ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  

https://www.bordur-trotuar.ru правильно уложить тротуарную плитку под машину.

 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

Судить справедливо…

Книга Дварим завершает Хумаш, занимая в нем особое место. Она выпадает из общей сюжетной канвы. Все действие завершается в конце предыдущей книги Бемидбар: сыны Израиля разбили армии эморейского царя Сихона и башанского царя Ога, захватили их земли на восточном берегу Иордана и подошли к границе Земли Обетованной, встав в степях Моава, у Иордана, напротив Иерихона. Последующие события – завоевание Эрец Исраэль и ее раздел между коленами – описаны в Книге Йеhошуа, входящей в ТаНаХ.

Две эти книги – Бемидбар и Йеhошуа – разделяют лишь два события, включенные в Книгу Дварим: предсмертная речь Моше и его смерть. Поскольку, как утверждают Мудрецы, все заповеди были даны Моше в Шатре Откровения еще в первый год после Исхода, возникает вопрос: по какому принципу выбирались заповеди, включенные в Книгу Дварим?

Раби Шимшон Рафаэль Гирш (Германия, 19 в.) объясняет, что текст Дварим – это своеобразный инструктаж сынов Израиля перед их переходом через Иордан. Там, в Эрец Исраэль, они перестанут постоянно ощущать Б-жественную помощь. Прекратятся будничные чудеса – ман, передвижной колодец, облако Славы и прочее. Им придется самим строить, пахать, собирать урожай, формировать органы власти и суды, самим заботиться о бедных и слабых, поддерживать боеготовность на случай войны. Им потребуется крепкая вера и высокая самодисциплина, чтобы избежать ловушек и соблазнов со стороны их соседей-язычников и всевозможных лжепророков. Цель Книги – напомнить сынам Израиля тот комплекс законов, который получило у Синая предыдущее поколение, вымершее в пустыне, и призвать новое поколение к мужеству и стойкости.

Поэтому Дварим – это не просто повторение пройденного, выборочный конспект четырех первых книг Пятикнижия (на самом деле, из чуть более ста законов, содержащихся в пятой книге, семьдесят упомянуты впервые). В последние дни своей жизни Моше повторил и заново сформулировал все законы Торы. Однако в Дварим были включены только фрагменты его учения, наиболее актуальные в период освоения Эрец Исраэль и создания основ национальной жизни. По существу, Дварим – это духовное завещание Моше сынам Израиля перед их вступлением в Землю Обетованную под руководством нового лидера нации Йеhошуа бин Нуна, ученика Моше.

Краткий обзор главы Дварим

В начале главы Моше намеками упоминает грехи предыдущего поколения, умершего в пустыне, и подробно останавливается на трагической истории с разведчиками. Если бы евреи не послушались их клеветнического отчета, не запаниковали, а сразу вошли в Эрец Исраэль, Ашем дал бы им всю землю от Средиземного моря до реки Эфрат, включая земли Амона, Моава и Эдома, без всякого сопротивления со стороны местных царей и народов. Но из-за своего неверия все поколение было приговорено к смерти в пустыне. Моше с горечью говорит, что он также лишился права вступить в Землю Обетованную. Опомнившись, евреи тогда попытались немедленно «исправить» приговор Творца – они бросились в атаку на превосходящие силы эмореев, не слушая предостережений Моше, что Ашем не с ними, и потерпели сокрушительное поражение. Отныне им запрещено сражаться против царств Эсава, Моава и Амона – эти земли пока не войдут в состав Эрец Исраэль. Ее завоевание начнется с царств Сихона и Ога и будет проходить естественным путем.

Судить справедливо…

Автор: рав Нахум Пурер

Моше говорит: «И повелел я судьям вашим: Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого…»

На основе этой фразы в Талмуде выводится юридическое положение: «Судья не имеет права выслушивать одного из участников тяжбы в отсутствии другого» (трактат Санhедрин).

Взгляните на маленького ребенка. Какой он сладкий, чистый, невинный! Но не спешите умиляться. С первых минут своей жизни, с первого младенческого крика он решительно предъявляет миру свои жесткие, бескомпромиссные требования: «Хочу спать!», или «Не хочу спать!», или «Опять хочу есть!» и т.д. Никакие возражения или даже промедления не допускаются.

Жизнь маленького ребенка – это сплошная проповедь беспредельного эгоизма: 24 часа в сутки, и так до 12-13 лет.

Когда ребенок отмечает свою бар или бат-мицву, лучшим подарком для него были бы не золотая авторучка или компьютер, а ецер hа-тов, позитивное отношение к жизни, склонность к добру, ибо до совершеннолетия им владела лишь одна стихия – ецер hа-ра, дремучий эгоцентризм, неумение и нежелание считаться с кем-либо или с чем-либо.

Известный раввин и мудрец рав Йонатан Эйбешюц (18 в.) еще в детстве отличался выдающимися способностями и не по возрасту серьезным отношением к учебе. Преодолевая естественное для мальчика желание побегать и поиграть с другими детьми, он все дни напролет учил Тору. Когда он отметил свое совершеннолетие, его спросили, как ему удавалось столь успешно бороться с ецер hа-ра и не поддаваться детским искушениям и соблазнам.

Юный Йонатан ответил: «Тора учит, что судьбе запрещено выслушивать показания одного из участников гражданского процесса, если другой отсутствует. Поэтому когда ецер hа-ра пытался отвлечь меня от учебы, я говорил, что не буду выслушивать его доводы, пока мне не исполнится 13 лет и ецер hа-тов, другая тяжущаяся сторона, не явится на «суд», чтобы представить свои доводы».

По книге Н. Пурера "Тора на все времена"


02.08.09 Автор: рав Нахум Пурер 




Разделы / Дварим

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS