ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ЭПОХУ ПРАОТЦЕВ. Часть 6.
Дорога праотцев уводит нас на север, и вскоре за северной границей Бейт-Лехема начинаются самые южные кварталы Иерусалима. Иерусалим, раскинувшийся по холмам и долинам, город, как будто вытканный из камня и света, соприкасающийся с небом. Небо может быть ярко-синим, и тогда город отливает белым и розовым. Когда же небо затягивается тяжелыми серо-лиловыми тучами, Иерусалим то показывается сквозь разрывы в облаках, то вновь исчезает за их завесой. Ночью черный свод усыпают звезды, а на земле тысячи огней плавными линиями повторяют контуры пейзажа. В любое время дня и ночи, в любой сезон город этот поражает, и не только когда его видишь в первый раз. Иерусалим – самый невероятный город на земле. Много раз его разрушали, но всегда восстанавливали, и никогда он не был забыт. Город, который притягивал, как магнит, и своих сыновей, и чужестранцев, и захватчиков. И, может быть, удивительно, что в истории праотцев мы встречаемся с этим местом только два раза, и оба в связи с Авраамом.
Правда, надо помнить, что если современный город занимает довольно большую территорию, а население его более полумиллиона человек, и дороги на Хеврон, Беер-Шеву, Тель-Авив-Яффо, Шхем и Иерихон проходят сейчас через него, то во времена праотцев картина была иной. Дорога шла более или менее по линии водораздела между бассейнами Средиземного и Мертвого морей, то есть, если мы возьмем все самые высокие точки хребта и соединим их линией, то получим приблизительно путь праотцев, каким он был в древности. В современном городе имеется широкая улица, называемая ДерехХеврон – Хевронский путь. Дорога довольно новая – почти все здания вокруг были построены в ХХ веке. Но и глядя на них, можно почувствовать историю. Вот прямоугольные, как спичечные коробки, блоки, напоминающие советские ''хрущобы'' – никакого архитектурного замысла, и квартиры маленькие. В самых крайних из этих домов, поражают очень узкие окна, выходящие на одну из сторон, туда, где с ноября 1948 по июнь 1967 года проходила граница с Иорданией.
В конце 50-х-начале 60-х годов ХХ века, когда строились, эти дома было не до красоты. Пограничные кварталы срочно застраивались и заселялись. Требовалось хоть какое-то жилье длямассовойалии начала 50-х, до этого находившейся в так называемых маабарот – лагерях из палаток или фанерных домиков. А прямо рядом с границей строили потому, что в городе, окруженном с трех сторон врагом, места было немного, и солдатам, охранявшим границу, хотели внушить, что дальше отступать уже некуда. В Иерусалиме держались за каждый камень – этот город не место для маневров.
Резким контрастом с блочными прямоугольниками выступают старые арабские виллы в квартале Бака. Многие из них вычурные, с затейливыми башенками и лестницами, прямо дворцы из сказок ''Тысячи и одной ночи''. Может быть, их богатые владельцы думали продемонстрировать этими постройками уверенность в силе своего богатства, но получилось иначе. В 1948 году, во время войны, хозяева этих домов бежали в арабские страны, а в их шикарных виллах поселили евреев, прибывших из тех же арабских стран. Многие виллы были разделены на несколько квартир и потеряли свое прежнее великолепие. Но в самом конце ХХ века положение вновь изменилось. Старые дома реставрируются. В 70-е годы уже строили качественно, но относительно просто. В последние два десятилетия ХХ века архитектура становится все сложнее и интереснее.
Проедем очередной светофор, и справа от нас еще одна новостройка. Так исчезает один из последних пустырей в этом районе, а вместе с ним – и часть иерусалимской истории. Здесь был первый иерусалимский аэродром. Во время Первой Мировой войны вылетали отсюда, тарахтя маломощными моторами и покачивая фанерными крыльями, маленькие самолеты. Они могли взлетать и садиться практически с любого пятачка, даже не очень ровного. Сначала это были германские и турецкие машины, потом британские. От их разведывательных полетов у нас осталось потрясающее наследие – огромная коллекция аэрофотоснимков страны – настоящий клад для географа и историка. Англичане тоже регулярно фотографировали страну с воздуха, даже в мирное время. На одном из этих снимков мы видим Хевронский путь, который раздваивается – одна его ветвь, петляя, пойдет к Яффским, или Хевронским, воротам Старого города, а другая пройдет чуть западнее, точно по водоразделу. Старый город лежит к востоку от нее, и дорога через него не проходит. Теперь это оживленная городская магистраль с множеством машин, парков, офисов, гостиниц и магазинов. Но когда-то точно по этому тракту шла дорога праотцев, и никакого города там не было. А где же был Иерусалим?
Самое интересное, что древнейшая его часть не входит в пределы того, что сейчас называют Старым городом. Когда в середине XIX века начинается выход из тесного и перенаселенного города, все то, что было внутри стен, стало называться Старым городом, а вне их – Новым. Но по отношению к общей истории Иерусалима, стены Старого города совсем не стары – их построили турки в первой половине XVI века вместо стены, разрушенной предшествовавшими им мамелюками. И построили они ее не потому, что город в ней очень нуждался – в то время уже была артиллерия, и никакие стены перед ядрами бы не устояли. Но в сознании людей стена была не только оборонительным сооружением, но честью и гордостью города. Еврейские деятели, которых было много при дворе султана Сулеймана Великолепного, ужаснулись, когда узнали, что святой город пребывает в позоре, лишенный стены. И в результате возникла стена, охватывающая теперь Старый город.
Продолжение следует…
Шмуэль Мушник
http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-2.htm
Разделы / Все о стране
|