Автор: Рут Гиршович
Иудаизм обладает сбалансированным и рациональным подходом к явлениям природы и может служить источником гордости для евреев и источником вдохновения для нееврейского мира.
Многие из нас, спеша утром по делам, становятся свидетелями того, как дети, идя с родителями, непроизвольно обрывают листья с живой изгороди, мимо которой проходят. В порицание любой еврейский отец (или еврейская мать) могут рассказать своему чаду одну классическую притчу о Любавическом рабби Йосефе Ицхаке. Тот, как и многие его сверстники, в детстве не подумавши сорвал лист с дерева, на что его отец сказал, что Б-г имел Свои намерения относительно этого листа, и поэтому нельзя без надобности срывать листья с деревьев.
Тора предостерегает нас против ненужных разрушений даже в военное время: "Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое – это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?" (Дварим, 20:19). Рабби Аарон а-Леви из Барселоны пишет: «Б-гобояненный и добродетельный человек… никогда не раздавит даже зернышка горчицы и всегда будет возмущен разрушениями, свидетелем которых становится» (Сефер Ханука, 529).
Религиозные писания полны образами природы и пропитаны чувством уважения к ней, а еврейское право дает целое законодательство относительно таких вопросов, как бережное отношение к флоре и фауне, охрана окружающей среды от загрязнений, спасение редких видов животных.
Тора предписывает создание зеленых зон вокруг населенных пунктов: "И отмерьте за городом на восточной стороне две тысячи локтей, и на южной стороне две тысячи локтей, и на западной стороне две тысячи локтей, и на северной стороне две тысячи локтей, а город посередине. Это будут для них угодья городов" (Бемидбар, 35:5). Тора также настаивает на недопустимости скрещивания различных видов растений и опытов по скрещиванию разных видов животных: "Скота твоего не своди с другой породой; поля твоего не засевай зерном разнородным" (Ваикра, 19:19), что на современном языке означает запрет на попытки выведения новых видов животных путем скрещивания.
Шабат – еженедельный отдых для людей, животных и окружающей природы. Еврейский закон призывает нас произносить благословения на все виды природных явлений (таких как радуга, молния, падение звезд, первое цветение деревьев и т.д.). Наиболее значимый с экологической точки зрения смысл имеет закон Шмиты – закон о седьмом годе, когда природа отдыхает, то есть все поля остаются под паром. Рамбам говорит, что созерцание природы – один из ключевых способов исполнения мицвы «любить Б-га всем сердцем своим» (Мишне тора, Йесодей hа-Тора, 2:2).
В раввинистической литературе мы находим множество стимулов для самосовершенствования, основанных на наблюдениях природных явлений и жизни животных. Жестокость по отношению к животным строжайше запрещена Торой, и запрет этот постоянно повторяется Мудрецами. Он рассматривается как один из семи законов Ноаха, обязательных для всего человечества. Охота причисляется к деятельности, к которой Тора относится крайне негативно, в то время как любовь к животным часто описывается как в талмудической, так и в классической духовной литературе.
Гуманность и заботливое отношение к нашим нуждающимся собратьям также проходит как основная тема в нашей духовной литературе. Аннулирование всех долгов каждый седьмой год – один из интереснейших подходов к проблемам стран третьего мира в наше время.
Две тысячи лет назад Талмуд (трактат Бава Батра, 2) основательно разработал предписания относительно вредных выбросов в атмосферу и воду, и даже против шума, а исходя из книги Торы – предписания против истощения почвы интенсивным земледелием.
В основе принципов защиты природы лежат законы Торы. Как написано в Теhилим (24:1), Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет. Мидраш говорит: когда срубают плодоносящее дерево, голос доносится из одного конца света в другой, но голос этот неслышим. Это выражение заставляет нас задуматься над бесконтрольным использованием бумаги и другой продукции, производимой из натурального сырья, добыча которого быстро истощает природу.
Ко всем «зеленым» темам иудаизм имеет сбалансированный и рациональный подход, который может служить источником гордости для евреев и вдохновения для нееврейского мира.
Традиционное уважение еврейского народа к природе и жизни животных дает нам повод формировать свои поступки на основе этики защиты окружающей среды. Поступать так – значит хранить и развивать наши традиции. В противном случае, отгораживаясь от проблемы экологии, мы рискуем остаться слепыми по отношению к собственным ценностям.
|