Шломо Шульман
Традиционная еврейская свадьба полна символических ритуалов, отражающих глубочайшее значение института брака в иудаизме. Эти обычаи наполнены красотой и очарованием в отношениях жениха и невесты и на всю жизнь подтверждают их обязанности по отношению друг к другу и ко всему еврейскому народу. Готовя себя к браку, жених и невеста обязаны обращать внимание не только на внешнюю привлекательность и материальные аспекты будущей семейной жизни. Они должны более всего заботиться о своем духовной, религиозной и эмоциональной готовности к предстоящему браку.
Перед Вами путеводитель по традиционной еврейской свадьбе, который призван продемонстрировать красоту и глубину праздничных ритуалов.
ДЕНЬ СВАДЬБЫ
День свадьбы – самый счастливый и святой день в человеческой жизни. Это индивидуальный Йом Киппур для жениха и невесты, в этот день прощаются все их грехи, их души объединяются. Эта новая душа приходит в мир очищенной и совершенной.
Как и в Йом Киппур, жених и невеста по традиции постятся от рассвета до окончания свадебной церемонии. На самой церемонии жених одет в китл – традиционный белый халат, который одевают в Йом Киппур.
КАББАЛАТ ПАНИМ
Принято, что жених и невеста не видят друг друга за неделю до свадьбы. Каббалат паним (приём гостей) осуществляется по отдельности непосредственно перед церемонией бракосочетания. Еврейская традиция сравнивает жениха и невесту с королём и королевой. Невеста сидит на своём троне, принимая гостей. Жених же окружён гостями, которые посвящают песни и поздравляют его. В этот момент принято, что мать жениха и невесты стоят рядом друг с другом и разбивают тарелку. Цель ритуала – показать серьёзность их будущих отношений – как разбитую тарелку невозможно склеить полностью, так и невозможно до конца восстановить сломанные отношения.
БАДЕКЕН
Затем осуществляется бадекен – закрытие лица невесты женихом. Это символизирует идею скромности и показывает, что несмотря на необыкновенную силу внешней привлекательности, душа и характер жениха и невесты определят успешность этого союза. Жених, сопровождаемый друзьями и родственниками, заходит в зал невесты и покрывает фатой её лицо. Это очень древний обычай, подчёркивающий намерение жениха одевать и защищать свою жену. Известно, что Ривка покрыла своё лицо перед тем, как вышла замуж за Ицхака.
ХУПА
Церемония бракосочетания осуществляется под хуппой – свадебным балдахином, символизирующем дом, который будет построен этой парой. Она открыта со всех сторон так же, как дом Авраама и Сары был открыт со всех сторон в ожидании прихода гостей- родственников, гостей, а порой и вовсе незнакомых людей. Обычно хупу ставят под открытым небом так, чтобы были видны звёзды – символ благословения, данному Вс-вышним Аврааму, что его потомки будут бесчисленны, как звёзды на небесах. Под хуппой не одевают драгоценностей. Их союз основан на любви к сущности друг друга, а не к их материальному благополучию.
Жениха и невесту чинно провожают под хуппу их родители. Под хуппой невеста 7 раз обходит жениха. Также как мир был создан за 7 дней, невеста символически строит стены их будущего дома. Число 7 символизирует цельность и единство, которых они не могли бы достичь, живя порознь. Затем невеста становится справа от жениха.
КИДДУШИН
В процессе церемонии произносятся благословения над бокалом вина. После этого жених и невеста выпивают вино из бокала. Вино – символ радости в еврейской традиции – связан с Киддушем – освящением субботы и праздников. Брак также связан с посвящением жениха и невесты друг другу.
КОЛЬЦО
Кольцо должно быть сделано из чистого золота без какой-либо резьбы или орнамента. Здесь выражается надежда на то, что брак будет наполнен чистой радостью и красотой. Жених берёт кольцо в руку и перед двумя свидетелями говорит своей жене: «Вот ты посвящаешься мне через это кольцо по закону Моше и Израиля». Затем он помещает кольцо на указательный палец правой руки своей невесты. Согласно еврейскому закону, это центральный момент церемонии. Именно в этот момент жених и невеста становятся мужем и женой.
КТУБА
Затем происходит чтение Ктубы – брачного договора, написанного на арамейском языке. Жених принимает на себя определённые обязательства, прописанные в Ктубе. Главные из них – предоставлять жене пищу, кров и одежду, прислушиваться к её эмоциональным нуждам. Законодательная защита еврейской женщины настолько важна, что брак не может считаться заключённым, если не был заключён свадебный договор.
Документ подписывается двумя свидетелями. Ктуба – имущество невесты, к которому она должна иметь доступ в каждый момент времени. Часто ктубу пишут на красивейшем пергаменте, украшают и вешают в будущем доме.
Чтение ктубы знаменует собой переход от одной части цереионии – Киддушин к другой – Нисуин.
7 БЛАГОСЛОВЕНИЙ
Теперь над вторым бокалом вина читается 7 семь благословений. Эти благословения связывают жениха и невесту со Вс-вышним – Создателем мира, Источником радости и любви, Освободителя и Спасителя. Эти благословения зачитываются вслух раввином или другими людьми, которым хотят предоставить особую честь. После прочтения благословений жених и невеста снова выпивают немного вина.
РАЗБИТИЕ БОКАЛА
Затем на пол кладётся бокал, и жених разбивает его вдребезги ногой. Это символизирует скорбь по разрушенному Иерусалимскому Храму. Это связывает конкретную пару с общенациональной и духовной целью еврейского народа. Еврей, даже в самый радостный момент своей жизни, вспоминает о Иерусалиме, как написано в Псалмах: «Вознесу я Иерусалим на вершину моего веселья». Другие объясняют, что это последний раз, когда жених может «топнуть ногой». Это символизирует окончание церемонии. Криками «Мазаль тов»и песнями, гости поздравляют жениха и невесту и провожают их в комнату Ихуд – комнату уединения.
ИХУД
Пару провожают в отдельную комнату и впервые оставляют друг с другом наедине. Этот момент уединения символизирует право жениха и невесты отныне жить друг с другом как муж и жена. В этот момент жених и невеста заканчивают свой пост.
ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАПЕЗА
Существует заповедь веселить жениха и невесту. Все поют и танцуют вокруг новобрачных. Чтобы увеличить веселье многие гости показывают сценки и акробатические номера. После еды говорят благословение «Биркат амазон! И повторяют семь свадебных благословений. Неделю после свадьбы принято принимать жениха и невесту за праздничным столом в домах родственников и друзей. Это называется «Шева брахот», т.к. после каждой трапезы читаются 7 благословений.
Данная статья является материалом сайта международной еврейской религиозной организации Эш а - Тора. Мы благодарим «Эш а Тору» за разрешение поместить данный материал на нашем сайте. Данную статью на английском языке и множество интереснейших статей можно прочитать на сайте aish.com
http://www.aish.com/literacy/lifecycle/Guide_to_the_Jewish_Wedding.asp
|