ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ. ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ЭПОХУ ПРАОТЦЕВ. Часть 4
Сам современный Хеврон можно разделить, с исторической точки зрения, на три части. Древний Хеврон на холме в настоящее время относительно слабо заселен, хотя находится в самом центре города. Большая часть его покрыта плантацией оливковых деревьев, возраст некоторых из них – более тысячи лет. Они отличаются стволами необыкновенных размеров и форм. В VII в. н.э. город перебрался в долину и как бы переорганизовал себя вокруг главной причины своего существования – МааратАмахпелы. К этому времени Хеврон окончательно превратился из районного, столицы центральной Иудеи, в город-мавзолей, основная задача которого заключалась в приеме паломников. Большая часть этого средневекового города сохранилась довольно хорошо. Это потрясающий конгломерат домов с купольными крышами, дворов, узких улочек, меняющих свое направление через каждые десять метров, и главной торговой магистрали, называющейся касба – экзотичного восточного рынка. Одним словом, старыйХеврон – это настоящая находка для каждого любителя средневековой восточной архитектуры.
Частью этого города был еврейский квартал и в центре его – знаменитая синагога Авраама Авину – праотца Авраама. Созданная в XVI веке, она была осквернена арабскими погромщиками в 1929 году. Но само здание, ограбленное и запущенное, простояло до 60-х годов ХХ века. Когда еврейские поселенцы вернулись в Хеврон после Шестидневной войны, на месте синагоги был загон для коз и общественная уборная. Борьба за восстановление синагоги во многом связана с именем выдающегося физика-теоретика, выходца из СССР профессора Бен ЦионаТавгера, приехавшего в Израиль в 1974 году. В наше время отреставрированная синагога является центром жизни в обновленном еврейском квартале. Надо отметить, что и сам квартал за исключением двух-трех зданий был разрушен в 1960-е годы. Это соответствовало политике иорданского короля Хусейна I, который хотел смести с лица земли всякую память о еврейском присутствии и в Хевроне, и в той части Иерусалима, что находилась под его контролем.
Новый Хеврон – это довольно беспорядочно разбросанные дома и улицы, расползшиеся во всех направлениях и занимающие все большее пространство за счет сельскохозяйственных территорий. Основной период интенсивного роста города приходится на вторую половину ХХ века, в основном, на последние три десятилетия. Хаотичность застройки слегка сглаживается специфическим рельефом города, то есть, чередованием хребтов и долин. Но оставим современный Хеврон и направимся дорогой праотцев на север.
Следующая важная точка, связанная с памятью о праотцах, - это МигдальЭдер. Сказано, что после смерти своей жены Рахели ''и отправился Исраэль (Яаков), и раскинул свой шатер подле МигдальЭдера''. (Берейшит, 35:21). Насколько далеко находился Яаков от МигдальЭдера, сказать трудно. Даже если бы археологи перекопали всю округу, то вряд ли что-нибудь нашли. От шатров, которые ставят и разбирают, не остается никаких следов, но если бы и обнаружились какие-то следы стоянки, например, керамические черепки, то, в лучшем случае, их можно было бы отнести к эпохе праотцев. Сам холм, на котором находился МигдальЭдер, с запада и с юга окружает долина, называемая по-арабски Бурикат – Благословение. Относительно ровная долина с постоянными источниками воды была хорошим местом для стоянки, но, как мы уже сказали, точное ее местоположение нам неизвестно. МигдальЭдерсвязан еще с двумя традициями. Когда Авраам получил указание от Всевышнего принести в жертву своего сына Ицхака на горе Мория, или Храмовой горе, в Иерусалиме, то они вышли из Беер-Шевы, и ''на третий день возвел Авраам глаза свои и увидел то место издалека''. (Берейшит, 22:4).
Холм, идентифицируемый с ТаНаХическимМигдальЭдер, арабы называли Ум эль Тала – Мать высот, хотя речь не идет ни об Эвересте, ни о Килиманджаро. Высота его 976 метров над уровнем моря, в то время как другие холмы в округе, в среднем, чуть выше, или чуть ниже 950 м. Но и этого небольшого преимущества в высоте оказывается достаточно, чтобы через несколько минут подъема перед нами открылся захватывающий вид на восток, на запад и на север.
На востоке мы увидим населенную арабами деревню Бейт Фаджар, ближе, почти под нашими ногами, окажется религиозный киббуцМигдальОз с низкими и очень длинными зданиями индюшачьих ферм. Посмотрим на запад и увидим современное шоссе, более или менее параллельное дороге праотцев. За ним бензоколонка, а еще дальше – странное здание, напоминающее средневековый рыцарский замок. Квадратный двор окруженный стенами и две башни по углам. Но само здание – это не хорошо сохранившийся реликт рыцарской эпохи. Построено оно было в 50-е годы ХХ века, во время иорданской оккупации, то ли против Израиля, то ли как база для борьбы с внутри арабскими беспорядками. Израильские солдаты, наблюдавшие за этими стандартными крепостями издалека, прозвали их Микки Маусами. И действительно, на расстоянии силуэт здания с двумя башнями напоминал голову с двумя большими ушами – прямо диснеевский мышонок. Теперь в этом помещении находится центр иудаики – еврейского прикладного искусства.
Если мы посмотрим еще дальше на запад, то увидим еще один религиозный киббуц – КфарЕцион, а чуть севернее него - большое общинное поселение АлонШвут. КфарЕцион был основан в 40-е годы, когда бушевала Вторая Мировая война. Вскоре к нему присоединились еще три киббуца, но все они пали в мае 1948 года, полностью отрезанные от районов с еврейским населением, оставшись без провизии и боеприпасов. В течение полугода с невероятным героизмом они отражали одну за другой атаки регулярных арабских соединений и многочисленных, хорошо вооруженных банд. Но силы были слишком неравными. Все четыре киббуца, в комплексе называвшиеся ГушЕцион – Блок Ецион – пали. Более 250 человек погибло в бою, но жертва была не напрасной – они задержали на несколько месяцев продвижение арабов в сторону Иерусалима и, приняв на себя всю тяжесть вражеских атак, спасли Иерусалим от падения. Все девятнадцать лет между 1948 и 1967 годами жены и дети защитников этих поселений, эвакуированные в начале боев, всходили на один из холмов рядом с городом Бейт-Шемеш и смотрели на единственную опознаваемую примету ГушЕциона – большой раскидистый дуб. И так из года в год четвертого ияра – в день падения ГушЕциона, объявленного Днем Памяти всех солдат, погибших в войнах за Израиль. А после Шестидневной войны уже выросшие дети погибших защитников вернулись, возродили старые поселения и создали новые, такие как АлонШвут, в переводе Дуб Возвращения, в память о том самом дубе. Только теперь этот дуб – не просто едва различимая точка на горизонте, крошечный силуэт на фоне линии хребта, а настоящее дерево, к которому можно подойти, прикоснуться, посидеть в его тени, рассказывая о жертве старого ГушЕциона.
Глядя же на север с вершины МигдальЭдера, мы вспомним про самый старый подвиг еврейского самопожертвования во имя Бога – жертвоприношение Ицхака. Нашему взгляду откроется новый город района ГушЕцион – Эфрата, ее синагоги, дома, коттеджи, магазины, затем гряда холмов, а за ней мы увидим крыши Бейт-Лехема. Еще севернее раскинется Иерусалим. Он уже довольно далеко от нас, но даже небольшое возвышение МигдальЭдера дает нам возможность видеть на двадцать километров на север. Из голубоватой дымки проступают три башни на Масличной горе, высокие силуэты современных гостиниц разрезают плавную линию горизонта. И вот среди очертаний домов мелькнула золотая точка. Это позолоченный купол, неправильно называемый в народе мечетью Омара. Это не мечеть и не Омара; если перевести с арабского языка название Кубба’т а-Сахра, то получится Павильон скалы. Это восьмиугольное сооружение, покрытое синими изразцами и с золотым куполом отчасти, действительно, напоминает павильон какой-то бывшей среднеазиатской республики на ВДНХ. Своей несколько нарочитой пышностью оно резко контрастирует со строгими и, вместе с тем, нежными линиями и цветами остальных иерусалимских домов. Но что это за скала, над которой возвели мусульманские завоеватели в VII веке столь заметную конструкцию?. Скорее всего, это и есть Эвен Аштия – Камень Основания или Камень Питья – на котором основан весь мир, и из которого пьет весь мир знание Торы. Над этой плоской скалой возносились Первый и Второй Иерусалимские Храмы, а в Первом Храме стоял над ней Ковчег завета со скрижалями, на которых написал Моше десять заповедей. Перед Храмом находился жертвенник, построенный на том самом месте, где Авраам должен был совершить заклание своего единственного сына.
Продолжение следует…
ШмуэльМушник
http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-2.htm
Разделы / Все о стране
|