ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Тора и этика  /  Тот, кто продолжает

Рав Давид Юшуваев

     У Авраама рождается от Сары сын Ицхак, и было четко сказано, что Ицхак – это продолжатель традиции еврейского народа. Но у Ицхака есть два сына-близнеца. Кто из них будет продолжать, как сложится взаимодействие между двумя братьями? Тора нам рассказывает, что когда Ицхак состарился, глаза его ослепли. Можно сказать по-простому – от старости. Раши пишет, что есть несколько объяснений слепоты Ицхака. Были люди, которые занимались идолопоклонством, и у них была такой ритуал – воскурение, и вот от этого воскурения глаза Ицхака ослепли. Второе объяснение – когда Авраам авину должен был вот-вот зарезать своего собственного сына и уже Ицхак был привязан к жертвеннику, в этот момент открылись небеса и ангелы заплакали, и слезы их попали и глаза Ицхака, и это испортило его зрение. Есть и другое объяснение: для того, чтобы Яаков получил благословение.

     Сейчас мы посмотрим, как эта история разыгрывается. Если бы Ицхак видел, Яакову и Ривке не удалось бы обвести его вокруг пальца. У Ицхака одно намерение – благословить Эсава, старшего сына. Но это благословение было ими взято обманом. Как это возможно? Ведь благословение – это благословение, обман – это обман. Получается серьезное противоречие. Вот Ицхак зовет своего сына Эсава и говорит: я уже постарел и не знаю день моей смерти. Объясняет Раши, что это значит – сказал Егошуа бен Корха, если человек доживает до возраста своих родителей, в течение пяти лет до того, как они умерли, уже нужно беспокоиться, и в течение пяти лет после этого. Сколько лет было Ицхаку, когда он позвал своего сына для благословения? Пишет Раши, что Ицхаку было 123 года. Он сказал: когда умерла моя мама, ей было 127, поэтому я сейчас нахожусь за пять лет до нее. Я не знаю день моей смерти. Но ведь никто этого не знает. Как пишет Рамбам – надо сделать тшуву за день до смерти, раскаяться. Поскольку мы не знаем точной даты, так это надо делать каждый день. Почему же в Торе этот момент подчеркивается? Ицхак говорит Эсаву: сейчас я прошу тебя, возьми свои инструменты и ножи и хорошенько их поточи, как бы два ножа друг о друга, чтобы я ни в коем случае не ел что-то некошерное. Затем пойди в поле и принеси мне добычу. Приготовь мне вкусные кушанья, свари мне хорошую еду, и перед смертью я хочу тебя благословить.

     Здесь в Торе написано, что весь этот разговор услышала Ривка. Может быть, она подслушивала? Пишет Ор э-Хаим: не то, чтобы она подслушала – она всегда это знала, Вс-вышний ей это говорил. Даже когда Ицхак не говорил перед ней – она все знала. Если бы она услышала, было бы написано «шама», но написано «шамаат» – постоянно слышит. Поэтому он говорит, что Ицхак понимал, что могут быть проблемы, и он говорил это очень близко к своему сыну, боясь быть услышанным кем-то другим. Здесь уже Тора говорит, что Ривка была пророчица.

     Получается, будто бы еврейскую браху мы должны получить некошерным образом. Когда мы читаем Тору без комментариев, мы видим, что все это неправильно. Разве Вс-вышний не может сделать, чтобы было все по правилам, кошерно? Ужасно, да? Посмотрим потом, как все развернется. Итак, Эсав пошел по делам, занялся охотой. А сколько же лет было обоим сыновьям? Нам кажется, что это мальчики, но им уже по 63 года. К этому времени Ицхак еще не был женат, а у Эсава было несколько жен.

     В это время Ривка слышит, как Эсав пошел охотиться, и вообще порой мы видим необыкновенную активность женщин, как они вообще меняют ситуацию, как они дома хозяйничают. Действительно, Сара с Авраамом была как бы на «ты», а Ривка с Ицхаком уже на «вы». Как пророчица она видит что-то необыкновенное, она делает все за кулисами и полностью руководит событиями. Ривка к этому времени тоже немолода. И она говорит Яакову: я слышала про твоего брата, что он должен поохотиться и отец его благословит. Но здесь она что-то добавила. Ицхак сказал: благословит моя душа перед моей смертью. А Ривка сказала, что услышала ту же фразу, но от себя добавила имя Б-га, причем она говорит, что Вс-вышний с этим согласится. Поэтому сейчас мы должны что-то предпринять, так что сейчас, мой сын, слушай мой голос. Мудрецы говорят – где мы еще нашли «голос»? Когда Сара выгоняет Ишмаэля, Авраам Авину был потрясен, он не хотел этого делать и не понимал Сару. Тогда Вс-вышний сказал, что все, что тебе скажет Сара – слушай ее голос. Не написано – слушай ее, а именно слушай ее голос. Мудрецы говорят – что она боле великая в пророчестве, чем ты. Здесь, безусловно, голос означает пророчество. Теперь мы понимаем, что «слушай мой голос» – имеется в виду, что я не сама придумываю это, чтобы обмануть твоего папу, а это пророчество у меня сейчас от Вс-вышнего.

     Ривка говорит Яакову: иди, пожалуйста, в наш загон, возьми мне двух козлят. Сколько же ел Ицхак, зачем двух козлят? Одному пожилому человеку разве возможно съесть столько? Вообще почему Ицхак, если он действительно хочет благословить, просит сначала еду? Казалось бы, ну благослови сына просто так – нет, давай сначала накроем стол. О чем здесь идет речь?

     Написано в Талмуде – человек, который кушает без благословения, ворует у Вс-вышнего и евреев. Я никогда не понимал – почему у евреев? У Вс-вышиего – можно понять, Вс-вышний не разрешает тебе это кушать, пока ты не благословишь, это как будто надо заплатить брахой. Но если я съел без благословения, разве украл у евреев? Так пишет Марша – качество плодов из-за того, что я не благословил, становится хуже. К примеру, говорят – раньше вкусные какие были помидоры, а сейчас как трава. Поэтому мы и едим помидоры другого качества, не вкусные. Когда весь народ Израиля благословлял, действительно фрукты были вкуснее, мясо было вкуснее, хлеб был вкуснее. А сейчас, поскольку не благословляют, все как трава. Когда через еду Ицхак хочет благословить, то с этим благословением что-то происходит: браха затем переходит на сына.

     Мы здесь видим полную пассивность Яакова, он не берется за это дело очень осторожно. Ривка она ему говорит: шма бе коли – слушай, что я тебе говорю. Пока он не понимает, в чем дело и не хочет идти на такой действительно ужасный поступок. Он говорит: ведь Эсав от рождения очень волосатый, и если папа, хоть и не видит, но пощупает меня, то это принесет мне это проклятие, а не благословение. И говорит Ривка: слушай, на меня проклятие, мой сын. Здесь она ему дает очень серьезный намек, что дорогой мой – все, что я сейчас делаю, это я не делаю от самой себя или потому, что так мне хочется, а потому, что это пророчество. И как нам пишет Ор э-Хайм а-кадош, это значит, что, несмотря на все сомнения, ты должен слушать меня.

     Обратите внимание, что здесь написано: и пошел, и взял, и принес своей маме. Можно же написать проще – принес своей маме. Здесь Тора входит во внутреннюю психологию Яакова – как ему не хотелось этого делать. В общем, мама приготовила очень вкусную еду, какую любит папа. Она берет одежду Эсава, которая хранилась у нее в доме, и надевает ее на Яакова. Раши пишет, что хотя у Эсава было несколько жен, он им не доверял и поэтому держал свои вещи у мамы. В общем, она принесла кожи, и поскольку Эсав был весь волосатый, так она шкурами козлят как-то оборачивает Ицхака и торопит его идти к отцу.

     Он приходит, стучится в дверь, папа говорит – пожалуйста. При этом задает странный вопрос: «Ми ата бни?» – кто ты, мой сын? Мудрецы говорят, что поскольку они были близнецами, их голоса были очень похожи. И говорит Яаков своему папе: я Эсав, твой первенец. Как Яаков посмел обмануть своего отца? Ор э-Хаим а-кадош и другие объяснили, что это пророчество. Если есть пророчество обмануть на время – тогда можно, это даже мицва. Он спрашивает: как у тебя так быстро получилось? Отвечает Яаков: Вс-вышний помог мне. И когда он это говорит, Ицхак что-то стал подозревать и сказал: я хочу проверить, ты или не ты. Пишет Раши – сказал Ицхак в мыслях своих, в своем сердце, что Эсав никогда имя Б-га не упоминал. А сейчас – что случилось? Поэтому он и говорит: подойди. И несколько раз Раши нам пишет: значит, Ицхак знает по-настоящему, кто такой Эсав или нет? Конечно, знает.

     Зачем же тогда он делает такие непонятные вещи? С другой стороны, почему Ривка не может прийти к Ицхаку и по-человечески поговорить? Здесь мы видим дистанцию – на «вы». Она принимает решение и никак не хочет, чтобы Ицхак в этом принимал участие, даже не советуется с ним. А Ицхак – почему он так себя ведет? Почему он дает этому сыну, ведь никакой праведности у этого сына нет. Написано, что Ицхак любит Эсава, охота в его рту. Так потому, что он ему вкусные вещи готовил и приносил добычу, за это он его любил? Что-то тут не так. Ицхак ловил его на словах, когда тот приходил и задавал алахические вопросы, как будто он праведник, цадик. Тем не менее, он хочет его благословить.

     Как это понимать? Здесь мы видим любовь и любовь. Объясняют наши мудрецы, что Ицхак на самом деле знает, кто такой Эсав, но он ему показывает любовь, он хочет его любить больше, хотя это и не получается. Он понимает различие между Эсавом и Яаковом и как будто «делает любовь». Как же объединить эти два момента? Яаков и Эсав - два брата-близнеца. Они понимали и Ицхак хотел, чтобы эти оба брата строили еврейский народ. Строительство еврейского народа невозможно только на человеке, который сидит в шатрах, занимается Торой. Невозможно, чтобы так продолжалось. Нужен шустрый руководитель, нужны военные люди.

     Проблема в том, что Эсав это делал безо всякой богобоязненности. Ицхак говорит, что если я отвернусь от него, он вообще отойдет. Так что мне делать? Проявлять любовь, и тогда потенциал, который у него имеется, он направит в нужное русло. Ведь у него есть такие возможности, которых нет у Яакова. Так думает Ицхак. Невозможно строить народ только с ешиботниками. В ешиве очень хорошо, но нам нужны и рынки, и бурсы, и армии, и бизнесмены. Но без богобоязненности это тоже не получится. Поэтому надо его благословить, чтобы он понял – все, что ты делаешь в материальном мире, на самом деле Кто тобой по-настоящему руководит. А Ривка понимает – никаких шансов у Эсава нет, а вот Яаков – он с б-жьей помощью – ты думаешь, что он такой ешиботник, он только сидит и учит Тору? Знай, что от него пойдут великие бизнесмены!

     И действительно, написано, когда в 137 лет перед смертью Яаков авину собирает всех своих сыновей, и они стоят у него в том же порядке, как их колена будут выходить из Египта. Это известная агада, когда он хотел им рассказать будущее, и не смог, подумав, что не дай Б-г кто-то их моих сыновей окажется не достойным. Так они произнесли: Шма, Исраэль!.. Папа наш – Израиль!.. И там есть интересная фраза – Яаков благословил каждого сына своим благословением, кому что предназначено. Перед ним стояли люди, которые занимаются Торой, занимаются священством, сельским хозяйством, армией, бизнесом – все разные. Но все это вместе соединилось в одно благословение. И в этом была большая разница между подходом в воспитании детей между Ривкой и Яаковом. Ицхак верил и знал, что это будет от Эсава, они будут вместе, а Ривка посчитала по-другому. Зачем же она будет переубеждать в том, что на самом деле думает? Что Эсав вообще сейчас не в нашей теме. Как это перевернуть? И это цель еврейского народа, еврейского государства и всех еврейских организаций.


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS