С точки зрения иудаизма мальчик становится взрослым в 13 лет, а девочка – в 12. Но ребенок остается ребенком, и он любит играть во дворе гораздо больше, чем делать уроки, учить Тору или помогать маме. У него нет собственной крыши над головой, а если нужно что-то купить, деньги приходится просить у родителей. Что же изменилось?
В большинстве стран можно вступить в брак с 18 лет. Видимо, в этом возрасте человек способен не только родить ребенка, но и заботиться о нем.
С 16 лет можно получить водительские права –значит, человек в состоянии осознать ценность жизни.
С 18 (а в некоторых странах с 21 года) человек получает избирательные права.
Чему же соответствует возраст 12 и 13 лет, с которого человек несет полную ответственность перед еврейским судом и обязан исполнять заповеди?
Какова идея Торы, когда она объявляет взрослым ребенка, достигшего 12 или 13 лет? Люди учатся на ошибках, а Тора стремится приучить ребенка к ответственности за свои поступки, пока он еще находится в родительском доме.
Но приучить к ответственности – значит возложить ответственность. Ребенок может осознать ответственность только если знает, что за словом «закон» стоит реальность, а не игра в «как будто».
Возраст 12 и 13 лет подсказан самой природой. Начиная с этого момента, раскрывается потенциальная способность привести в мир новую жизнь. Однако этот потенциал остается потенциалом, и человек должен повзрослеть, прежде чем он действительно сможет рожать детей и нести за них ответственность.
(Еврейский закон никогда не поощрял вступление в брак в столь раннем возрасте. По мнению «Шулхан Арух», человеку следует жениться в 18 или, если он занят изучением Торы, в 21 год.)
Следует отметить, что Тора обязывает начинать обучение и воспитание детей с гораздо более раннего возраста (правда, не возлагая на них ответственность за нарушение закона).
Этот возраст строго не определен. Но с того момента, когда ребенок в состоянии понять ту или иную заповедь, на родителей ложится обязанность научить его действию и простому пониманию этого действия.
Родители должны обращать внимание на воспитание таких качеств, как доброта, умение помочь ближнему, проявление стойкости и твердости, когда речь заходит о вопросах веры, умение вести себя прилично и достойно и т.п.
Считается, что если ребенка не воспитывать с раннего детства, то впоследствии ему самому будет хуже: «Щадящий розгу свою ненавидит сына своего, а кто любит его – с детства наказывает» (Мишлей, 13:24).
Дать ребенку хорошее знание Торы, а также специальность и элементарные навыки, которые могут спасти его в критической ситуации (например, умение плавать) – обязанность родителей.
Однако, не следует забывать, что воспитание – не формальный процесс, и следует попытаться подобрать «ключи» к каждому ребенку, как написано в Тегилим (119): «Воспитание юноши в соответствии с его путем».
р. Зеев Мешков
http://www.midrasha.net/article.php?id=2825
|