ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Наш Израиль

Источник вдохновения

Сара-Йохевед Риглер


 

Моральный дух израильских солдат, казалось бы - в полном упадке. Во время недавней операции, когда перед нашими солдатами была поставлена цель найти и уничтожить военные лаборатории террористов в Зайтуне (район Газы), шестеро солдат бригады «Гивати» погибли, когда их бронетранспортер подорвался на бомбе. Местные арабы демонстрировали части их тел их перед международными телевизионными камерами, радостно танцуя и оживленно переговариваясь, какой выкуп они потребуют за них от Израиля.

 

Через некоторое время другое пехотное подразделение получило приказ снова войти в Зайтун. На этот раз - чтобы найти тела погибших товарищей. Техника поиска предельно проста: солдаты «прочесывают» каждый дом, рискуя разделить судьбу своих недавно погибших сослуживцев. Группа из десяти солдат в бронетранспортере направлялась к опорному пункту Хамаса - в таком же совсем недавно погибли их товарищи. Шестеро из них были религиозными. Командиром группы назначили Нериа. Перед началом операции он прочел молитву.

 

Четверо нерелигиозных солдат, испытывая страх, изо всех сил старались поглубже спрятать мысли о целесообразности такого рода жертв. Они обратились к Нериа, пытаясь получить от него моральную поддержку. Нериа, молодой человек в кипе, достал из кармана открытку. На ней с одной стороны была отпечатана молитва Шма, Исраэль («Слушай, Израиль…»). На другой - молитва «перед битвой». Она частично включала в себя текст из Торы. Здесь были такие слова: «Слушай, Израиль! Вы приступаете ныне к сражению с врагами вашими; да не ослабеет сердце ваше. Не бойтесь, не трепещите пред ними… Ибо Всевышний ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с врагами вашими, спасти вас…» (Дварим, гл. 20, ст. 3-4). Далее шел текст обращения к Творцу: «Будь же теперь с солдатами Армии Обороны Израиля, посланниками твоего народа, которые ведут сегодня войну против его врагов. Укрепи нас, дай нам мужество. Веди наше сражение, нашу битву. Укрепи нас, защити и укрой нас. Помоги нам. Спаси нас… ».

 

Это было именно то, в чем нуждались солдаты, чья воля пошатнулась. Религиозные друзья Нерии достали свои открытки. Все десять солдат при тусклом свете бронетранспортера читали «молитву перед битвой». Их боевая машина въехала в центр террористического гнезда, под сплоченную мольбу: «Слушай, Израиль...». Солдаты бесстрашно бросились в бой. К счастью, в той операции ни один из них не пострадал…

 

Что случилось с нашей любовью к Земле Израиля?

 

Нериа и его друзья получили свои открытки от членов организации, цель деятельности которой - вдохновлять солдат ЦАХАЛа, давать им определенные знания по еврейской истории и еврейской традиции.

 

Как и зачем организация создана?

 

Излагая основные задачи, ее инициаторы пишут: «Молодые израильские солдаты ежедневно рискуют жизнью. Многие из них задаются вопросом, насколько справедливы их действия. У них, к сожалению, нет глубокой связи с еврейским наследием, поэтому они не понимают, что такое «право еврейского народа на Землю Израиля» и откуда оно. Это в значительной степени снижает их боевой дух и решимость защищать свою родину. Наша цель - решать эту проблему... потому что от боевого духа солдат, от их морального состояния зависят их жизни». Еще недавно служба в Израильской армии считалась делом чести. Сегодня в среде израильской молодежи растет число людей, которые предпочитают уклониться от армейской службы. В июле этого (2004-го) года опубликованы данные, согласно которым около 40 процентов юношей, пригодных к воинской службе, идти в армию не хотят. При этом религиозные юноши, освобожденные от армейской службы, как учащиеся иешив, составляют лишь 8% от численности военнообязанных в Израиле.

 

Возникшая ситуация, когда треть нерелигиозной молодежи не желает рисковать своими жизнями, вызывает опасение. Но они не хотят рисковать, прежде всего, потому, что не знают во имя чего стоит идти на риск... Даже те, кто идет служить в армию, в своем большинстве не имеют для этого глубокой и серьезной мотивации. Ноах Эфрон, житель Тель-Авива, преподаватель Бар-Иланского университета. Вдохновленный идеями сионизма, он иммигрировал в Израиль из США в далекие 80-е. На службу в Израильскую армию его призвали в 1984 году. Вначале он служил рядовым в регулярных частях, позднее был резервистом. В 2000-м году он вышел в отставку. В своей книге «Настоящий еврей» Ноах Эфрон пишет, что в его времена моральный дух Израильской армии был очень силен, «честь мундира» считалась неоспоримой ценностью.

 

На страницах книги Ноах Эфрон размышляет и о причинах, которые привели к снижению боевого и морального духа израильских солдат. «Конечно, непросто сохранять гордость, патрулируя вверенную территорию, - пишет он. - Скучное патрулирование чужих и пугающих холмов делает патриотизм абстрактным даже для тех, у кого нет ни малейших сомнений в том, что такая служба необходима для обеспечения безопасности…». До 80-х годов никто и не помышлял о том, что по вызову на резервную службу можно не явиться. Сегодня, по крайней мере - в определенных израильских кругах, отказ от прохождения резервистской службы стал едва ли не «правилом хорошего тона». Многие резервисты находят всевозможные поводы (иногда, конечно - реальные, а по большей части - фиктивные), чтобы уклониться от призыва. Это объясняется, в первую очередь, тем, что за два десятилетия приводящей в уныние службы многие израильтяне - и правые и левые - утратили иллюзии. И относительно службы в армии, и относительно правительства, и относительно государства в целом. «Пусть на этот раз в кого-нибудь другого бросают камни», - думают они, оправдывая свой отказ явиться по призыву.

 

«Израильтяне 2003 года деморализованы, - пишет Ноах Эфрон. - Они устали, устали от палестинцев, от Арафата, от взрывов бомб, которым, кажется, не будет конца, устали от заявлений неизменно осуждающей Израиль Организации Объединенных Наций, от порицаний со стороны Европейского Союза. Израильтяне изнурены огромными налогами, которые необходимы для приобретения новых и новых вооружений и ракет. Они устали от окружающей их ненависти, от тяжких для восприятия новостей и не хотят видеть по телевидению, как дети умирают на руках отцов и матерей. Устали от жизни и от себя самих».

 

Несомненно, говоря о патрулировании «чужих и пугающих холмов», автор имеет в виду Иудею и Самарию. А ведь это - места, которые постоянно упоминаются в Танахе и напрямую связаны с еврейской историей. И действительно, самые святые еврейские места - Котель (Западная Стена или, как ее называют - Стена Плача), Пещера Махпела в Хевроне, могила праматери Рахели в Бейт-Лехеме… Все это - за «зеленой чертой». Как же случилось, что эти территории стали «чужими» в сознании израильтян, мыслящих подобно Ноаху Эфрону? Что же произошло с извечной, жившей в еврейских сердцах, любовью к Земле Израиля - главной еврейской ценности, на которой был построен сионизм? Той самой ценности, за которую первые еврейские сионисты готовы были пожертвовать жизнями.

 

Великая еврейская ценность - любовь к Эрец Исраэль - как и другие еврейские ценности, была намеренно уничтожена так называемым «пост-сионизмом» - согласованными усилиями нерелигиозных израильских академиков, деятелей от литературы и средств массовой информации. Они направили свою энергию на то, чтобы заменить еврейские ценности другими, так называемыми - «универсальными», «как у других».

 

«Сам факт, - писал вскоре после заключения договора в Осло руководитель Иерусалимского исследовательского центра «Шалем», Йорам Хазони, - что Голанские высоты, Бейт Лехем и Иерусалим могли стать «объектом» переговоров, и это не вызвало огромного возмущения в народе и не вывело на израильские улицы толпы людей, свидетельствует о почти полном крушении еврейской идеологии, на которой строилось государство Израиль. Такие уступки означают отказ от борьбы за возвращение к еврейской истории… Непостижимая, огромная по своим масштабам катастрофа...».

 

В своей книге «Еврейское государство: борьба за израильскую душу», Хазони приводит множество свидетельств влияния постсионизма на культурную, юридическую, образовательную и военную сферы израильской жизни. Он цитирует профессора одного из израильских университетов, который предлагает добавить на еврейском национальном флаге арабскую символику. Описывает он и такой пример: политик выдвигает идею, чтобы европейские суды могли отменять израильские законы.

 

В 1994 году армейское руководство сформировало специальную комиссию для разработки текста морального кодекса израильских солдат. Комиссию возглавлял профессор Тель-Авивского университета Аса Кашер, а созданный ею черновой вариант назывался «Дух Армии Обороны Израиля». Этот документ должен был стать «моральным и нормативным» удостоверением Израильской армии. Однако нем не было даже упоминания о еврейском государстве, еврейском народе, еврейской традиции и Земле Израиля. Эти традиционные еврейские ценности были заменены - «общечеловеческими». «Израильские солдаты, - говорилось в документе, - должны, не щадя жизни, защищать универсальные ценности, такие как человеческая жизнь. Должны проявлять упорство и твердость воли, быть ответственными и честными, дисциплинированными, вести себя так, чтобы их поступки были примером для товарищей…».

 

Когда этот документ был передан офицерам израильской армии, единственным их возражением было бросающиеся в глаза отсутствие «пункта» о любви к Земле Израиля - ценности, которая, по сути, составляет сущность всего сионистского движения. «Именно любовь к Земле Израиля, - пишет Йорам Хазони, - составляла основу многих образовательных программ в армии. Именно благодаря этой любви, солдаты могли осознать историческое значение тех мест, которые они должны охранять».

 

Однако члены комиссии (авторы черновой версии морального кодекса) отказались делать эту вставку. И представили объяснение: никто не может учить другого «любить», а, кроме того, введение пункта о любви к Земле Израиля - это «фетишизация объекта». Не удивительно, что десятилетие, в течение которого солдаты должны были ориентироваться на составленный комиссией документ, сформировало инертность, депрессию и страх, которые солдаты испытывали в Зайтуне, оправляясь в бронетранспортере на задание.

 

Призываясь в армию резервистом, Хазони много беседовал с солдатами. Вот что он говорит о своих впечатлениях, которые он вынес из этих бесед: «Евреи в Израиле запутались, потеряли направление. Их угнетает ощущение бесконечной усталости. Нельзя сказать, что израильтяне не хотят воевать. Они, по их словам, готовы ринуться в бой, если понадобится. Но ведь между готовностью воевать, жертвовать собой и способностью понять, почему и во имя чего они должны это делать - огромная пропасть. Конечно же, все они знают, что страна - в состоянии войны... Но, как только в разговоре проскальзывал мотив - что стоит за этой войной, почему она необходима, обнаруживалось, что люди сбиты с толку. У многих из них не было ясных и однозначных ответов на вопросы, что такое еврейский народ, чего можно достичь в борьбе, почему нужно жертвовать собой во имя еврейского народа… Лишь единицы сумели хоть как-то объяснить, для чего вообще существует еврейское государство? Но с другой стороны, ни одна армия мира, пожалуй, не в состоянии вести столь длительную, казалось бы, бесконечную войну».

 

Продолжение следует…

 

 

Данная статья является материалом сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора. Мы благодарим «Эш а Тору» за разрешение поместить данный материал на нашем сайте. Данную статью на английском языке и множество интереснейших статей можно прочитать на сайте aish.com.
Перевод данной статьи взят с сайта
evrey.com

Изображение взято с сайта  www.aish.com

 


16.01.09




Разделы / Взгляд со стороны

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS