ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Наш Израиль

Значение Иерусалимского Храма для еврейского народа


1. Введение в тему. Постановка проблемы: можно ли рассматривать Храм только как культовое здание?

     Думая о древнем Иерусалимском Храме, проще всего представить себе обобщенную картину некоего грандиозного культового здания, в котором небольшая группа священников совершают Богослужение. Эти священники и представляют народ (или являются его доверенными лицами для служения Всевышнему), причем жизнь всего остального народа это почти не затрагивает. Если эта картина верна и для евреев, и Храм - это только место, где совершает службу ограниченное количество священников, очень трудно понять, чего нам не хватает сегодня, что именно изменилось в жизни еврейского народа с разрушением Храма.

     Так, можно представить себе, что разрушение Храма тяжело повлияло на психологическое состояние народа, но мало затронуло повседневную жизнь обычного еврея того времени, особенно если он жил вдалеке от Иерусалима. Разрушение Храма, конечно тяжелое событие, но ведь, в конечном счете, Богослужение можно осуществлять не только в Храме, но и, например, в синагоге?

     Ниже мы попытаемся рассмотреть значение Иерусалимского Храма для еврейского народа, чтобы понять, какую в действительности роль играл Храм в повседневной жизни каждого еврея, и какая перемена произошла в жизни евреев в момент разрушения Храма.

2. Храм как религиозное помещение. Система принесения жертв в иудаизме, ее отличие от жертвоприношений в других религиях.

     Прежде всего, Храм не был просто культовым зданием. Он был центром жизни Иерусалима, столицы государства. Рядом с ним находился дворец царя Израиля (а при Хасмонейской династии царь одновременно выполнял и функции Первосвященника). И Храм притягивал к себе - а также в столицу, - массу евреев, которые приходили туда на протяжении всего года.

     И главное, что нам следует уяснить - служба в Храме не была уделом только священников: в ней участвовал весь народ.

     Начнем с системы приношения жертв в иудаизме, которая предусматривает участие в Богослужении не только священников, но всего народа. Эта строгая система включает в себя целый ряд обстоятельств, при которых каждый человек обязан принести жертву.

     Так, каждый человек, у которого рождался ребенок, должен был принести как минимум одну, иногда две и более жертвы. Каждый человек, у которого умер родственник, должен был прийти в Храм и очиститься от нечистоты мертвого тела. Каждый человек был обязан принести первые плоды любого посаженного дерева или первенца любого животного, родившегося в его хозяйстве.

     Итак, каждый еврей в сельскохозяйственной стране, какой был Израиль 2000 лет назад, сажал дерево, первые плоды которого он должен был принести их в Храм, в Иерусалим, и там съесть. Каждый еврей, у которого корова рожала первого теленка, шел в Иерусалим, для того чтобы посвятить его Храму. Многие приходили в Храм по поводу семейного торжества, чтобы принести жертву "шламим" (буквально: "мирная", "цельная" жертва). Животное для такой жертвы зарезали в Храме и кровью кропили жертвенник, но затем отдавали хозяину, который должен был зажарить мясо и в тот же день съесть в Иерусалиме на праздничной трапезе вместе с родственниками и друзьями (кстати, примерно таким был характер Пасхальной жертвы). А в три праздника паломничества - Песах, Шавуот и Суккот (особенно в Песах и в Суккот) в Иерусалим к Храму приходили сотни тысяч (иногда - до миллиона) евреев для того, чтобы исполнить заповедь "алия ле-рэгель" - "заповедь паломничества". В сущности, важнейшей ежегодной составляющей жизни каждого еврея было исполнение этой заповеди, которое состояло в том, чтобы подняться в Иерусалим, прийти в Храм, участвовать в Богослужении и окунуться в проникнутую ощущением святости жизнь Иерусалима.

     Храм, именно Храм притягивал к себе жертвы и жертвоприношения массы евреев - обычных людей, вовсе не праведников в строгом смысле этого слова, - назовем их "случайными праведниками", - которые "просто" хотели принести добровольную жертву Богу. Евреев обыкновенных, которые просто жили обыкновенной еврейской жизнью, соблюдали обыкновенный еврейский закон, хотели принести жертвы, обязаны были их принести по закону - и делали это.

3. Священники (коhены и левиты): особенности их службы в Храме, повседневный образ жизни. Духовное влияние священников на еврейский народ.

     Храм притягивал к себе евреев не только для принесения жертв, и не только в физическом, но и в духовном, или, если можно так выразиться, в духовно-экономическом смысле. Так, представители касты священников, жрецов - коhаним и левиим (сегодня они всего лишь благославляют нас в синагоге во время молитвы) - служили в Храме, в Иерусалиме, но жили по всей стране. Их было огромное количество. В Храме служили поочередно - по семьям и кланам, поэтому на Храмовую службу каждого коhена приходилось не более месяца в году. Таким образом, постоянно в Храме находилось не более одной двенадцатой части всех священников (на самом деле, намного меньше: одна двадцать четвертая часть, потому что мы должны исключить праздники паломничества, Суккот и Песах, когда в Храме собирался народ Израиля, не разделенный на группы или колена). Итак, одна двадцать четвертая часть священников служат в Храме. Остальные двадцать три двадцать четвертых живут по всей Стране Израиля и, разумеется, оказывают влияние на людей тех мест, где они живут.

     По закону Торы священники не имеют права получить удел в Земле Израиля. Что означает "удел"? Это не просто место, на котором можно построить дом - дома у них были. Удел - это почва, пригодная для земледелия, на которой, соответственно, можно производить сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, не имея удела, священники не занимались производительным трудом практически вовсе. В тех местах, где жили, они были учителями, писали книги, свитки Торы, мезузы, изготавливали "тфилин" и т.д. Занимались, одним словом, преподаванием и различными дополнительными ремеслами, связанными с культовой жизнью.

     При этом у всех были семьи, которые они должны были кормить. И, поскольку они не занимались выпуском сельскохозяйственной продукции (а другого вида продукции практически не существовало - страна была сельскохозяйственной), - о священниках, которые будут служить в Храме и исполнять духовную миссию в еврейском народе по всей стране позаботилась Тора: заповедовала, что каждый еврей от каждого урожая своего должен отделять десятину; от каждого теста, которое он замешивает, должен отделять определенную часть; должен отделять дополнительные места в зарезанном животном; от части мяса, когда он режет животное, тоже должен отделять, и всю эту отделенную часть должен, по закону, приносить в Храм. Часть по закону предназначалась священнику-коhену, часть - левиту.

     Таким образом, мы видим, что само присутствие священников в конкретной деревне, в конкретном городе влияет на каждого конкретного еврея хотя бы постольку, поскольку еврей, собирая свои сто килограммов яблок, должен отделить десять килограммов этих яблок и часть из них отдать левиту. Еще одну часть отдать священнику, который живет по соседству с ним, еще часть - отнести в Храм.

4. Итог: Храм - центр экономической, культурной, религиозной, юридической жизни.

     Подумаем еще об одном направлении религиозной жизни Израиля во времена Храма - системе права, поскольку Храм был также центром правоохранительной и судебной систем. Здесь заседал Верховный суд Израиля - Санhедрин (Синедрион). Каждый еврей, у которого была проблема, неразрешимая на уровне местного суда, приходил с ней в Храм.

     И, таким образом, очень важно подчеркнуть, что не просто столичный город Иерусалим, но именно Храм - является центром экономической, культурной, религиозной, юридической жизни страны. Храм, который является вершиной Иерусалима, вершиной столицы. Иерусалим как столица был в большой степени как бы "приложением" к Храму.

5. Храм в повседневной жизни евреев Эрец-Исраэль. Описание паломничества в Иерусалим в праздники Песах и Суккот

     Для того, чтобы более наглядно представить себе значение Храма в повседневной жизни евреев в Эрец-Исраэль, попробуем вообразить себе, например, некоего немолодого еврея того времени, который живет где-нибудь в районе Тверии или, наоборот, Беэр-Шевы. Несмотря на то, что живет он не близко от столицы, вся его жизнь, как и жизнь его семьи, всегда была весьма тесно связана с Храмом Ему 70 лет, и он родился в нулевом году до нового летосчисления. С детства он помнит, что каждый год при наступлении праздника Песах собирались евреи, садились на свои повозки (некоторые шли рядом с ними пешком), и направлялись в Храм, на праздник паломничества.

     Дорога до Иерусалима была не близкой, и целую неделю они были в пути. Женщины, дети, мужчины, - все шли, воодушевленные предстоящей встречей с Храмом. Приходя в Иерусалим, они останавливались там, как правило, прямо на улице, например, в каких-нибудь шатрах, - или просто под открытым небом. Город был переполнен людьми, которые пришли и из разных мест Эрец-Исраэль, и из стран диаспоры. Всюду идут спешные приготовления к празднику - дню, когда евреи вспоминают свою более чем тысячелетнюю историю и подчеркивают свое национальное и историческое единство. Семья мальчика, с которым мы только что познакомились, как и все остальные семьи, должна закончить подготовку и проверку пасхальных агнцев, по одному на семью или группу семей; позаботиться об "очищении от скверны" ("тума"), ибо "нечистым" нельзя входить в Храм и нельзя есть мясо жертвенных животных. Они должны приготовить себе место для "Лейл-седер" - Пасхальной трапезы.

     Потом наступает сам праздник. С утра перед праздником пасхального агнца ведут в Храм, приносят в жертву (т.е. зарезают и кровью его кропят жертвенник). После этого они возвращаются к себе, жарят на костре этого самого агнца и едят его "с мацой и горькими травами", запивая его четырьмя бокалами вина в память о четырех стадиях Божественного спасения из рабства, и рассказывая детям о рабстве в Египте, Исходе и Божественном чуде, проявленном в еврейской истории. Утром на следующий день они снова идут в Храм или в синагогу, молятся и читают псалмы, а потом слушают учение Торы из уст ученых мужей.

6. Паломничество в Храм как средство общения. Нравственное значение паломничества для евреев.

     Так проводили Песах десятки и сотни тысяч семей, которые пришли для этого в Иерусалим - город, который славился не только своей красотой и древностью, но был одним из самых больших и значительных городов своего времени. Сюда приходили не только евреи Израиля, но и евреи диаспоры. Приходили представители еврейских общин со всех концов света, из всех частей Римской империи и Парфянского царства. Праздники в Иерусалиме были декларацией единства многомиллионного еврейского народа - разбросанного "по всем большим и малым городам империи" (как говорил о нем Филон Александрийский), но сохранившем единство.
Итак, вернемся к нашему герою, старику из Тверии или Беер-Шевы, который родился в нулевом году, и год за годом, на протяжении 50 лет приходил в Храм, - сначала вместе со своими родителями, потом сам, потом уже со своей женой, потом со своими детьми, потом со своими внуками. Он приходил в Храм, приносил жертвы, праздновал праздники, знал законы и обычаи и ощущал свое единство с еврейским народом и его историей.

     И вот, когда нашему герою исполняется семьдесят лет, разгорается война с Римом, наступает 9-е Ава, и римляне разрушают Храм. Иерусалим лежит в развалинах.

7. Разрушение Храма и вызванный им экономический и моральный кризис Эрец-Исраэль. Религиозные проблемы, возникшие после разрушения Храма.

     Песах 70-го года новой эры он еще успел провести в Иерусалиме, а теперь, когда приближается праздник Суккот, ему некуда идти, потому что Храм сожжен, а Иерусалим разрушен. Что ему делать? Как ему быть? В чем состоит теперь заповедь паломничества? Следует ли ему все же пойти к Святому городу и смотреть издалека на развалины Храма? В этом ли теперь состоит мицва паломничества, заповедь, которая относится к трем праздникам в году?
Как быть теперь с Пасхальным Седером, да и со всеми другими заповедями, большинство из которых так или иначе связано с Храмом? Да надо ли вообще соблюдать заповеди, когда Храм разрушен, и полноценно соблюдать все равно невозможно?

     Что делать священникам? Как вообще должен теперь вести себя священник? Ему негде служить. Он не знает, можно ли продолжать брать десятину; как поступать с первенцами; вправе ли он вообще принимать подарки; как быть женщинам, которые должны после рождения ребенка принести жертву; что вообще теперь будет с жертвоприношениями - он не знает ни что, ни как, ни где это сделать - ведь кроме Храма нет другого места, в котором и вокруг которого концентрировалась бы вся еврейская жизнь.

     Да и останемся ли мы единым народом, когда утрачен объединяющий нас религиозный центр? Не разделимся ли мы в ближайшее время на множество оторванных друг от друга групп? Как будут теперь решаться спорные вопросы? Да и вообще: стоит ли чего-то еврейская жизнь в Эрец-Исраэль без Храма? Следует ли нам стараться отстоять свое самостоятельное еврейское существование здесь, или сдаться, вместе со своей религией и культурой, на милость победителя?

     Вся жизнь была разрушена, а будущее - непонятно.

8. Экономическое и политическое положение Эрец-Исраэль после разрушения Храма.

     Формально изгнание началось через несколько десятков лет после разрушения Храма после восстания Бар-Кохбы, и только почти два столетия спустя изгнание окончательно стало реальностью.

     Внешне после разрушения Храма многое отавалось по-старому. Евреи продолжали жить в Эрец-Исраэль, на своей земле. Страна довольно быстро оправилась экономически - римляне стремились развивать свои провинции и строили здесь дороги, мосты, города, а в них - свои храмы, цирки, театры и виллы.

     Римляне не разрушали страны, и жизнь евреев, казалось бы, могла относительно быстро восстановиться, но евреи не желали принимать эту новую жизнь. Обстановка накалялась изо дня в день, из года в год, и в итоге взорвалась в мощное восстание против римлян. Восстание Бар-Кохбы, спустя примерно 60-70 лет после разрушения Храма, было настолько крупным, что, как считают некоторые историки, Бар-Кохба дошел до Иерусалима и даже сумел ненадолго освободить город.

     Народ в принципе не смирился с тем, что ему дали некую экономическую и культурную автономию, но при этом разрушили Храм, и всю связанную с ним систему - не только религиозной, но и культурной, и экономической, и политической жизни..

     Все состояние еврейского народа было покороблено, изменено. Еврейские мудрецы, размышляя о том, как в этих условиях продолжать соблюдать заповеди Торы, начали писать новые книги, записывая устную Тору. В воздухе носится запах изгнания, запах разрушения страны.

9. Изгнание евреев из Эрец-Исраэль и прекращение еврейской государственности.

     Итак, уникальное национально-освободительное движение приводит к мощнейшему восстанию. Римлянам, с их самой сильной армии в мире, потребуется долгое время, чтобы остановить, подавить это восстание.

     После нелегкой победы Рим приходит к выводу, что евреев нельзя оставлять в Эрец-Исраэль. От рук римлян гибнут сотни тысяч евреев, уничтожены около тысячи еврейских городов и деревень, экономика страны окончательно подорвана.

     За несколько лет Эрец-Исраэль превратился в пустыню, в которой нет места экономике, в которой нет места культуре, в которой нет места Храму. И это самый печальный итог, к которому могло привести разрушение Храма. Через несколько десятков лет после разрушения Храма последует разрушение всей еврейской жизни в Эрец-Исраэль, и евреи оставят Эрец-Исраэль. Евреи покинут свое государство не по доброй воле, а по указу римских императоров.

     Евреев насильно выселяют из Эрец-Исраэль.

     Так остановилась еврейская государственность в Эрец-Исраэль 2000-летней давности.

10. 3аключение. Иерусалимский Храм - полноценная еврейская жизнь в Эрец-Исраэль.

     Ключевое значение Иерусалимского Храма в жизни еврейского народа может подтвердить и вся последующая история.

     За 2000 лет изгнания евреи не создали ни литературных произведений, ни юридических книг, ни трудов, которые бы говорили о еврейской государственности, которые бы говорили о еврейском независимом государстве в Эрец-Исраэль. Все, что касается еврейской плодотворной жизни, посвящено, как правило, евреям Иерусалима, евреям Эрец-Исраэль, возвращению в Храм и полноценной службе Всевышнему, полноценному исполнению законов Торы.

     Все 2000 лет галута евреи продолжали ставить перед собой цель возвращение в Израиль, возвращение в Иерусалим, восстановление Храма и возвращение в Храм, и гораздо меньше думали о том, как они будут создавать самостоятельные армию и экономику. То, что их волновало, - это полноценное исполнение Торы, полноценная служба Всевышнему.

     Совершенно бесспорно, что самостоятельная экономика, самостоятельная армия, самостоятельное государство - являются необходимым средством, необходимой ступенькой по дороге к возвращению Храма, к возвращению, о котором мечтали евреи. Но все это лишь средство к настоящей цели. Настоящая цель - это полноценная служба Всевышнему.

     И если мы в одной фразе обобщить, что же такое Иерусалимский Храм, то Иерусалимский Храм - это полноценная еврейская жизнь в Эрец-Исраэль, полноценная служба Всевышнему. Это то, что евреи имели, это то, что они потеряли, это то, чего они продолжали ждать все 2000 лет изгнания. Они продолжают ждать и сегодня, и продолжают прилагать все усилия к тому, чтобы вернуть еврейскую жизнь к тем вершинам, на которых она была раньше, во времена Храма.

Статья приведена в сокращении.

Данное изображение взято с сайта epsilon-turs.narod.ru

Данная статья является материалом сайта еврейского культурно-религиозного центра «Маханаим». Мы благодарим «Маханаим» за разрешение поместить данный материал на нашем сайте. Данную статью и множество интереснейших статей можно прочитать на сайте

http://machanaim.org/history/hram/s-neym.htm


16.01.09 Автор: Шломо Нееман 




Разделы / Иерусалим

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS