ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Тора и этика  /  Вкус дороги как вкус плодов

 

Раббанит Аелет Юшуваева

Не так давно мы изучали главу, в которой говорилось о законах изготовления храмовой посуды. Особое место там было посвящено меноре для мишкана – переносного Храма. Моше Рабейну не знал, как ее сделать, и тогда он обратился ко Вс-вышнему, который сказал взять кусок золота, и из этого единого куска должна быть сделана менора. Но Моше опять не понял, как это сделать, и тогда Вс-вышний ему показал: Моше кинул золото в огонь и оттуда вышла готовая менора. Изготовить менору – это еще не все. Чтобы ее зажигать каждый день в Храме, нужно было в светильники наливать специальное оливковое масло – самое чистое, пригодное для зажигания свечей. Секретом этого особого процесса владела одна-единственная семья, которая точно знала все тонкости. В Гемаре описано семь видов оливкового масла, но лишь три из них признаются кошерными для постоянного поддержания света в меноре. Это масло могло быть разной консистенции и отличаться по количеству и качеству, к примеру, у разных партий могла быть разная чистота и прозрачность; оно даже могло быть с небольшими добавками оливок, отчего становилось густым и непрозрачным, но по определенным признакам все же считалось кошерным.

Затем священник (коэн) приходил каждый день в Храм, это должен быть обязательно священник, и готовил фитили. Он очищал подсвечники от вчерашнего масла, наливал в них новое масло и вставлял светильники в менору.  Ни в коем случае никто кроме священника не имел права делать такую работу. Казалось бы, такие технические вещи, считались частью службы священника.

Подумать только, сколько требовалось предварительной работы, чтобы подготовить храмовый светильник к зажжению! Сама менора, которую Моше с помощью Вс-вышнего сделал; масло, которое специальная семья изготавливала; затем подготовка чистых светильников для новой заливки в них масла. После этого само зажигание меноры имел право делать любой еврей. Конечно, обычный еврей не может зайти в Храм, но священник может взять менору и поставить ее во двор Храма, чтобы обычный еврей ее зажег. Так делалось, если, к примеру, хотели уважить царя или премьер-министра или же обычного человека.

Итак, по законам кашрута кошерным признается зажигание меноры, когда предварительную обязательную работу делает священник. Остальную работу – само зажигание – имеет право сделать обычный еврей, и бывали такие случаи. 
 

Почему же именно само зажигание, но никак не подготовка, доверялась простому человеку? Мы знаем, что иногда дорога и сам процесс важнее поставленной цели. Чтобы приготовить новое, убрать старое масло, должны быть святые мысли. Легко иметь святые мысли при зажигании свечей, сам этот ритуал располагает к святости. А кто все это убирал и чистил? Может быть, они ниже по статусу? Хорошо бы и в нашей жизни понять, что святость дороги должна быть не меньше, чем само действо, а может быть даже больше, ведь в дороге тяжелее чувствовать святость. Поэтому только священнику доверено заниматься свечами, и эта подготовка ценится не меньше, иногда даже больше, чем само зажигание. Если все хорошо заранее подготовить, то у цели доделать работу может любой человек.

Часто в нашей жизни мы что-то зажигаем – хотим зажигать наши сердца, хотим делать много хорошего. Что бы все получилось, нужно точно знать выбираемую дорогу. Плохая дорога к хорошей цели никогда не приведет. Все наши дороги должны быть святыми. Например, человек, который всем сердцем хочет чувствовать святость еврейского праздника, не может делать это через нарушения. Человек, который хочет заниматься святыми делами, не может обижать тех, кто ему попадается на этой дороге.

Если хорошо готовиться к хорошим делам, потом очень легко подниматься. Нужно, чтобы всю дорогу был подъем, чтобы дорога шла в гору, хотя подниматься будет очень тяжело. Чтобы дорога была святая.

Когда Вс-вышний творил мир, написано в Торе, что в третий день пусть выходит фруктовое дерево – на иврите «эц при» – дерево фруктовое, которые делает фрукты. А когда появилось дерево, то написано «эц осе при» – дерево, которое делает фрукты. Получается разница между планом Вс-вышнего (по плану должно было произрасти дерево фруктовое, которое делает фрукты) и его реализацией (дерево, которое делает фрукты). В чем же разница? В самом дереве. Фрукты есть фрукты – это наша цель. Само дерево, про которое сказал Вс-вышний, имеет вкус фруктовых плодов, которые на нем произрастают. Так должно было быть по плану. А вышло обычное дерево, у которого есть плоды. Эта разница и есть разрыв между планом, который должен быть в нашем мире, и тем, что мы имеем на самом деле. По плану вкус дороги такой же, как вкус цели. Чтобы, когда мы делаем святое дело, мы чувствовали святость всей этой дороги. Например, когда мы стоим на кухне и чистим рыбу для Субботы, чтобы мы чувствовали святость Субботы в этой грязной рыбе, или ходя по рынку в поисках подходящих продуктов.

Сегодня сложно почувствовать, что святость дороги подобна святости цели, а вкус дерева такой же приятный, как сам плод. Сегодня мы не можем это чувствовать, потому что получилось не то дерево. Потому что реализовать замысел Вс-вылнего в нашем мире тяжело. Есть разница между деревом, дающим фрукты, и фруктовым деревом, дающим фрукты. Эта разница, к которой мы стремимся, ждет нас в будущем мире. Если планы Вс-вышнего – одно, а на самом деле получается несколько другое, то как же реализовать мир по Его плану? Для человека возможен такой вариант, что он планирует одно, а получается другое. А у Б-га – нет. Разрыв между планом и реальностью сделан для того, чтобы мы куда-то стремились. Мир не стоит на одном месте, и мы идем к этому плану – такому, что вкус дороги будет как вкус плодов.

Вернемся к нашей меноре. Чтобы вкус дороги – подготовка к зажиганию – был как само зажигание, в дороге обязательно должны присутствовать святые люди, которые могут чувствовать ее вкус. Обычный человек пока этого не умеет. В будущем мире, в будущем времени – возможно. Не все мы чувствуем дорогу, и важно это помнить, находясь в пути. Когда у нас важный проект, а мы пока что мучаемся в деталях, важно помнить, что по-настоящему вкус дороги – это вкус плодов. Когда мы делаем святое дело в дороге, мы получаем этот вкус.

В Гемаре на этот счет написано: какая разница между людьми, занимающимися Торой, и не занимающимися Торой? Те и другие трудятся. Но одни трудятся и получают награду, другие трудятся и не получают награду. Так написано в Мишне. Человек, делающий шкаф, получает зарплату. Почему же говорится, что он трудится и не получает награду? Разве больше трудится человек, изучающий Тору, разве он получает большую награду, чем тот, кто занимается другой работой? Он ведь тоже получает зарплату. Но он получает зарплату за сделанное изделие – шкаф, но никак не за свой труд. Если он упорно трудился, а шкаф вдруг сломался, то он не получит ни копейки, так как оплачивается не его труд, а только результат. К примеру, два человека, строящие шкаф, один из которых специалист и ему работа дается легко, другой все делает с трудностями – при получении обоими награды оценивается не их труд, а результат.

Человек же, который учился Торе и ничего не понял, получает награду за труд.

Занимающиеся Торой – один из них может быть умнее другого, один усваивает материал быстро, другой – медленно. Но большую награду получит тот, кто больше трудился. Получается, что изучающие Тору получают награду и за сам процесс труда, и за результат. Тот же, кто занимается другими делами, за свой труд ничего не получает. Вернемся к дороге. Дорога к святой вещи должна быть святой, потому что потом ждет награда. В святой дороге считается каждый шаг: нам нужен не только результат. Да, дойти, безусловно, нужно до зажигания меноры, не затерявшись где-то в пути, даже если направление было неизвестно. Когда известна цель и дорога нами сделана святой, мы получаем награду за каждый шаг, и даже если дорога далеко, все равно мы с первого шага начинаем получать… при одном условии: если знаем, куда идем, и если наша дорога святая.

Фотография: www.google.com


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS