ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Наш Израиль

Храм и Храмовая гора

Научный консультант – преподаватель истории еврейского народа
Михаил Гисин


     Первое упоминание о горе Мориа, на которой был сооружен Храм, нам известно из Торы (Берешит 1). Праотец Авраам, когда ему было 137 лет, услышал голос Вс-вышнего, который сказал: «Возьми сына своего первородного Ицхака и принеси его в жертву на месте, которое Я тебе укажу». Авраам проснулся рано утром, не говоря ничего Саре, взял Ицхака, взял дрова для принесения жертвы. Они сели на ослов и отправились из Хеврона на север. И вот, приблизившись к горе Мориа, Авраам понял, что это то самое место. Они стали подниматься в гору, и Ицхак спросил у отца, где же агнец для всесожжения и что собственно будет приноситься в жертву. На что Авраам ответил: «Б-г усмотрит» (жертву). Поднявшись на вершину, Авраам устроил жертвенник, разложил на нем дрова, привязал Ицхака, взял нож и уже занес его, чтобы зарезать сына. Но тут он услышал голос ангела: «Авраам, остановись!» Он поднял голову и увидел барашка, запутавшегося рогами в кустах. Тогда он развязал Ицхака, взял барашка и принес его в жертву. И голос ангела сказал: «За то, что ты показал свою верность Б-гу в такой степени, что не пожалел своего сына единородного, за это и ты, и потомки твои будут отмечены Б-гом и будут пользоваться его благоволением во все времена». Предание гласит, что из рогов этого барана был сделан первый шофар (рог, в который трубят по праздникам). Место принесения жертвы – вершина горы Мориа – было использовано Соломоном для постройки Храма. В настоящее время гора Мориа называется Храмовой горой.

     Затем, когда все колена Израиля провозгласили своим царем Давида, он решил подыскать себе место для столицы. Его взор обратился к городу на горе, в котором жили евусеи – непокоренный израильтянами народ. Город назывался Евус и был захвачен Давидом интересным способом. Город был прекрасно укреплен, и на обращение Давида с требованием капитуляции ему ответили: «Сначала победи наших хромых и слепых», имея в виду, что крепость неприступна. Давид распорядился, чтобы люди подошли к трубопроводу и взяли город. Оставалось непонятным, что такое трубопровод. Под стенами Иерусалима находится небольшой источник Гихон (источник Девы Марии) – маленький прудик, к которому, по преданию, мать Иисуса ходила стирать. Это место паломничества. Над одной стороной пруда нависает стена скалы. И только в XIX веке была обнаружена трещина в горе. Это оказался проход, который вел внутрь Иерусалима. Он и был отождествлен с трубопроводом, служившим жителям Евуса для пополнения запасов воды. Давид узнал об этом тайном месте. По проходу воины ночью вошли в город, и утром жители оказались в соседстве с людьми Давида. Город Евус был взят без боя, его жители оттуда выселены. Город евусеев был провозглашен столицей под названием «Город Давида». Это самая древняя часть Иерусалима, в которой находился дворец Давида. Через своего пророка Натана царь Давид получил предсказание, что не ему строить Храм, тат как за время правления он пролил много крови. Храм должен будет построить потомок, чьи руки не обагрены кровью, как сказано: «Произошедший из недр твоих». Скиния Завета, в которой находился Ковчег Завета – ларец со Скрижалями Завета, снесенными Моисеем с горы Синай, находилась перед дворцом Давида.

     Сын Давида Соломон, который не воевал, – все его правление было мирным – решил отстроить Храм. Где? Дело в том, что сам Давид купил у одного еврейского крестьянина участок на вершине горы Мориа, и там он сделал жертвенник. На этом месте Соломон и решил построить Храм. В Библии в третьей Книге Царств (на иврите Млахим, первая книга) можно прочитать, как выглядел Первый Храм.

     Это было потрясающее здание, сделанное из камня. Стены его были обшиты ценными породами ливанского кедра, добываемого на склонах Ливанских гор. Кедр доставлялся по морю до Яффо, оттуда – на вьючных животных. Стены из кедра в некоторых местах были покрыты листами меди, а в Святая Святых – золотом. Полы в Храме были сделаны из кипариса, источавшего благоуханный аромат. Кедр и кипарис не поддаются гниению под воздействием влаги. Убранство Храма было сделано из золота – менора (семисвечник), Ковчег Завета, находившийся в золотом ящике. Над Ковчегом Завета были золотые Херувимы – два крылатых существа, касающиеся друг друга крыльями. Святая Святых, где находился Ковчег Завета, была отделена от основной части святилища завесами из очень ценных тканей, переливающихся всеми цветами радуги. Перед завесой стоял Стол Предложений, сделанный из чистого золота, на каждой из 12 полок которого лежали хлеба, по числу 12-и колен Израиля. Каждое утро 12 хлебов Предложения снимались и клались новые. Там же, перед Святая Святых, находился малый жертвенник принесения благовоний, сделанный из чистого золота. На нем курились благовония. Большой жертвенник стоял во дворе Храма. В обычные дни в жертву приносились агнцы – бараны, а в праздничные – тельцы. В Торе написано, что жертвенник должен быть сделан из камней, которых не касалось железо, то есть камень должен легко поддаваться обработке. Камни для жертвенника добывались, очевидно, в горах колена (рода) Эфраима, так как эта местность достаточно гористая. Сказано, что Храм был начат в четвертый год правления Соломона, его строительство продолжалось 7 лет, до 11-го года правления Соломона, и было завершено. Храм стал для всего Ближнего Востока самой значительной постройкой, привлекая восхищенные взоры. По традиционной еврейской хронологии Соломон стал царем в 1015 г. до н.э., начал строить Храм в 1011 г. до н.э. и закончил строительство в 1004 г. до н.э.

     Первый Храм просуществовал до завоевания Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Это произошло 17 числа месяца тамуза. С тех пор 17-го тамуза евреи постятся с утра до вечера. В следующем месяце, называемом Ав, вавилонский царь Навуходоносор прислал начальника палачей Навузарадана специально для того, чтобы разрушить Иерусалим. Все ценные вещи из Храма были отправлены в Вавилон, а сам Храм сожжен. Это произошло в 9-й день месяца Ава, поэтому этот день является суточным постом, когда с вечера предыдущего дня до вечера 9-го Ава все евреи, соблюдающие традиции, одеваются в черные одежды, постятся и целый день молятся в память о разрушении Храма Соломона.

     До 538 г. до н.э. на месте Иерусалима были руины, там никто не жил. За год до этого Вавилония была захвачена персами и мидийцами – двумя народами, жившими в Иране. Возглавил это образовавшееся царство перс по имени Кир, поклонявшийся Б-гу неба. Возможно, Кир отождествил единого Б-га неба персов с еврейским Б-гом. Евреи встретили Кира восторженно как освободителя, и он разрешил им вернуться в Иерусалим и построить храм своему Б-гу. Мы знаем, что из всех народов, оказавшихся в вавилонском пленении, только евреи вернулись в то место, на котором жили раньше, и восстановили свое государство. С 537 г. до н.э. начались работы по восстановлению Храма. Само строительство долго откладывалось, консервировалось. Возведение Второго Храма затянулось на 21 год и завершилось в 516 г. до н.э. – год освящения Храма.

     Таким образом, от разрушения Первого Храма до освящения Второго прошло ровно 70 лет. Интересно, что пророк Иеремия говорил о 70 годах бедствий для народа. Он не называл конкретную дату, а просто сказал, что пройдет 70 лет, и народ вернется. После освящения началась эпоха Второго Храма, который представлял собой бледное подобие Первого. Не было возможности сплавлять кедры и кипарисы, обшивать стены золотом. Поэтому сказано, что старики, видевшие в молодости Первый Храм, плакали.

     Иерусалим представлял собой маленькую автономию внутри огромного Персидского царства, простиравшегося от Средней Азии и Армении до Персидского залива и Индийского океана. Александр Македонский за несколько лет сокрушил персидскую империю и создал свою. В 332 г. до н.э. Иерусалим признал себя лояльным Александру и стал платить дань не персам, а Александру. В 322 г. до н.э. Александр умер, и его империю поделили его друзья – полководцы Антипатр, Селевк и Птолемей. Иерусалим в течение 100 лет оставался под властью Птолемейского царства.

     В 201 г. до н.э. Антиох III, потомок Селевка, захватил у потомков Птолемея палестинскую территорию и включил ее в состав Селевкидского царства. До обретения независимости в 142 г. до н.э. Иерусалим оставался под властью Селевкидов. На это время падает история борьбы за независимость, связанная с именем братьев Хасмонеев, поднявших восстание против Селевкидов в 167 г. до н.э. Братья Хасмонеи во главе с Иегудой в 164 г. до н.э. вошли в Иерусалим в день 25-й месяца Кислев и вновь освятили Храм, подвергшийся осквернению прежде всего самих евреев, хотевших жить по греческому образцу, – их называли «мидъявним» (огречившиеся). Дело в том, что основное противоречие было между «мидъявним» и «хасидим» (благочествыми), хотевшими жить по еврейской традиции. Борьба продолжалась 25 лет, и в 142 г. до н.э. хасидим победили, было провозглашено независимое государство со столицей Иерусалим. За это время погибли братья Иегуда, Ионатан, Иоханан и Элиэзер Хасмонеи. В живых остался один Шимон, который в 140 г. до н.э. был провозглашен князем (на иврите «наси») всего государства и первосвященником Иерусалимского Храма.

     Правление Хасмонеев продолжалось 77 лет до 63 г. н.э. В этот год римляне во главе с Помпеем подошли к Иерусалиму. Они уже покорили Малую Азию, Македонию, Сирию. В Иерусалиме два брата Гиркан и Аристобул – потомки Хасмонеев – боролись за трон, и оба обратились к Помпею за поддержкой. Помпей спор разрешил, но с 63 г. Иерусалим потерял полную независимость и стал вассалом по отношению к Риму. Это заключалось в том, что опять надо было платить дань, а глава государства утверждался сенатом г. Рима, так как Рим был республикой. Так продолжалось до времен Августа.

     За это время в Иерусалиме появился царь Ирод (37 г. до н.э. – 4 г.), решивший обновить Храм, построенный в 516 г. до н.э. Он затеял строительство на Храмовой горе на том же самом месте, в тех же границах и по тем же чертежам. Ирод взял в качестве наблюдателей людей, хорошо знавших устройство Храма. Второй Храм был отделан еще более роскошно, чем Первый. Царь Ирод пользовался покровительством Октавиана Августа, который сделал все, чтобы Ирод мог пользоваться любыми материалами. Для возведения стен и обшивки ступеней был использован ценнейший карарский мрамор, месторождение которого находилось в Греции. Для постройки Первого Храма мрамор не использовался. Со склонов Ливанских гор доставлялся ливанский кедр. Внутреннее убранство Храма было из золота. Крыша Храма была золотой, хотя ранее крыша Соломонова Храма не была покрыта золотом. На крыше были установлены металлические позолоченные шесты, которые, колеблясь от ветра, отпугивали птиц. Это было фантастическое зрелище. Иосиф Флавий, живший в то время в Иерусалиме, оставил красочное описание великолепия Второго Храма. Храм был воздвигнут в 20-х годах до н.э. Основное здание было сооружено очень быстро – почти за три года. Отделочные работы велись и после смерти Ирода, так как Храм был окружен многими сооружениями, большим двором. Вокруг двора – галереи, используемые для проведения собраний разных групп населения, обсуждения текущих дел. Там же находились школы законоучителей. То есть это был центр общественной жизни.

     После смерти Ирода Иудея была провозглашена римской провинцией. С тех пор Иерусалим из столицы независимого, союзного, автономного от Рима государства стал просто провинциальным городом. Столицей провинции был назначен г. Кейсария на берегу Средиземного моря, в котором находился римский наместник. Иерусалим оставался фактической столицей, традиционным местом притяжения еврейского народа. Три раза в году – на праздники Песах, Шавуот и Суккот Храм был местом паломничества.

     В 66 г. Иерусалим стал центром восстания против римлян. Восстание возглавили зелоты – наиболее крайняя партия из существующих тогда в Иудее. Они были сторонниками полного отделения от Рима и провозглашения ортодоксального еврейского государства со столицей в Иерусалиме. Иерусалим превратился в крепость, готовившуюся к противостоянию Риму. Между тем в Риме в результате нескольких переворотов императором был провозглашен полководец Веспасиан, в свое время подавлявший восстание в Палестине. Вместо него полководцем был назначен его сын Тит, чтобы закончить взятие Иерусалима, так как вся остальная Иудея уже была покорена.

     Храмовая гора была окружена стенами. Это было внутреннее фортификационное сооружение. Кроме того, напротив Храмовой горы на Сионском холме находился дворец Хасмонеев, и холм вместе с горой были окружены второй стеной. Таким образом, Храм был окружен тремя стенами. Сначала Тит взял 1-ю и 2-ю стены, затем приступил к осаде Храмовой горы. Но взять Храм приступом не удавалось, так как это было очень мощное укрепление. Что сделал Тит? Поскольку стены были сделаны из камня, а ворота из дерева, он приказал обложить их огромным количеством дров. Ворота сгорели, и войска ворвались на территорию Храма. На военном совете Тит принял решение Храм не уничтожать, но во время осады, когда ожесточение достигло апогея, один из воинов метнул стрелу с горящей паклей. Она влетела в окошко внутреннего сооружения Храма и попала в помещение, где хранились дрова для жертвоприношений. Дрова загорелись, и возник пожар, испепеливший Храм. Это произошло в день 9-й месяца Ав.

     Во время пожара Тит приказал вынести ценности, золотые вещи, предметы культа. Что удалось спасти, было вывезено римлянами и отправлено в Рим для участия в триумфе, назначенном Титу как победителю. В Риме по сей день находится арка Тита, сооруженная в честь этого триумфа. На ней изображены евреи, несущие утварь своего Храма, в том числе менору (храмовый светильник). Это единственное сохранившееся до наших дней изображение меноры. По этому рисунку впоследствии сделали менору, изображенную на флаге Израиля. Все это произошло в 70 г. н.э., через четыре года после начала восстания, и с тех пор Храма не существует.

     После раскола Рима пополам восточная часть стала называться Византией, и Иерусалим стал уже византийской областью. В 638 г. арабы во главе с халифом Омаром – последователем Мухаммеда и его учеников – отвоевали это место. Над вершиной Храмовой горы (Мориа), точно на месте стоявшего ранее Храма, была сооружена мечеть Омара. Она несколько раз перестраивалась. Мечеть носит чисто мемориальный характер, богослужения в ней не проводятся. Рядом находится мечеть Аль-Акса, в который каждый день проводятся молитвы (осуществляется намаз).

     Крестоносцы, захватившие Иерусалим в 1099 г., вырезали проживавших здесь евреев и мусульман и превратили город в столицу своего королевства. Власть их пала в 1187 г., когда город был захвачен Саладином. Затем мамлюки – военная олигархия Египта, правили Иерусалимом с 1250г.

     В 1517 г. турки-османы отбили это место у арабов и захватили Палестину, и эта область попала под власть Османской империи. Так продолжалось до 1918 г., когда англичане отвоевали у турков Палестину, и Лига Наций отдала Палестину под мандат Британии. После Второй мировой войны, когда была создана Организация Объединенных Наций, Британия сдала свой мандат, и в мае 1948 г. состоялось провозглашение государства Израиль.

     По сей день на горе Мориа на месте Храма Ирода стоят эти две мечети – Омара и Аль-Акса, одна – мемориальная, другая – реально действующая. Фундамент Храма сохранился, и эти два сооружения возникли над этим фундаментом.

     Что касается Храма, то после разрушения его римлянами осталась часть подпорной стены, выполнявшей строительную функцию – поддержку холма. Поскольку Храм находился на Храмовой горе, то этот холм мог дать осадку под давлением Храма. Поэтому Ирод окружил холм подпорной стеной, которая не была ни стеной Храма, ни стеной крепости. Сам Храм и три подпорные стены были разрушены, осталась только западная часть длиной 156 м – она и называется Стеной Плача (на иврите «котель»). Исторические подтверждения, точно хронологически обоснованные, начинаются с имени царя Давида и существования столицы Давида в Иерусалиме в конце XI в. до н.э. Западная стена (Стена Плача) является самым святым местом для еврейского народа. Реконструированная и художественно оформленная площадь перед стеной принимает тысячи молящихся, собирающейся перед Западной стеной – единственно уцелевшей частью Храмового комплекса. Это место молитвы и плача о разрушенном Храме – символе надежды на грядущее избавление.

Изображения с сайта http://piratyy.narod.ru/jerusalem_temle_model.html и сайта http://www.snunit.k12.il/njeru/pba17.htm


16.01.09 Автор: Марина Нехлин 




Разделы / Иерусалим

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS