ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Шаббат  /  «Шаббат Шкалим» – единое целое из двух половин

       Рав Зелиг Аврасин

      Сейчас в еврейском календаре идет период чтения так называемых «четырех глав» (на иврите «арба прашиёт»), располагающихся в строгом порядке одна за другой. Этот период начинается перед праздником Пурим и заканчивается перед праздником Песах. Отрывки, читающиеся в Шаббаты этого периода в качестве «мафтира» (заключительного отрывка, который читает восьмой человек), и дают названия этим Шаббатам. Первый из них – «Шаббат шкалим» – это суббота перед началом месяца Адар, затем идет «Шаббат Захор» – перед Пуримом, «Шаббат Пара» – предпоследняя суббота перед новомесячьем Нисан, и «Шаббат а-Ходеш» – суббота перед началом месяца Нисан.

      Попробуем объяснить смысл каждого отрывка. Первый из них – «Шкалим», что в переводе с иврита означает «шекели». Дело в том, что еврейский Новый год начинается первого числа весеннего месяца Нисан (как мы знаем, в еврейской традиции существует четыре Новых Года – два главных и два второстепенных). С Нисана в Иерусалимском Храме ежедневные обязательные жертвы приносились уже из тех денег, которые выплатил народ именно на жертвоприношения нового года. Другими словами, календарный год жертвоприношений начинался первого Нисана.

      Что же это были за жертвоприношения? Как известно, священники, то есть коэны, являются представителями народа Израиля перед Вс-вышним и приносят жертвоприношения от имени всего народа, и поэтому у каждого из народа Израиля была своя часть в каждом жертвенном животном. Это достигалось путем выплаты налога в размере половины шекеля, причем неважно, беден человек или богат – каждый должен был дать половину шекеля ежегодно. На эти деньги в течение года покупались жертвоприношения, а именно – два барана, которые приносились ежедневно, один – утром, другой – перед вечерней зарей, а также из этих же денег покупались дополнительные жертвоприношения на праздники. Таким образом, у каждого еврея в каждом жертвоприношении была своя особенная частичка, которая как бы принадлежала ему. Если денег оказывалось больше, чем необходимо для жертвоприношений, они шли на починку зданий Храма или на какие-то технические расходы, связанные с Храмом.

      Нельзя было деньги, которые сохранились в качестве остатка с прошлого года, употребить на жертвоприношения следующего, – обязательно надо было до начала месяца Нисан собрать новые половины шекеля. Поэтому уже до месяца Адар начинался сбор денег и объявлялось народу о том, что пришло время сдавать налог.

      Еще одна цель, которую преследовал этот сбор – подсчет боеспособных военнообязанных мужчин. Согласно еврейскому закону молодой человек считался полноправным членом общины, имеющим право участвовать в войне, с 20 лет. Поэтому такой налог платили мужчины старше 20 лет. Считая собранные деньги, узнавали, сколько есть военнообязанных мужчин старше 20 лет.

      Почему же нельзя было посчитать всех евреев с помощью обычной переписи населения? Дело в том, согласно еврейскому закону нельзя проводить перепись евреев, и вообще нельзя их считать. Даже просто так, чтобы узнать, сколько людей находится в синагоге, присутствует ли кворум, необходимый для проведения общественной молитвы, используют опосредованные методы – например, считают кипы или считают с отрицанием: «не один», «не два» и так далее. Или произносят стих Торы, насчитывающий определенное количество слов – скажем, десять, и с каждым человеком соотносят определенное слово. Таким образом узнают, сколько людей не хватает для «миньяна». Запрет на пересчет евреев имеет ряд причин. Одна из основных состоит в том, что подсчет чего-то подразумевает владение пересчитываемыми объектами. Обычно человек считает то, что принадлежит ему. Даже говорят: «не считай деньги в чужом кармане», то есть что-то, не принадлежащее тебе, ты не имеешь права считать, если тебя не назначили на эту работу.

      Поскольку народ Израиля принадлежит Вс-вышнему, никто не вправе считать его без особого указания Вс-вышнего. Все пересчеты народа Израиля, которые описаны в книге Бамидбар («В пустыне»), производились по прямому указанию Вс-вышнего. А если перепись населения была произведена без спроса, как, например, та, что описана в книге «Диврей амим» («Хроники»), проведенная царем Давидом без согласования с пророком, то это привело к очень тяжелым негативным последствиям в виде эпидемии, унесшей жизни многих сотен евреев.

      Еще одна причина запрета исчисления евреев. Согласно еврейской традиции «аин а-ра» («дурной глаз») может повредить только тому, что подсчитано. И наоборот, благословение падает на то, что не подсчитывается.

      Существует интересный вопрос: почему Тора указывает сумму в размере именно половины шекеля, а не целый шекель, например? Казалось бы, для символического налога лучше подходит целая денежная единица, а не дробная. Объяснить это можно так: человек – объект, существующий не сам по себе. Поэтому каждый  человек рассматривается с двух точек зрения. С одной стороны, это индивидуум, на котором как бы все начинается и в нем все заканчивается. По этой причине спасающий жизнь одного человека будто спасает целый мир. Назовем это «миркокосм» – мир внутри человека, и поэтому человек ценен сам по себе.

      С другой стороны, каждый человек является элементом в какой-то большей системе, в макрокосме. То есть он занимает определенное место, скажем, в своем поколении, находится в каких-либо отношениях со своими современниками. Назовем это горизонтальной плоскостью. По вертикали он соотносится со своими предками и потомками. Значит, на нем лежит ответственность как перед потомками, так и перед предками. Мы говорим о том, что жизнь (имеется в виду существование души) ни в коем случае не заканчивается со смертью тела, и поэтому душа человека связана с душой его предков. С другой стороны, это связано так же с душами его потомков, и поступки человека, который живет здесь и сейчас, влияют как на духовное состояние его предков, так и на судьбу его потомков, еще не появившихся на свет. Об этом у царя Шломо (Соломона) в Мишлей (Притчах Соломона) написан известный стих: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». То есть существует некая внутренняя связь поколений между собой, как и ответственность за свое собственное поколение. Ценность человека как элемента чего-то большего неизмеримо выше, чем его ценность как единицы самой по себе. Таким образом, половина шекеля символизирует незаконченность отдельно взятого человека. «Микро» присутствует, а «макро» – отсутствует. Только тогда человек становится полноценным, когда он объединяется вместе со своим народом для великой цели – выполнения заповедей, указанных Вс-вышним. Вместе все эти половинки шекелей называются «шкалим» – «шекели». Интересно, что во множественном числе эти половинки шекелей не называются «половины шекелей», хотя каждый из них является таковой, но все вместе они называются «шкалим» – «шекели», то есть полный целый шекель. Таково одно из объяснений. В наших дальнейших статьях мы раскроем также смысл и других специальных Шаббатов.

Иллюстрация: www.auction.ua


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS