ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Наш Израиль

ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ЭПОХУ ПРАОТЦЕВ. Часть 3

ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ЭПОХУ ПРАОТЦЕВ. Часть 3.

''И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет – годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам скорбеть по Саре и оплакивать ее. И поднялся Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хеттовым следующее: Пришелец и странник я у вас; дайте мне участок для погребения у вас, и похороню умершую мою от лица моего. И отвечали сыны Хетта Аврааму, и сказали ему: Послушай нас, господин мой, князь Божий ты среди нас; в лучшей из гробниц наших похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в своей гробнице для погребения умершей твоей. И встал Авраам и поклонился народу земли той, сынам Хэйтовым; И говорил с ними так: если есть у вас желание похоронить умершую мою от лица моего, то послушайте меня и попросите за меня Эфрона, сына Цохара, Чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него, ту, которая на конце поля его; за полную плату пусть отдаст ее мне пред вами в собственность для погребения. Эфрон же сидел среди сынов Хеттовых, и отвечал Эфрон, Хеттиец, Аврааму в слух сынов Хеттовых, пред всеми, входящими во врата города его, и сказал: Нет, господин мой, послушай меня: поле отдал я тебе, и пещеру, что в нем, тебе я отдал ее, на глазах сынов народа моего я отдал ее тебе, похорони умершую твою. И поклонился Авраам перед народом земли той. И говорил он Эфрону в слух народа страны, и сказал: Если бы ты только меня послушал! Я дам тебе серебро за поле: возьми у меня, и я похороню там умершую мою. И отвечал Эфрон Аврааму, сказав ему: Господин мой! Послушай меня: земля в четыреста шекелей серебра между мною и тобою, что она? А умершую твою похорони. И внял Авраам Эфрону: и отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором он говорил в слух сынов Хэйтовых, - четыреста шекелей серебра, ходячего у торговцев. И стало поле Эфроново, которое в Махпеле, против Мамрэй: поле и пещера в нем, и все деревья, которые в поле, во всем пределе его вокруг, за Авраамом, как покупка перед очами сынов Хеттовых, перед всеми, входящими в ворота города его. А после этого похоронил Авраам Сару, жену свою в пещере поля Махпелы, что против Мамрей, она же Хеврон, в земле Ханаанской. И стало поле и пещера, которая в нем, погребальным уделом Авраама от сынов Хэйтовых''. (Берейшит, 23:1-20).

Эта покупка была первым еврейским приобретением земли в Израиле. Но в разговоре между Авраамом и хеттами проступает один интересный факт. Несмотря на то, что личный статус Авраама в их глазах довольно высок: ''Князь Божий ты среди нас'', сам Авраам униженно называет себя странником и пришельцем.

Вспомним, каково было положение в древнем мире пришельцев и вообще чужих, так почему же богатый и сильный Авраам, к которому сами хетты относятся с огромным уважением, должен напоминать им о том, что он не один из них? А потому, что он и не был в полной мере одним из них. Из хеттской клинописи, расшифрованной археологами, мы знаем, что только граждане города имели право на свой семейный склеп на территории, контролировавшейся этим городом. И хотя смысл гражданства в древнем Ханаане отличался от смысла его в древней Элладе и оттого, что мы вкладываем в это понятие теперь, в те времена, как и сейчас, у граждан были свои права и обязанности. Среди последних было участие в культе городского божества или божеств. Из всех обязанностей гражданина, или подданного, именно эту Авраам ни в коем случае не мог исполнять. Он сохранял со всеми хорошие отношения, но жил отдельно, хоть и рядом с городом, в месте, которое называлось Алонэй Мамрэ – дубрава Мамрэ. И до смерти Сары он мог существовать рядом с хеттами и независимо от них. Но смерть Сары поставила его перед необходимостью приобрести себе и своей семье погребальный склеп.

Надо помнить, что в древности отношение к своему склепу было несколько иным, чем теперь. Место погребения рода и семьи считалось одним из самых сокровенных владений. Люди делали невероятные усилия, чтобы после смерти возлежать рядом со своими отцами и матерями. Праотец Яаков, находясь в Египте, заклинает своего сына Йосефа, чтобы тот не хоронил его в Египте, а доставил тело в пещеру Махпела, которую купил Авраам в Хевроне. И хотя Йосеф был вице-фараоном и фактическим правителем, это была трудновыполнимая просьба. Перенести тело в то время из Египта в Хеврон равносильно захоронению в наши дни на Южном полюсе.

Кстати, именно желание Авраама иметь свой семейный склеп и позволило Эфрону Хетянину запросить огромную сумму в 400 шекелей серебра (более девяти килограммов). И Авраам отмерял их, не торгуясь. Был ли Авраам неисправимым простаком? Вряд ли – он был богат и свои дела вел достаточно профессионально. Считал ли он, что торговаться в то время, когда тело любимой жены, подруги с юных дней и матери его наследника еще не предано земле, неуместно? Или ему хотелось именно эту пещеру? Во всяком случае, наши мудрецы объясняют так: Авраам, в отличие от хеттов, обладал еще и внутренним видением – то, что тем казалось просто естественной каверной у подножия крутого склона, каких совсем не мало в горах, для Авраама было чем-то большим.

В еврейской традиции, Маарат Амахпела – это не только место захоронения Авраама, Ицхака, Яакова и Сары, Ривки и Леи. Это также место, где погребены Адам и Хава (Ева). В этой точке соединяются миры – материальный и духовный. В псалмах она называется долиной смерти, подобной абсолютно темной трубе, в которую попадает душа, расставшаяся с телом, и в конце которой сначала брезжит маленький лучик света, и чем ближе к нему, тем этот свет становится сильнее, пока он не охватывает своей яркостью все вокруг, не слепя, но лаская. Почти все люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают про это невероятное впечатление. Так вот, по еврейской традиции, этой связующей точкой между мирами и является Маарат Амахпела – Пещера праотцев. Конечно, не надо думать, что если кто-нибудь привезет туда компрессор и отбойный молоток и начнет копать, то пророет ход в рай. Будущий мир не существует в привычных нам измерениях длины, ширины, высоты и даже времени. И бесполезно пытаться начертить ход туда на географической карте. Но, находясь на этом месте, стоит осознать и прочувствовать его особенное величие.

В наше время многие посетители испытывают определенное разочарование оттого, что никакой пещеры они не видят. Вместо нее перед ними предстает огромное и великолепное здание, построенное в конце эпохи II Храма Иродом Великим. Ненавистный узурпатор, правивший силой римских легионов, он, тем не менее, прославился как великий строитель. Строил же он с размахом: для себя – великолепные дворцовые комплексы, а для своей безопасности – шикарные укрепленные замки, для греческого населения – языческие храмы, театры, цирки. Целый город был создан им для нееврейского населения в Эрец Исраэль – Кейсария, или Цезария, получившая имя в честь тогдашнего его покровителя Юлия Цезаря. Евреи люто ненавидели Ирода, но он был диктатором с явным талантом к тираническому правлению и крепко закрутил гайки. Госбезопасность при нем процветала. Единственного греха он никогда не совершал – избиения младенцев в Нацерете (Назарете). Во-первых, Ирод (Хордос) был не настолько глуп, чтобы истреблять своих будущих налогоплательщиков. Во-вторых, император Август Октавиан немедленно освободил бы его от занимаемой должности за столь нецивилизованное поведение. И наконец, человек, даже такой малоприятный, как Хордос, не мог убивать через три года после своей смерти. Официальная христианская традиция использовала страшную память, оставшуюся от Ирода, чтобы объяснить бегство в Египет и рождение Иисуса по дороге в Бейт-Лехеме.

Сам Ирод понимал, что невозможно все время править, опираясь только на страх и репрессии. Его умение организовать массовые строительные работы в невиданных до того масштабах дало ему определенное спокойствие внутри Иудеи, особенно после того, как он перестроил иерусалимский Храм – фокальную точку еврейской жизни. Храм Ирода поражал своими размерами и великолепием, но сейчас нас интересует один момент. Внешняя стена Храмовой Горы, в частности, ее самая знаменитая часть – Котель, известный еще как Стена Плача – состоит из потрясающе ровных рядов огромных прямоугольных блоков. В подземной части Котеля имеется блок длиной 11 метров, высотой 4 метра и, очевидно, такой же толщины. Вес этого гиганта – порядка 500 тонн, и в наше время не совсем ясно, как его передвигали с места на место.

В мавзолее, воздвигнутом над пещерой Махпела, точно такие же ряды камней, но меньшего размера. Самые большие блоки насчитывают 7 м. в длину и по 1 м. в высоту и в глубину. Но и такие камни весят порядка 40-50 тонн. Само здание имеет вид прямоугольника. Семь нижних рядов блоков создают ровную панель. Но выше плоскость стены уже разбита ровными рядами полуколонн - пилястров. Пространство между ними как бы вдается внутрь, и это создает тонкую игру света и тени на рельефной поверхности. Скорее всего, не с архитектурными упражнениями связан этот прием, а с ясной еврейской символикой. Пропорции здания над пещерой Махпела точно соответствуют пропорциям двора скинии, построенной Моше в пустыне – предтечи Храма. И количество пилястров и отступающих внутрь панелей совпадает с числом столбов и партеров (занавесей) во дворе скинии. Эта символика, правда, не так бросалась в глаза как Маген Давид или семиствольная менора, но для еврея, хорошо знающего Тору, она была ясна. Кстати, такие же полуколонны украшали и внешнюю стену Храмовой Горы, но их разрушили римляне, а здание в Хевроне уцелело полностью. И не только уцелело, но и послужило основой для многих дополнений, возводимых сменяющими друг друга завоевателями страны.

В наше время более всего в глаза бросаются стена времен крестоносцев с бойницами и вычурные мамелюкские минареты. Общее впечатление довольно печальное как с национальной, так и с эстетической точки зрения, потому что все эти пристройки подходят Маарат Амахпеле, как шла бы Парфенону неоновая реклама или Эрмитажу – дополнительный этаж из стекла и бетона. Оригинальное еврейское строение поражает, с одной стороны, монументальностью, а с другой, потрясающим сочетанием классических пропорций и утонченной строгости форм.

Внутри еще тягостнее. Мы поднимаемся на второй этаж здания, который находится на высоте семи метров над уровнем земли. Изначально, он был открыт, но крестоносцы и мусульмане застроили большую его часть. Поскольку мусульмане последними приложили руку к зданию, их орнаменты и арабески доминируют повсюду. Даже там, где отдельные детали представляют собой пример высокого мастерства, общего ансамбля не получается, и мишура вычурных арабских орнаментов никак не соответствует простоте и величию всего здания. В трех различных залах помещаются шесть ксенотафов, которые расположены согласно воображаемым симметричным линиям здания. Покрытые тяжелыми покрывалами с позолоченными арабскими буквами, они должны изображать могилы праотцев и праматерей, анахронистически внесенных в сонм главных героев ислама, хотя эта религия и возникла через две с лишним тысячи лет после них.

Но если мы говорили, что поднялись на семь метров над землей, какие же могилы и могильные памятники там могут быть? Ведь в Торе ясно сказано про пещеру, а пещеры не витают над землей. На самом деле, это псевдоксенотафы. Они должны были исполнять роль символических могил. Где же тогда пещера и настоящие захоронения? Вход на нижний этаж здания и в саму пещеру был заблокирован мамелюками в 1274 году. Султан Бей-Барс, посетив Хеврон, заявил, что это место настолько свято, что даже правоверные, то есть, мусульмане, отныне не будут спускаться на нижний этаж к входу в пещеру, а кафиры, то есть, неверные – христиане и евреи – лишатся права подниматься выше седьмой ступени на одной из двух парадных лестниц по обе стороны здания. Но христиан в Хевроне не было, и поэтому унизительный запрет распространялся только на евреев, которые в течение почти 700 лет должны были молиться на этих семи ступенях, подвергаясь постоянным издевательствам арабских стражников.

В 1948 году с началом войны за Независимость всякий доступ в Маарат Амахпелу и, вообще, в Хеврон прекратился. Восьмого июня 1967 года израильская армия вошла в Хеврон. Главный раввин армии, генерал-майор Шломо Горен ворвался с автоматом в Маарат Амахпелу, забрал ключи у перепуганного арабского стражника, и впервые за почти 700 лет еврей в талите и тфилине открыто молился внутри здания. Но в дальнейшем, история развивалась не так гладко. Всесильный и популярный после столь блестящей победы министр обороны Моше Даян был приятно поражен тем, что Хеврон капитулировал без единого выстрела – арабы ожидали суровой отместки за чудовищный по жестокости погром, учиненный ими над хевронскими евреями в 1929 году. Но Даян не только не наказал погромщиков, а развил теорию о сосуществовании с арабами и, в рамках этой теории вернул им символический ключ и практическое управление Маарат Амахпелой. Но эта идея не сработала – арабы приняли благородство победителя за слабость. А еврейским поселенцам, вернувшимся в Хеврон в 1968 году, предстояла долгая и упорная борьба за право молиться в этом великом месте. Положение не стабилизировалось и на время написания этих строк.

Что же с первым этажом, с входом в настоящую пещеру? Поскольку Даян проявлял глубокое уважение и понимание ко всем арабским суевериям, вход на нижний, самый важный, этаж так и остался закрытым. Несмотря на это, в 1981 году группа еврейских жителей Хеврона тайно спустилась туда и дошла до преддверия пещеры. Но вход в нее оказался засыпан землей. Очевидно, в древности перед каким-нибудь очередным завоеванием евреи заполнили это пространство землей, чтобы то место, где покоятся прародители нации, не было осквернено присутствием священников чужой религии и ее символикой.

Продолжение следует…

Шмуэль Мушник

http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-2.htm


12.03.10




Разделы / Все о стране

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS