ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ЭПОХУ ПРАОТЦЕВ. Часть 10
Но вернемся во времена праотцов, о которых сказано: ''И кнаанеец тогда в стране''. Кем были эти кнаанеи, и какова тогда была геополитическая ситуация? Надо помнить, что под общим названием народов Кнаана подразумеваются семь различных народностей, очевидно, имевших разное происхождение. Одни были хамитами, что, вопреки распространенному мнению, означает не негры, а народы, близкие к древним египтянам. Другие были индоевропейского происхождения, а остальные принадлежали к группе западно-семитских народов. Собственно кнаанеи жили на побережье и в долине Иордана. Эмореи жили в гористых районах, особенно на Голанах и в Заиорданье. Хетты жили в Иудейских горах и, в частности, в районе Хеврона, но главное их царство находилось в Малой Азии. Хивийцы жили в Шомроне, призийцы – в Шомроне и в Галилее. Евусеи, небольшой народ, состоявший из смеси хеттов и эмореев, жил в районе Иерусалима. О последнем народе с довольно странным названием – гиргаши – нам ничего неизвестно.
Относительно происхождения названия Кнаан существуют два мнения. Первое говорит о том, что кнаан – название пурпурной краски, добычу и производство которой мы описали в главе о животных. Этот краситель был самым дорогим предметом экспорта, и в клинописных архивах месопотамского города Нузи он записан под именем кнаан. Но не совсем понятно, называлась ли страна по продукту или наоборот. В современном английском языке фарфор называется чайна (China), то есть, Китай, так как самые качественные сервизы привозились именно оттуда. Согласно второму мнению, кнаан происходит от кнаанит – торговец. Мы уже писали о том, что морская ветвь кнаанеев – финикийцы – процветали за счет торговли со странами восточного Средиземноморья, а позже – с Италией, Испанией и Северной Африкой.
Но и сухопутные кнаанеи, которые располагались на перекрестке важнейших торговых дорог между Египтом, Месопотамией и Аравией, использовали до конца тот коммерческий потенциал, который давало им выгодное географическое положение. Отсюда и кнаанит - торговец – название, совместившее в себе национальную и профессиональную идентификацию. Города Кнаана разбогатели и отличались высоким уровнем материальной культуры. Кнаанеи строили большие поселения, окруженные мощными стенами с воротами и башнями, дворцы и храмы. Они также умели делать колесницы и корабли, обрабатывать поля, производить цветные ткани. Но в отличие от их успехов в области материальной культуры, их духовная культура была груба, примитивна и жестока. Человеческие жертвоприношения, организованный разврат, самоуродование были довольно типичны для кнаанейского язычества. Очевидно, что и в области социальной справедливости и солидарности кнаанеи выделялись не лучшим образом даже на общем фоне обычаев своего времени.
Другая сфера, в которой они явно не преуспели, была государственность. На протяжении всего периода праотцев, а также до и после него, они ни разу не организовали сильного единого государства. Кроме более или менее сильных, но ограниченных по территории царств в Восточной Галилее и Заиорданье, мы имеем дело с небольшими княжествами, то есть, городами-государствами. Города эти вели между собой частые войны, заключали временные союзы друг против друга, которые распадались так же быстро, как и складывались. Номинально земля контролировалась Египтом, и в надписях фараонов часто находят сообщения о победах, уничтожении и порабощении кнаанейских городов-государств. Правда, иногда мы находим, что один и тот же фараон должен был совершить несколько ''победоносных'' походов в Кнаан. Значит, первые были далеко не такими успешными, если через короткое время надо было все начинать сначала. Но на египетских надписях мы всегда читаем только о блестящих победах.3 Часто фараонам было просто не до дел беспокойных вассалов, а общее ослабление Египта в связи с нашествием народов моря в XIII-XII вв. до н.э. привело к тому, что даже формальная египетская гегемония закончилась. Но во все эпохи земля Кнаан, а потом Эрец Исраэль представлялась державам Египта и Месопотамии или потенциальным полем боя, или дорогой для прохождения войск, или буферной зоной для защиты своей главной территории от вторжения врага. Такова была политическая ситуация в стране во времена Авраама, Ицхака и Яакова.
Познакомившись с главными местами их пребывания и с основными маршрутами их кочевий, мы обратимся еще к одному району в юго-западной части страны, куда праотцы переселялись во время засух и неурожаев. Район этот – Грар, лежащий вокруг одноименного города, скорее всего, недалеко от моря, хотя и не на самом берегу. Грар находился на более или менее ровной территории, пересекаемой руслами потоков, сухих большую часть года. Место изначально подходило для зерновых культур: пшеницы и ячменя.
''И был голод в стране, кроме первого голода, который был во дни Авраама, и пошел Ицхак к Авимелеху, царю плиштимскому в Грар''. (Берейшит, 31:1). И вот что там с ним произошло. ''И сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат, так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. (То есть, очень преуспел и разбогател). И были у него стада мелкого и стада крупного скота и много прислуги, и завидовали ему пелиштимляне''. (Берейшит, 31:12-14). И что же они сделали в голодный год? Пошли учиться у Ицхака, как работать? Или хоть подкупили кого-нибудь из слуг Ицхака, чтобы узнать о его приемах и методах обработки земли? Нет, они действовали по-другому, хоть и во вред себе: ''И все колодцы, которые выкопали рабы отца его во дни Авраама, отца его, завалили пелиштимляне и наполнили их землей. И сказал Авимелех Ицхаку: уйди от нас, ибо ты гораздо сильнее нас''. (Берейшит, 31:15-16). И потом история повторяется. Ицхак копает колодцы, а филистимляне их засыпают, он уходит дальше, копает новый колодец, его снова засыпают и прогоняют Ицхака еще дальше, и так несколько раз. Какая же выгода была им от этого? А никакой. Даже совсем наоборот – какой дурак засыпает колодцы в сухой неурожайный год?! Так как же объяснить такое поведение? Скорее всего, объяснение будет выходить за пределы привычной логики. В эпоху праотцов, когда мы видим усиление Божественного света, отражающегося в личностях и облагораживающего весь мир, начинают сгущаться и тени. Мы стоим у истоков того явления, которое много позже будет названо антисемитизмом: ненависть без особой причины, ради самой ненависти, во вред себе и своему окружению, но главное, ненависть к тем, кто отмечен печатью избранности Господней.
Продолжение следует…
Шмуэль Мушник
http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-2.htm
Разделы / Все о стране
|