Наша недельная глава «Хайей Сара» является неким пособием к проблеме поиска подходящей жены. Элиэзер от имени Авраама выступает в качестве свата, которого отправляют для поиска идеальной жены для Ицхака. Любой думающий человек задастся вопросом: почему Авраам, сам уйдя в страну Израиль, требует, чтобы жена для его сына была принципиально из того места, откуда он пришел. Это как будто вернуться назад, перечеркнуть все те годы, которые ты шел к Святой Земле, и вернуться назад – в галут, в изгнание.
Неужели Авраам не мог найти жену для своего сына в земле Ханаан, там, где он находился? Говорят, что если мы поймем это – мы поймем, почему до сих пор люди покидают страну Израиль именно для того, чтобы делать кирув, то есть приближать других людей к еврейству. Если я вышел из какой-то страны и в этой стране я нашел свой путь к Вс-вышнему, я нашел свой путь в землю Израиля, значит, эта страна может дать миру еще одного такого человека, а может быть и не одного – еще таких людей, которых нужно найти и привести ко Вс-вышнему, прежде чем привезти в Израиль. Это первая причина: Авраам понимает, что именно та земля может подарить миру еще одного праведника, еще одну праведницу – жену его сына.
Второе объяснение, почему он возвращает Элиэзера именно туда: он абсолютно уверен, что в каждой стране галута еще остались искры святости. В любой из этих стран еще сохранилось то, что нужно взять и вывести, привести в землю Израиля. Поэтому он как человек, открывающий для себя Б-га, пытается отовсюду выбрать самое лучшее и привести к себе.
Третье объяснение заключается в том, что Авраам понимал силу влияния окружения на человека. Он полагал, что если взять девушку даже из очень плохого окружения и привести ее в свой дом, скорее всего через некоторые время она станет большой праведницей. Если же девушка останется рядом со своим прежним окружением – с родителями, прежними друзьями, то скорее всего они и дальше будут на нее воздействовать и влиять. Потому и стало условием Авраама полностью вывести человека из его привычного окружения в Эрец Исраэль – страну Израиля.
Элиэзер, услышав поручение своего господина Авраама, задает ему несколько вопросов. Он спрашивает в том числе, что будет, если девушка не захочет пойти со мной? Что мне делать, если я по техническим обстоятельствам не смогу выполнить просьбу моего господина? Говорит ему Авраам: в этом случае ты будешь свободен от клятвы. Объясняют наши мудрецы, что именно так с человеком поступает его дурное начало. Как только человеку нужно сделать что-то очень важное в жизни, каждый из нас начинает сомневаться – как мы сможем выполнить этот проект? Мы же не готовы к нему, мы никогда не брали на себя такую большую ответственность. В этот момент мы спрашиваем сами себя: что же будет, если не получится? И тогда Вс-вышний, так же как Аврааму, отвечает нам: если не получится – ты свободен. Если не получится – никто от тебя этого не будет требовать. Такие мысли ни в коме случае не должны помешать приступить к действию.
Остается только пожелать всем нам не бояться никаких открывающихся возможностей в нашей жизни и понимания, что если это нам предоставляется, то мы достойны и можем на себя их взять. А если это не так, то просто-напросто Вс-вышний освободит нас от этого, и мы ничего не потеряем.