Замир Коэн
В последнем поколении несравненно возросло число и размах археологических раскопок во всех местах, где жил наш народ и великие люди Танаха. В результате было совершено много открытий, подтверждающих ошибку тех теоретиков, которые утверждали, что многие факты, приведенные в Торе, требуют пересмотра и уточнения.
Практически, все находки в местах, связанных с Танахом и описанных в нем, опровергали предвзятые представления «критиков» Торы и доказывая истинность ее слов. В этой статье мы остановимся только на нескольких примерах, имеющих отношение к одному критическому периоду жизни нашего народа — времени порабощения евреев в Египте.
В этом периоде выделяют четыре этапа:
1. Нисхождение в Египет из Кнаана вслед за возвышением Йосефа в доме фараона.
2. Рабство после смерти Йосефа.
3. Десять наказаний египетского народа, посланных Всевышним, чтобы освободить евреев.
4. Выход из Египта.
Теперь сравним описание этих четырех этапов в Торе и в документах, найденных археологами.
ВОСХОЖДЕНИЕ ЙОСЕФА К ВЛАСТИ В ЕГИПТЕ (БРЕЙШИТ, 41)
«И сказал Йосеф фараону: сон у фараона один...А теперь пусть найдет себе фараон человека, понимающего и мудрого, и поставит его над Египтом... ... И фараон сказал своим слугам: «Да найдем ли мы где-нибудь такого человека как он, в котором дух Божий?» И фараон сказал Йосефу... и фараон снял свой перстень с руки, и надел его на руку Йосефу, и надел на него одежду из виссона, и цепь золотую возложил ему на шею. И велел везти его на колеснице второго после царя, которая стала его, и выкрикивать перед ним «Аврех». И поставил он его над всем Египтом».
В книге Мировая Энциклопедия Танаха (стр. 207) приводится цитата из египетского папируса (1, столбец 57, строки 1-9), где рассказывается о человеке из Земли Израиля, который достиг величия в Египте, считался очень мудрым и управлял египетским народом с большой мудростью.
Согласно содержанию папируса, а также хронологии, ученые установили, что в этом документе о Йосефе (Брейшит, 41) рассказывает его современник-египтянин.
А вот цитата из книги «Танах как история» (стр. 91):
«Имя египтянина, которому был продан Йосеф, — Потифар (Брейшит, 37:36), имя характерное и известное в Египте. Возведение Йосефа на пост второго после царя точно соответствует протоколу этой церемонии. Он был одет в льняную одежду, в соответствии со своим высоким положением, на палец ему был надет перстень-печать фараона, и еще ему дали одежду из дорогой ткани и золотую цепь (Брейшит, 41:42). В точности так изображают художники на стенах и плитках всякое празднество по поводу назначения какого-либо сановника на пост».
НАРОД ИЗРАИЛЯ ПОРАБОЩЕН В ЕГИПТЕ (ШМОТ, 1)
«И поработили египтяне Сынов Израиля тяжкой работой. И отравляли им жизнь тяжкой работой с глиной и кирпичами».
В могиле одного из египтян, министра фараона, есть рисунки, среди них изготовление кирпичей рабами под руководством надсмотрщиков. Этот рисунок описан в книге «Танах как история» (стр. 108): «Прежде всего бросается в глаза светлая кожа рабов, одетых в короткие туники. Кожа надсмотрщиков несравненно темнее. Светлокожие выглядят семитами, но никак не египтянами».
Кроме того, там приводится перевод надписи на одном из рисунков, это прямая речь одного надсмотрщика: «В моей руке палка. Чтобы не ленились».
ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ (ШМОТ, 7-12)
Существует папирус, который свидетельствует, что в Египте было десять казней. Этот папирус, написанный египтянином, современником этих событий, по имени Ипувер, хранится в Лейденском музее в Голландии. Его номер в каталоге - триста сорок четыре.
Папирус написан с двух сторон и насчитывает семнадцать столбцов. В большинстве столбцов по четырнадцать строк. В первом столбце их осталось только три. Столбцы 16-19 повреждены особенно сильно, и все столбцы повреждены по краю верхних и нижних полей. Все же оставшегося вполне достаточно, чтобы сообщить о катастрофах, которые описывает автор папируса!
Профессор Имануэль Великовский первый указал на сходство описаний папируса и Торы. По духу папируса ясно, что его писали не как поэму или пророчество о будущем, а как горестное свидетельство о недавнем прошлом и настоящем. По мнению профессора Великовского, известного специалиста по хронологии египетских царств, весь рассказ относится точно ко времени выхода еврейского народа из Египта, согласно датам, принятым в еврейской традиции. Этот папирус — буквальный отчет «с места событий».
ПАПИРУС ИПУВЕРА
Непосредственное свидетельство очевидца египтянина об исходе из Египта Вот несколько параллелей между строками Торы и описанием папируса.
КНИГА ШМОТ ПАПИРУС ИПУВЕРА
И превратилась вся вода в Ниле в Река стала кровью (2:10) кровь (7:20) И была кровь во всем Египте Бедствия по всей стране... (7:21) Всюду кровь (2:5) И воссмердела река (7:21) Людям омерзительно пить, сыны И копали все египтяне вокруг человеческие жаждут воды (2:10). реки (чтобы найти) воду для И это наша вода? И это наше питья, потому что не могли пить богатство? Что делать? Все ру- воду из Нила (7:24). шится...(3:10-13) Вот, рука Бога будет на скоте, Все животные - сердце их плачет, который в поле, на конях, на коровы мычат...(5:5) ослах, на верблюдах, на коровах и мелком скоте — мор очень тяжелый... (9:3) И направил Моше посох свой к Деревья уничтожены... (4:14) небу, и послал Бог раскаты грома и град, и огонь разливался по Да, ворота, колонны и стены земле... И был град и огонь, пла- поглотил огонь...(2:10) менеющий среди града... И побил град на всей земле Плачет Египет. Царский дворецЕгипетской все, что было в поле без изобилия, без плодов, без от человека до скота, и всю траву хлеба... полевую побил град, и все деревья (9:23-25). И налетела саранча... И пожрала Да, уничтожено все, что еще всю траву на земле и все плоды на вчера было видно. Земля оста деревьях, которые оставил град лась пустой утомленной, как (10:14,15). после уборки льна (5:12) И не осталось никакой зелени на Нет ни фруктов, ни овощей... деревьях и на траве полевой во Голод... (6:11) всей земле Египетской (10:15). И встал фараон ночью, сам и все И был великий плач в Египте... рабы его и все египтяне. И был Стон слышится по всей земле, вопль великий в Египте, ибо не перемешиваясь с причитаниями... было дома, где бы не было мерт(5:14) вого (12:30).
ИСХОД ИЗ ЕГИПТА (ШМОТ, 13)
В том же папирусе египтянин Ипувер рассказывает о «враге страны» и с огромным удивлением пишет о высоком пламени, шествующем перед ними, чему он сам был свидетелем. Приведем соответствующие отрывки из Торы и лейденского папируса.
КНИГА ШМОТ ПАПИРУС ИПУВЕРА
И было, когда отпустил фараон Смотри! Огонь поднялся высоко- народ... и Господь шел перед ними высоко, и факел его идет напротив днем в столпе облачном, чтобы врагов страны.
облегчить им дорогу, а ночью в столпе огня, чтобы им светить (13:21).
«Папирус Ипувера» был приобретен Лейденским музеем (Голландия) в 1828 году. Его номер в музейном каталоге – 344. Факсимиле было впервые напечатано в 1846 году.
Данная статья является материалом сайта общественной организации Израиля «Толдот Йешурун». Мы благодарим «Толдот Йешурун» за разрешение поместить данный материал на нашем сайте. Данную статью и множество интереснейших статей можно прочитать на сайте toldot.ru
http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=487
Изображение взято с сайта www.suu.edu
|