ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Наш Израиль

ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА

Годы безлюдья и запустения…



Каким одиноким стал город, [некогда] многолюдный. Так описал пророк Ирмеягу жизнь Иерусалима во времена, когда он не принадлежит еврейскому народу.

Вспомним теперь эти 1900 лет, годы отчуждения. В истории города они делятся на пять основных периодов. Ради удобства округлим некоторые цифры:

1. Христианский период. Более 500 лет. Метрополия — Римская, потом Византийская империя.

2. Мусульманский арабский период. Около 500 лет. Главная метрополия — Багдадский халифат.

3. Христианский период. Около 200 лет. Полунезависимое княжество крестоносцев, находившееся в вассальной зависимости от больших западноевропейских государств.

4. Мусульманский мамелюкский период. 300 лет. Метрополия — Египет.

5. Мусульманский оттоманский период. 400 лет. Метрополия — Турция.

Все эти периоды очень похожи один на другой: новые хозяева не проявляли к Иерусалиму ни малейшего интереса. Некоторые официальные арабские хроники, описывая очередной налет на Восточное Средиземноморье, даже не упоминают о захвате Иерусалима — о нем мы узнаем из других источников, — отмечая при этом захват других городов, расположенных в Эрец Исраэль. В то же время каждая чужая власть пыталась обеспечить принципиальные, "идейные" аспекты своего владычества. Христиане строили церкви, а мусульмане — мечети (в том числе и на том месте, где стоял Храм). При этом мусульмане старались уменьшать "количественное и качественное" присутствие христиан, разрушая церкви или ограничивая их деятельность, а христиане отвечали мусульманам тем же.

Во времена 200-летнего правления крестоносцев они попросту разрушили почти все мечети и построили на их месте церкви (эту "операцию" они провели и с мечетью Омара, стоящей на Храмовой горе); в более поздние времена, особенно в 19-м веке, они начали оказывать политическое и военное давление на Оттоманскую империю с целью обеспечить свои интересы. В этом деле соревновались между собой католики и православные, лютеране и англиканцы. Однако Иерусалим при этом обычно не имел даже статуса "райцентра", а входил в состав какой-либо маленькой второразрядной провинции (скажем, с центром в городе Рамла).

Лишь по одному вопросу все страны, владевшие Иерусалимом, проявляли единодушие: город не должен быть еврейским. Разумеется, свою решимость не допускать в Иерусалим евреев захватчики проявляли по-разному.

Христиане вообще — категорически — запрещали евреям селиться в Иерусалиме. Даже когда мусульмане разрешали ограниченному числу евреев жить в городе, христианские священники требовали от своего руководства в Европе оказывать давление на мусульманские власти и даже запрещали торговым кораблям брать на борт евреев, желавших перебраться из Европы в Израиль. Таким образом, англичане, не позволявшие евреям приезжать в Израиль в 30—40-х годах нашего века, вовсе не были первыми, кто "блокировал" нашу землю от нас, евреев.

Мусульмане в начале каждого исторического периода вдохновлялись идеей расширения города, не в последнюю очередь для того, чтобы "растворить" живущих в нем христиан, разрешали небольшому числу евреев (до нескольких сотен человек) поселиться в городе. Однако затем "жадность брала верх" и евреев облагали такими налогами, что даже помощь собратьев из других стран не помогала, — в городе могли оставаться лишь единицы.

Ну и конечно, не обходилось без погромов: периодически арабы поджигали вновь отстраиваемые синагоги и ешивы, громили еврейские кварталы — короче, обычная история. Продолжалась она долгих 1900 лет.

Только учитывая все это, можно должным образом оценить величайшее мужество и преданность Иерусалиму тех евреев, которые, несмотря ни на что, приезжали сюда и устраивали здесь свою жизнь.

Важно отметить, что какое-то, пусть небольшое число евреев жило в Иерусалиме практически всегда (за исключением, может быть, нескольких особо мрачных лет христианского владычества). В У11-Х вв. в Иерусалиме действовал раввинский суд. В середине XIII в. во главе общины встал один из величайших комментаторов Торы и Талмуда Рамбан (рабби Моше бен Нахман), а в конце XV — рав Овадия из Бертиноры, комментатор Мишны. В это время в Иерусалиме проживали немногим более 200 еврейских семей.

Для Оттоманской империи Иерусалим продолжал оставаться второстепенным городом, и поскольку центральные власти были далеко, а местные — арабские шейхи — легко подкупались, все больше и больше евреев, давая взятки, получали возможность поселиться в Иерусалиме — легально и не совсем.

В середине XIX в. евреи уже были большинством в Иерусалиме, а к концу века двое из каждых трех жителей города были евреями (30 тысяч евреев и 15 тысяч мусульман и христиан различного толка).

 

 

Продолжение следует…

 р. Элиягу Эссас

http://www.evrey.com/sitep/jerusalem/index.php3


16.06.10




Разделы / Иерусалим

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS