ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Наш Израиль

ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ЭПОХУ ПРАОТЦЕВ. Часть 7

Для множества новых олим, туристов, а также жителей других городов Израиля, а часто и для коренных иерусалимцев, кульминацией их визита в Старый город является Котель. Кто будет страстно молиться, кто просто прижмется к древним шершавым камням и впитает их теплоту, кто всунет в узкие щели между огромными блоками записку с личной просьбой. Котель – стена без всяких украшений – сама простота, воплощающая минимализм внешней оболочки и подчеркивающая максимализм внутренних чувств, не оставляющая равнодушными никого.

В памяти возникают фотографии 19 века, где евреи – выходцы из разных стран – сидят на земле возле этих вечных камней и оплакивают разрушенный Храм (отсюда название – Стена Плача). Вспоминаются фотографии о тяжелой борьбе с арабами и британцами в 20-40-е годы XX века за право молиться на этом месте, вынужденный отрыв от Котеля между 1948-1967 годами, когда Старый город был оккупирован иорданцами, и фотографии героев парашютистов, небритых и пропахших порохом, стоящих в благоговейном молчании возле только что освобожденной святыни. Может быть, все это в совокупности привело к тому, что многие забыли вообще, что Котель, она же Западная Стена, она же Стена Плача, является лишь небольшой частью внешней стены Храмовой горы и, конечно, не является самым святым местом Еврейского народа, а лишь его оболочкой, его венцом, но не им самим.

Сама же гора находится за Стеной. Это та самая гора Мория, где проходило Жертвоприношение Авраама, и где Давид намеревался построить Храм и где, в конце концов, его возвел его сын и наследник – Шломо. Это великолепное сооружение подробно описано в ТаНаХе, в Книге Млахима Царства I, главы 6-7. От Храма Шломо ничего не осталось. Он был разрушен вавилонским царем Навухаднецером в 586 г. до н.э.

Разрушение Храма, гибель своего национального царства и насильственное изгнание в Месопотамию было глубоким шоком для народа, но не сломило его дух. Наоборот, народ не впал в отчаяние, не растворился в новой среде, хотя многие очень преуспели, став царедворцами, владельцами торговых домов, администраторами. Они задались вопросом - почему Господь послал на нас это несчастье? – и нашли ответ: мы оставили Завет Торы и увлеклись мерзостями Кнаана, мы совмещали истинную веру с идолопоклонством. Идолопоклонство было отброшено в мусорную лавку истории, а уже через 70 лет, когда некогда гордая Вавилония была разбита персами и сама превратилась в историю, евреи вернулись в Иерусалим.

Сначала их было мало, и Храм, Второй Храм, возрождался с большим трудом, и был он маленьким и жалким по сравнению с Храмом Шломо. Но шли века. Храм укреплялся и хорошел. В середине II в. до н.э. во время Эллинской оккупации он претерпел осквернение и очищение, чем обогатил еврейскую традицию новым праздником – Ханука. Главная эпоха величия этого здания началась в самом конце I века до н.э. ненавидимый народом царь-узурпатор Ирод, чтобы приобрести в народе хоть какую-нибудь популярность перестраивает Храм.

Саму гору Мория опоясала огромная стена длиной в 500 м. и шириной в 250 м., создав колоссальный прямоугольник – самое большое священное пространство древнего мира. С городом она была связана великолепными лестницами и висячим мостом. Внутренняя часть была выровнена и окружена так называемой королевской колоннадой из более 1000 могучих колонн. А посередине окруженная внутренними дворами находилась громада из бело-голубого мрамора, увенчанная золотой крышей, - сам Храм. Храму, его дворам и внутренним помещениям посвящено много литературы, - от талмудического трактата ''Мидот'', описаний Иосифа Флавия в I в. н.э., до вполне современных книг с многочисленными качественными иллюстрациями.

Но мы остановимся лишь на нескольких важных моментах. В языческих капищах, и также в большинстве христианских церквей вход обычно находится на западе, а само здание обращено на восток, куда направлены и лица находящихся в нем людей. Там начинается их царство, период их ''власти в мире''. В Иерусалимском Храме все было наоборот. Люди входили с востока и обращались лицом на запад, где в самой глубине Храмового здания находилась Святая Святых. В первом Храме там стоял Ковчег с десятью заповедями, во Втором Храме там была только голая скала, но это было место, через которое Дух Божий – Шехина распространяет свое благословение на весь мир. Сюда заходил только один раз в году – в ЙомКипур и только один человек – Коэн Гадол – первосвященник. А весь народ обращался лицом и поклонялся с Востока на Запад, выражая этим пренебрежение к языческим символам - солнцу, луне, звездам, и демонстрируя тем самым отрицание язычества.

Другим качеством Храма было его абсолютно центральное место в еврейской жизни в Эрец Исраэль и в Диаспоре. Трудно даже представить себе бесконечные нити, которые связывали все еврейское существование с Храмом, достигая своего апогея во время трех ежегодных восхождений в праздники Песах, Шавуот и Суккот. Огромное скопление народа сильно разжигало национальное чувство, и римские захватчики остро это чувствовали. Так как Храм был фокальной точкой еврейского бытия, то Римский полководец, а впоследствии император, Тит решил, что с его уничтожением будет утихомирен этот вечно бунтующий народ, а, может быть, и уничтожен, если не физически, то духовно. И, действительно, в 70 г. н.э. точно в то же день, когда был разрушен Первый Храм, был сожжен и Второй.1

Но, как и Навухаднецер вавилонский, Тит римский просчитался. Народ, пережив страшную катастрофу, сохранил вечную память о Храме в молитве, на страницах книг, во множестве обычаев, напоминающих о том, что никакая радость не может быть полной, пока Храм Божий лежит в развалинах. Но даже с физическими остатками Храма не могли окончательно справиться старательные римские военные инженеры. Сохранился огромный прямоугольник внешних стен Храмовой горы, некоторые ворота. Немного к югу от Котеля раскопки последних лет XX века открыли даже остатки улицы. А на плитах каменной кладки этой улицы в одном месте имеется целая груда больших каменных блоков – они лежат здесь точно так же, как лежали, когда были сброшены с высоты римским легионерами. С другой стороны от открытой и всем известной части Котеля уходит под землю длинный туннель, названный не совсем правильно, - Туннелем Хасмонеев.

Во-первых, к Хасмонеям (Маккавеям) относится лишь небольшая его часть, большая же была построена во времена Ирода. Кроме того, изначально место вообще было не туннелем, а открытой улицей. Туннель был прорыт уже в наше время под домами, выросшими со Средневековья над развалинами города эпохи II Храма. И в этом туннеле мы можем видеть одно из чудес еврейской инженерной техники эпохи Ирода - каменный блок чудовищной величины (высотой и глубиной 4 метра, длиной 11 метров), вес его должен быть около 500 тонн. До сих пор не ясно, каким образом передвигали подобную махину, и мне кажется, что и в наше время это бы тоже считалось большим достижением строителей. Но не этот чудо-блок является главной точкой туннеля. Чуть дальше, в небольшом расширении постоянно горит лампада и лежат рядом несколько книг Теилим - Псалмов. Это место находится напротив Святая святых Храма. Часто видны здесь люди, застывшие или чуть раскачивающиеся в такт Молитве. ''Умилосердись, господь наш Бог, над Израилем, Твоим народом и над Иерусалимом, Твоим Городом, и над Ционом, где обитает Слава Твоя, и над Царством дома Давида, помазанника Твоего, и над великим Святым Храмом, который назван Твоим Именем…''2 Память же о Храме, Святом Городе и Царстве наследников Давида никогда не покидала народ, живущий Надеждой.

Сама же Храмовая гора была заброшена в римско-византийскую эпоху. Мусульмане построили над местом, где была Святая Святых огромный и несколько аляповатый Купол Скалы. Крестоносцы превратили Храмовую гору в зону действия Ордена Тамплиеров. После их окончательного поражения мусульмане снова создали там зону мечетей, хотя отношение к святости места и его позиции в иерархии мусульманских святынь находится в тесной связи с сиюминутной политической конъюнктурой.

После Шестидневной войны медленно и постепенно начинает снова усиливаться понимание, что не Котель, маленький кусочек внешней стены, а сама Гора является настоящей СВЯТЫНЕЙ, и надежда веков, тяжело, через испытания и столкновения начинает принимать формы реальности.

Продолжение следует…

ШмуэльМушник

http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-2.htm


22.06.10




Разделы / Все о стране

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS