«Я — самая счастливая в мире мать!» – призналась Джули моей подруге Линде по дороге домой. — Много лет знаю, что мой сын Ави страдает синдромом нарушения внимания, однако я никак не могла собраться с духом и начать давать ему риталин. Несколько месяцев назад его школа пригрозила: если он не будет получать риталин, его придется перевести в специальную школу — для детей, которые не могут нормально учиться. Мы решили, что побочные эффекты риталина менее опасны, чем возможные последствия неспособности моего сына в чем-либо преуспеть. И мы стали давать ему это лекарство. И не поверили своим глазам… За шесть недель Ави из последнего ученика в классе превратился в самого лучшего и усидчивого».
Линда слушала Джули, затаив дыхание. Придя домой, она позвонила мне и пересказала разговор.
— Как ты думаешь, что мне делать? — спросила она. — Мой десятилетний Бени — смышленый мальчик, но оценки у него — просто ужасные. Ведь он тоже страдает синдромом нарушения внимания, и я всегда была против того, чтобы накачивать своего ребенка химическими препаратами. Но слова Джули о том, что возможные последствия неуспеха в жизни хуже побочных эффектов риталина, меня, признаюсь, задели.
Мне доводилось читать о результатах некоторых исследований, посвященных воздействию метилфенидата (известен под фабричной маркой — «риталин»). Из этих сообщений я извлекла такую информацию: у определенного процента детей, принимающих метилфенидат, обнаруживаются симптомы навязчивого невроза, появляются «странные» привычки. Нередко такие дети страдают бессонницей и депрессиями. А иногда ведут себя, точно роботы.
— Ты когда-нибудь пыталась использовать альтернативные средства борьбы с этим синдромом? — спросила я. — Например — исключить из его рациона сахар, давать ему возможность больше спать, или же — применить компьютерные программы, стимулирующие волны головного мозга?
— Смеешься?! — фыркнула Линда. — Мне пришлось бы изменить питание всей семьи, заставлять его ложиться в 8:30, что почти невозможно… А те компьютерные программы, о которых ты говоришь, очень дорого стоят. Чтобы получить хоть какой-то ощутимый результат, ими нужно регулярно пользоваться в течение нескольких месяцев. Кроме того, ребенок должен подключаться к такой программе ежедневно, на полчаса. Это означает, что мне пришлось бы постоянно следить за тем, чтобы Бени о ней не забывал… Нет уж, лучше буду давать ему риталин.
Спустя несколько дней Линда позвонила снова.
— Мы решились! — радостно сообщила она. — Джули права. Какими бы ни были побочные эффекты риталина, им не сравниться с тем, что ждет в будущем неудачника. Я уже записалась на прием к детскому невропатологу.
— Уж если ты занялась изучением «перспектив» риталина, — ответила я тогда, — позвони раву Лейбу Келемену, специалисту по вопросам воспитания детей.
Рав Келемен объяснил Линде, что не причисляет себя к ярым противникам риталина. Однако считает, что прежде нужно попробовать другие методы борьбы с синдромом нарушения внимания — диета, более длительный сон. А уж потом, если это не поможет, воспользоваться медикаментозными средствами. Он пообещал ей дать на некоторое время книгу о плюсах и минусах риталина и настоятельно порекомендовал внимательно ее прочесть. В конце их беседы он сделал два очень важных замечания, касающихся духовных аспектов воспитания ребенка:
— Риталин, — сказал он, — действительно дает ощутимые результаты, и сын Линды, возможно, довольно быстро станет одним из лучших учеников класса. Однако он навсегда лишится способности бороться за достижение успеха, а ведь развитие личности во многом — результат этой борьбы.
— Дети чувствуют себя неудачниками лишь в том случае, — продолжил рав Келемен, — когда их родители заставляют их чувствовать себя неудачниками. Если бы Линда научилась измерять успехи своего сына не школьными оценками, а положительными чертами характера, она тем самым поставила бы для него такую жизненную планку, до которой он мог бы успешно достать.
На следующий день после консультации с равом Келеменои Линда опять мне позвонила.
— Знаешь, что оказалось для меня самым страшным? — спросила она. — Я шла за книгой и чувствовала себя подавленной. Понимаешь, я уже мысленно представляла себе, насколько проще станет моя жизнь, если Бени начнет принимать риталин. Этот новый Бени будет внимательно меня слушать, охотно выполнять работу по дому, прилежно делать уроки, а в его дневнике вместо «двоек» и «троек» будут стоять «пятерки». Мне уже сказали, что в книге, написанной о риталине, собраны медицинские и психологические противопоказания, которые должны остановить мать, сделать так, чтобы она попыталась обойтись другими средствами. И я не хотела об этом знать…
Как «отремонтировать» ребенка
Почему любящей и преданной матери не хотелось читать о негативных последствиях приема лекарства, которое Администрация по контролю за применением законов о лекарствах определила как препарат, способный привести к злоупотреблению и вызвать привыкание?
В 2001 году около 10-ти процентов американских школьников принимали различные стимуляторы наподобие риталина. В 2003 году фармацевтические компании объявили, что общий объем продаж лекарств, предназначенных для борьбы с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, составил около 1,8 миллиардов долларов, что значительно превышает государственные затраты на антибиотики и антиастматические лекарства для детей. Между 2002 и 2003 годами рынок препаратов, созданных на основе метилфенидата, вырос на 20 процентов.
Несмотря на свою эффективность, отрезвляющие последствия «риталиновой лихорадки» не заставили себя долго ждать. Еще в 1997 году Международный комитет по контролю над лекарствами опубликовал предупреждение: «Существуют опасения, — значилось в документе, — что врачи используют метилфенидат в качестве «простого» решения поведенческих проблем, в основе которых могут лежать весьма сложные причины».
Спустя два года тот же Комитет с тревогой отметил, что «в странах Южной и Северной Америки, в особенности в США, психомоторные стимуляторы прописываются детям для того, чтобы улучшить их успеваемость в школе, или помочь им приспособиться к требованиям школьной жизни».
Д-р Питер Р. Бреггин, штатный психиатр Университета «Джон Хопкинс», писал: «Все больше людей начинают понимать, что с обществом, считающим целесообразным давать миллионам детей активно действующие на психику химические препараты, что-то не в порядке. Американцы подозревают, что диагноз «синдром дефицита внимания с проявлениями гиперактивности» на самом деле — не более чем удобный предлог, чтобы контролировать детей с помощью лекарств, закрывая глаза на их истинные потребности и интересы. Американцы считают, что наши дети нуждаются не в психиатрах и препаратах, которые они прописывают, но — в здоровом семейном и школьном климате, в полноценной общественной жизни…
Значительное, и постоянно растущее количество американских детей подвергаются «лечению» средствами, предназначенными для того, чтобы контролировать их сознание и поведение. Никогда еще ни в одной стране мира не проводилось столь массового эксперимента по накачиванию людей медицинскими препаратами. Впервые в истории стольким родителям говорят, что для того, чтобы преодолеть трудности в школе и дома их дети нуждаются в лечении психомоторными стимуляторами. Эту беспрецедентную ситуацию не следует объяснять как необъяснимую вспышку «умственных заболеваний». Напротив, она — результат неспособности соответствующих инстанций определить и удовлетворить семейные, школьные и общественные потребности детей. Кроме того, данная ситуация отражает постоянно усугубляющуюся тенденцию использовать предлагаемые медициной быстрые и, на первый взгляд, простые способы борьбы со сложными индивидуальными и социальными проблемами».
Все вышесказанное не означает, что в риталине не нуждается ни один ребенок. Гиперактивность некоторых детей на уроках столь разрушительна, что без медицинского вмешательства им не обойтись.
Однако, с точки зрения иудаизма, диагноз «синдром дефицита внимания с проявлениями гиперактивности» и его последующее медикаментозное лечение, на самом деле, скрывают никем не замеченное и весьма запущенное состояние, от которого страдают родители, учителя, врачи и дети, и которое мы условно назовем — «синдромом быстро достигнутого результата».
Быстро достигнутые результаты и легкие решения
За последние сорок лет современный Западный мир превратился в общество заядлых потребителей лекарств. Страдаешь бессонницей? Выпей таблетку. У тебя депрессия? Выпей таблетку. Тебе нужно сосредоточиться для того, чтобы приготовиться к экзамену? Выпей таблетку. Этот менталитет «быстро достигнутого результата» строится на уверенности в том, что никому и никогда не стоит страдать или бороться.
Рекомендация рава Келемена, которую он дал Линде, представляет иную точку зрения: борьба формирует характер, а исправление и улучшение черт личности — это и есть то главное, что определяет смысл жизни в нашем, земном мире.
Настоящее величие измеряется борьбой и стремлением идти вперед. Еще никому не удалось завоевать восхищение и признание, покорив Эверест с помощью вертолета. Почему? Потому что смысл подобного восхождения заключается не в том, чтобы побывать на вершине, а в том, чтобы добраться до этой вершины самому, преодолевая препятствия. Человек, попавший в Книгу рекордов Гиннеса благодаря своему росту своего рода — «диковинка». Человек, побивший мировой рекорд по прыжкам в высоту — рекордсмен.
Стремление достичь быстрых результатов и найти легкие решения сложных проблем для человека — величайшее искушение. Наше тело постоянно ищет покоя и комфорта. К росту и совершенству стремится — душа.
Вот вам пример: вчера одна моя знакомая рассказала, что ее дочь-первоклассница постоянно вертится на уроках. И учитель и директор посоветовали давать девочке риталин — «чтобы у нее выработалась привычка спокойно сидеть и внимательно слушать». К тому времени, когда она перейдет во второй класс, уверяли они мать, ребенок научится хорошо себя вести, и необходимости в принятии риталина не будет.
Эта подмена истинного воспитания медицинскими препаратами еще более опасна с духовной точки зрения, нежели — с физической. Уникальная человеческая способность выбирать — сам Творец мира наделил человеческие существа этой способностью свободного выбора — развивается каждый раз, когда человек решает для себя, что хорошо и что плохо. Стремление первоклассника проявить силу воли и заставить себя сидеть тихо хотя бы в течение пяти минут гораздо важнее целого дня внимания, искусственно созданного лекарствами.
Для многих людей риталин стал средством достижения одной желанной цели — успехов в учебе. Однако даже в первом классе ученики должны понимать и ценить истинный жизненный смысл. А это подразумевает не умение заучивать наизусть математические формулы, а — желание и способность сделать правильный выбор, в данном случае — научиться хотя бы на какой-то, пусть для начала короткий, срок контролировать свое поведение.
Всем известно, что детям трудно усидеть на одном месте. «Каково усилие — такова и награда», — объясняют наши Учителя. Какой будет награда этой первокласснице — за старание, за усилие, которое она вложит в то, чтобы заставить себя не вертеться на уроках? Она узнает, что умеет контролировать свое поведение и свои желания. Потом, когда она станет девушкой, и ей предложат, скажем, наркотики, в ней окрепнет уверенность, что ее выбор целиком и полностью зависит от нее самой. Вот зачем эта девочка — как, впрочем, и все мы — живет в этом мире.
Родители, которые, прежде чем прибегнуть к риталину, стараются испытать более сложные методы решения проблем, также получают свое вознаграждение: они развивают в себе терпение, мягкость, безусловную любовь, и силу воли, помогающую действовать независимо от общепринятых тенденций. Родитель, который сказал себе: «Духовное развитие моего ребенка ценнее, нежели его школьный табель с оценками, которыми я могу похвастаться перед другими», с моральной точки зрения действительно покорил Эверест.
Неудача и успех
Когда рав Келемен сказал Линде, что ее дети будут чувствовать себя неудачниками только в том случае, если она заставит их так себя чувствовать, Линда возразила:
— Бени чувствует себя неудачником, потому что приносит из школы ужасные оценки.
— Он помогает вам по дому? — спросил рав Келемен. — Добр ли он с братьями и сестрами?
— В целом, да, — ответила Линда.
— Возвращается ли он домой, когда вы его зовете?..
— Как правило, возвращается.
— В таком случае,— заключил рав Келемен, — ему есть чем гордиться. Ваша задача — сделать так, чтобы он это осознал.
Эта рекомендация напомнила мне известный анекдот о знаменитом лучнике, который привел своего друга в лес, и тот увидел, что на всех деревьях нарисованы мишени. И в каждой мишени торчало по стреле, попавшей прямо в десятку.
— Как тебе это удалось? — спросил изумленный друг.
— Очень просто, — ответил лучник. — Сначала я пускал стрелу, а потом — рисовал вокруг нее мишень.
С позиций взрослого человека подобная тактика представляет собой весьма недостойное желание избежать реальных жизненных трудностей. Для родителей это — одно из ключевых условий правильного воспитания ребенка. Вместо того, чтобы критиковать неудачи своего сына или дочери, родителям следует хвалить их любые, даже самые незначительные достижения. Таким образом, они убивают сразу двух зайцев: ребенок повторяет и улучшает достигнутые успехи, и одновременно — учится верить в свои силы. А это необходимо ему для дальнейшего совершенствования его характера.
Родители, искренне заинтересованные в том, чтобы их дети выросли хорошими людьми, и для достижения цели готовые закрыть глаза на низкую оценку, полученную в школе, должны научиться мастерски рисовать цели вокруг достигнутых детьми результатов. Ваш сын вернулся домой с тройкой в дневнике и раненой птицей в руках, которую ему хочется спасти? Ну что ж, он попал прямо в десятку! Ваша дочь ни может справиться с домашним заданием по математике, но сама вызвалась присмотреть за соседским малышом, когда его маме пришлось срочно отлучиться? Тоже в десятку! Успеваемость вашего ребенка оставляет желать лучшего, но учителя высоко ценят его манеры и умение ладить со сверстниками? Без сомнения, он достоин похвалы.
Если мы, родители, научимся ставить положительные черты характера (честность, доброту, готовность помочь и т.д.) выше школьных успехов, мы не только вырастим добрых и уверенных в себе детей, но — поможем им усвоить, в чем заключается истинная ценность жизни. Ребенок, понимающий, что честность гораздо важнее высоких оценок, никогда не станет списывать во время контрольной работы, а, когда вырастет — не будет обманывать своих деловых партнеров. Ребенок, осознавший, что доброта превыше успеваемости, никогда не станет насмехаться над медленно соображающим одноклассником. И в будущем его работа не оттеснит его семью на второй план.
Но, возражаем мы, если у наших детей не будет высоких оценок в школе, они не смогут поступить в престижный университет, и их способность зарабатывать деньги во взрослой жизни будет поставлена под сомнение.
Берусь утверждать, что те, кто думает так — ошибаются. Многие миллионеры, сделавшие состояние исключительно за счет собственных способностей, плохо учились в школе. Однако у них было достаточно веры в себя — для того, чтобы стать предприимчивыми бизнесменами. За спиной каждого успешного взрослого человека стоят его родители, сумевшие вовремя нарисовать соответствующие мишени.
Наше общество захлестнула эпидемия. Но речь — вовсе не о «болезни», которую именуют «синдромом дефицита внимания с проявлениями гиперактивности». Речь — о приверженности примитивному и искаженному определению успеха. А лекарство от этой эпидемии не имеет никаких побочных эффектов. Опасных — во всяком случае…
Сара-Йохевед Риглер
Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора
aish.com
Перевод с английского
http://evrey.com/sitep/medical/arkhiv.php3?menu=265
|