена мать. Почему? Поскольку по своей природе человек в первую очередь чувствует душевную привязанность к матери, важно напомнить ему, что и к отцу он должен относиться так же. С другой стороны, чувство боязни человек испытывает прежде всего по отношению к отцу. Таким образом, Тора сохраняет толерантность в отношении обоих родителей.
Насколько важно с рвением относиться к выполнению этой Заповеди? Для ответа на этот вопрос достаточно заметить, что Заповедь почитания родителей - одна (из двух) заповедей в Торе, за исполнение которых в качестве награды нам обещана долгая и хорошая жизнь. Это обещание содержится во второй ее формулировке: «Чти отца своего и мать свою, как повелел тебе Бог, Всесильный Твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Бог, Всесильный Твой, дает тебе» (Дварим, 5:16).
Почему за выполнение этой заповеди обещана специальная награда? Ведь и без награды мы должны почитать наших родителей в благодарность им за то, что они даровали нам жизнь, заботились о нас в детстве, любили нас. Мудрецы разъясняют, что здесь идет речь не об обосновании заповеди. Тора предсказывает нам развитие событий: если человек почитает своих родителей, особенно заботится о них в их старости, когда они уже не могут заботиться о себе сами, то и его дети будут так же обращаться с ним, и он будет наслаждаться благословенной старостью, окруженный заботой сыновей и дочерей.
Мудрецы всячески подчеркивают при этом, что почитание родителей уподоблено почитанию Б-га, и мы должны чтить родителей так же, как и Б-га, то есть без ожидания награды.
ТаНаХ приравнивает почет, который следует оказывать родителям, к почитанию Бога; и трепет перед родителями - к трепету перед Б-гом. Проведем параллели: «Почитай Г-спода достоянием своим" (Мишлей 3:9) - «Чти отца твоего и мать твою» (Шмот 20:12); «Г-спода, Бога твоего, бойся" (Дварим 6:13) - "Бойся мать и отца" (Ваикра 19:3); «Проклинающий отца своего и мать свою должен быть предан смерти» (Шмот 21:17) – «Кто проклинает Имя Господа, должен быть предан смерти» (Ваикра 24:16). Из приведенных примеров мы видим, что злословие в адрес родителей приравнивается к злословию в адрес Б-га. И здесь все совершенно верно, так как относится к тем троим, которые участвуют в создании человека. Более того, почет, который следует оказывать родителям, так велик, что Б-г даже поставил его впереди почета, который следует оказывать Ему. Как мы почитаем Господа? Достоянием. Мы откладываем для бедных часть из выращенного на нашем поле; выполняем обязанности о сукке, лулаве, шофаре, тфиллин, цицит; кормим голодных и поим жаждущих: но все это мы обязаны делать, если у нас есть такая возможность. Что касается почитания родителей, мы должны это делать, даже если сами живем на милостыню.
У Рабби Улы спросили: «Как далеко должно простираться почитание родителей?» Он сказал: «Пойдите и посмотрите, как поступил один язычник, Дама бен Нетина из Ашкелона. Однажды Мудрецы хотели заключить с ним сделку, сулившую прибыль в 600 тысяч. Но ключ был под головой его отца, который спал, и он не стал беспокоить его» (Талмуд, Трактат Кидушин, 31).
|