ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Наш Израиль

ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ЭПОХУ ПРАОТЦЕВ. Часть 8

Мы продолжаем движение на север, то, спускаясь по склонам, то, извиваясь по узким долинам. Большинство горных склонов вокруг теперь расчленены террасами, но, как мы уже не раз отмечали, во времена праотцев все они были покрыты густыми лесами. Район этот называется Шомрон – Самария, хотя и это имя было дано много позже эпохи праотцев. Происходит оно от названия столицы, созданной для северного еврейского царства после раскола, как политический противовес Иерусалиму. Сам город был построен царем Омри (882-871 гг. до н.э.) и разрушен ассирийцами в 722 г. до н.э. История города как столицы длилась чуть более 150 лет, и, в отличие от Иерусалима, большого духовного наследия Шомрон не оставил, само, имя его стало символом вероотступничества. Но в смысле материальной культуры и роскоши Шомрон, очевидно, был неповторим. В царском дворце были помещения и мебель, целиком инкрустированные слоновой костью. Учитывая, что слоны в Эрец Исраэль не водятся, да и вообще, слон – это не овца, и охота на него – занятие опасное, можно представить себе, какие огромные затраты позволяли себе правители Шомрона. Но до нашего времени о них сохранилась весьма недобрая память в ТаНаХе, об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки и само название района.

В наши дни почти вся гористая территория к северу от Иерусалима вплоть до гор Гильбоа называется Шомрон, по-русски, Самария. Горы Шомрона можно отличить от Иудейских даже обычным, непрофессиональным взглядом. Если Иудейский хребет аккуратно вытянут с юга на север, и там нет большой разницы в высоте между отдельными холмами, то Шомрон куда более разнообразен в смысле рельефа. Относительная высота различных пиков варьируется, хребты местного значения пролегают под разными углами друг к другу, долины то расширяются, то сужаются, и их больше, чем в Иудее. В какой-то мере это связано с тем, что в Шомроне выпадает больше осадков, и вода смогла размыть себе больше стоков и в Шфелу, то есть, в прибрежную долину вдоль Средиземного моря, и в сторону долины Иордана, постепенно расширяя пути своего стока и создавая межгорные долины. Эта кажущаяся беспорядочность придает горам Шомрона свою особую прелесть. Природа здесь выглядит более многообразной в смысле форм и очертаний, чем в Иудее, как будто кисть Верховного художника свободнее гуляла по холсту творения, не ограничивая себя строгими правилами.

Еще одно явление, на которое обращаешь внимание в современном Шомроне, - это расположение большого количества арабских деревень на вершинах гор и холмов. Правда, как у каждого из правил, связанных с географией человека, много исключений, но в целом, складывается впечатление, что изначально создатели деревень выбирали самые высокие места. Причин этому, в основном, две. Высокое местоположение обеспечивало относительную безопасность во время клановых войн. С вершины лучше осматривать окрестности, штурмовать ее сложнее, чем низкое место, и отстреливаться сверху легче. Во-вторых, лучшая земля находится на склонах и в долинах, и терять пригодную для обработки землю, занимая ее домами, просто жалко. Можно сказать, что в те времена, когда почти каждая деревня сама обеспечивала себя почти всем необходимым пропитанием, жители не могли позволить себе подобной роскоши. Может быть, есть и еще одна причина. Большое количество старых арабских деревень просто находятся на развалинах гораздо более древних поселений. Как мы видим, менялись народы, религии, империи, но на протяжении веков правила рационального землепользования оставались неизменными.

Однако от них отступили в наше время. Большая занятость в промышленности, строительстве и сфере обслуживания привела к тому, что роль сельского хозяйства в семейном бюджете арабов сильно упала, и деревни стали разрастаться, жилые дома начали теснить сады и виноградники. К тому же, массовая алия евреев в Эрец Исраэль с начала ХХ века привела к значительному улучшению медицинского обслуживания по всей стране, и традиционно высокая детская смертность среди сельского арабского населения стала резко падать. Результатом этого явился внезапный рост населения, которому требовалась жилая площадь. Но в вопросе о жилой площади, то есть, жизненном пространстве, есть и острый национальный характер. Начиная с середины 70-х годов ХХ века, активизировалось движение за возвращение еврейского народа в Шомрон. Преодолевая множество трудностей, таких как далеко не всегда положительное отношение к этой идее официальных израильских властей, арабский террор и нехватка земли, все же удалось создать на этой территории довольно много еврейских поселений. В их местоположении физическая география играла гораздо меньшую роль, чем политическая. По большей части, они создавались там, где была свободная земля, государственная или выкупленная у арабов. В смысле планировки, еврейские поселения очень отличаются от арабских. В большей части последних самыми бросающимися в глаза строениями являются минареты мечети, тогда как в еврейском поселении самые значительные архитектурные сооружения – синагоги.

Но есть еще одно отличие, лучше всего заметное с высоты птичьего полета или, говоря современным языком, на аэрофотоснимках. Современные еврейские поселения четко спланированы, дороги и улицы располагаются концентрическими кругами, общественные здания обычно находятся в центре или в нескольких центрах, и дома построены в определенной зависимости друг от друга, а не разбросаны в беспорядке по склонам.

Одним из таких поселений является Шило в самом центре гор Шомрона. Шило был древней религиозной столицей колен Израиля. Именно религиозной, потому что в эпоху Судей, в отсутствие государственности, ни о какой политической столице не могло быть и речи. Но в Шило находилась Скиния Завета – протохрам, построенный Моше в пустыне, и именно это место объединяло еврейский народ, вопреки всей его раздробленности. В XI в. до н.э. город был захвачен и разрушен филистимлянами, и следующая общая столица находилась уже в Иерусалиме. В 1978 году, в обход разных правительственных ограничений, в Шило прибыла группа поселенцев под видом археологической экспедиции. На месте старого Шило возник новый еврейский город. Но о древней еврейской истории тоже не забывали. В Шило археологами был раскопан фундамент, соответствующий пропорциям двора скинии Моше. Новая синагога в городе также выполнена в стиле, напоминающем скинию.

Продолжение следует…

Шмуэль Мушник

http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-2.htm


11.08.10




Разделы / Все о стране

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS