ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

СИНАЙСКОЕ ОТКРОВЕНИЕ

СИНАЙСКОЕ ОТКРОВЕНИЕ

  • с чего начинается народ Торы
  • один судья на миллион человек?
  • как не завянуть на работе
  • где были главы колен?

1. Мы видели голоса

Наша история начинается здесь, в этой главе: потому что можно быть потомком Авраама – и не быть частью Народа Торы: таков Ишмаэль. Можно быть потомком Яакова – и не быть частью Народа Торы: таковы те евреи, что остались в Египте и не ушли с Моше в первое пасхальное утро (согласно комментариям, большая часть рабов-евреев побоялась уйти!). Даже исход из Египта, краеугольный камень нашей коллективной памяти, не сделал нас Народом Торы. Народом Торы нас сделала Тора, а точнее – союз с Единым, заключенный в месяце сиване Первого Года от Исхода, который, по-видимому, соответствует 1443 году до н.э.

Без Талмуда обошлись караимы и эфиопские евреи; но они тоже – Народ Торы. Без книг Пророков, без псалмов Давида, даже без Иерусалимского Храма обошлись самаритяне, удивительная община, за все тысячи лет не покидавшая Эрец-Исраэль; но они – тоже Народ Торы (см. талмудический трактат «Кутим»).

Мудрецы Каббалы говорят, что душа каждого еврея присутствовала в этот день у подножия горы Синай; и душа всякого человека, решившего стать евреем, тоже там присутствовала – ведь ТАМ нет времени, и причинно-следственный закон может действовать из будущего в прошлое.

Но вот что важнее всего: не как-нибудь бестелесно, а физически, в своем, обычном, настоящем теле, более миллиона человек видели одновременно такое, что трудно поддается описанию человеческим языком, а материалистическому описанию вообще не поддается; видели и сохранили в памяти для своих потомков. Не встречу с пришельцами-инопланетянами под кучу киношных спецэффектов от Спилберга; не проповедь вождя, сопровождаемую пиротехническими трюками жрецов; а проекцию Голоса Единого.

Минимальными, простыми средствами, как всегда в Торе, нам намекают на пространственно-временные смещения, происходившие в тот момент, на смену плоскости восприятия: а весь народ видел голоса (20,15).

Дальнейшие указания передавались через Моше; но десять речений, или заповедей, были сказаны так, что их увидел весь народ.

2. Принцип иерархии


Это великое событие могло бы быть под угрозой, если бы Моше продолжал выполнять свою работу столь же ревностно, как он это делал вначале.

Моше, как уполномоченный Единым пророк, был общепризнанным судьей. Вот он и судил народ – с утра до вечера. Единственный судья – по вопросам наследования в колене Биньямин и кражи козы в колене Иссахар. Один судья на миллион.

Добросовестный, самый лучший судья, он хотел всем помочь, выполнить свой долг до конца. Но даже Моше не в силах работать в одиночку. И старый тесть Моше, мидьянский шаман Йитро, сказал: «нехорошо ты делаешь; завянешь и ты, и народ этот, который с тобой. Тяжело это для тебя, не потянешь в одиночку». Йитро помог Моше наладить иерархию власти; со всеми своими недостатками, только такая система может помочь лидеру руководить народом. Урок Йитро звучит и для каждого из нас: даже делая самую важную работу, не надрывайтесь – иначе «завянешь и ты, и народ этот».

3. А где главы колен?

А ты узри из всего народа людей бойких, трепетно верующих в Бога, людей правды, ненавидящих алчность; и назначь [из их числа] над ними [т.е. над народом] начальников тысяч, начальников сотен, начальников полусотен и начальников десятков. И будут они судить народ во все времена, и если случится крупное дело, они принесут его тебе, а всякие мелкие дела будут судить они. И легче тебе станет, и они будут нести [ношу] с тобой вместе. Если так ты это сделаешь - а тебе Бог приказывает! - ты сможешь выдержать; да и весь этот народ придёт с миром туда, куда ему надо. (18,21-23)
Справедливо. Да только... не ново. Любой человек, исследующий первобытные культуры, скажет, что так и устроено любое родовое общество: есть главы семей - вот и десятники; есть главы родов - вот и сотники; главы племён - вот и тысячники. Да мы ведь видели судейский жезл Йеhуды, сына Яакова, в руках Тамар! (См. гл. Вайешев). Где главы колен? Где главы семей внутри колен, почему они не судят?
Мы знаем, где они. Это они говорили Моше и Аарону: да судит вас [Бог] за то, что вы сделали наш [т.е. всех евреев] запах зловонным (5,20). Это - старое руководство, сотрудничавшее с египтянами. И оно, скорее всего, осталось в Египте. Доказательством этому может служить то, что нигде в Торе до главы "Йитро" не упомянут ни один живой глава колена или рода: только после того, как Моше назначает иерархию судей, появляются старейшины семей и колен! Это - новая иерархия, "люди правды, ненавидящие алчность".

...В ближайшие годы именно эти "люди правды" возглавят многочисленные бунты народа против Моше, назначившего их; создадут золотого тельца; поддержат мятежника Кораха; из их числа будут выбраны "разведчики", которые ославят землю Ханаана и напугают народ (гл. Шлах-леха). Конечно, это, мягко скажем, несовершенные лидеры. Но это - лучшее, что можно было найти в народе на тот период...

Примечание: стоит отметить, что в те времена не было разницы между понятиями "судья" и "правитель". Вспомним эпоху Судей; да и в русском языке "правитель" сродни слову "право" - закон.

4. А почему Йитро?

Неужели Моше, выросший при дворе фараона, не мог додуматься сам до иерархической системы? Ведь Египет - образец иерархического государства! Некоторые комментаторы считают, что действительно не мог: что Моше-де был настолько наивен в политике, и своими успехами обязан только и исключительно прямому ведению Единого. Не могу согласиться: наше чувство истины, наша мудрость и наша интуиция суть как раз проявления Голоса Единого в нашей душе; не может дурак быть проводником мудрости Единого, а человек, лишённый чувства справедливости - проводником Его правосудия. Дело в другом.

Скорее верным кажется мнение Рахель Спектор: Моше хотел судить народ единолично, чтобы каждый суд был уроком на многие поколения. Вспомним Шломо (Соломона) и его суд о разделе ребёнка между двумя матерями: обычный судья тоже мог бы разобраться в деле по совести, но только гений Шломо сделал из этого бытового случая урок народам мира на все времена (выражение "соломонов суд" распространено повсюду!). Моше, дальний предшественник Шломо (между ними - почти пять веков), ещё не знает о предстоящем откровении Единого всему народу, и хочет написать Тору собственными судебными прецедентами! И вот что важно: Единый не смог бы открыться всему народу на Синае, если бы Моше, под влиянием Йитро, не отказался от этого плана. Иначе получилось бы, что Творец Вселенной Сам не проявляет уважения к выбору, сделанному человеком, которого Он Сам избрал. Как же после этого давать людям Учение, основанное на уважении и на выборе?

Наверное, это одна из причин, по которой Йитро заслужил, чтобы его именем называлась такая важная часть Торы, как глава о Синайском откровении. Без Йитро этого откровения просто не было бы.

И ещё: такое название главы подчёркивает нам интернациональность Торы. Из текста можно понять (и так говорит мидраш), что впоследствии Йитро принял еврейский путь. Его потомки - мидйанский род кенитов - вошли в еврейский народ наравне с коленами, происходящими от Яакова. Кениткой (как минимум, женой кенита Хевера) была великая героиня войны евреев с ханаанеями, Яэль. Но сам Йитро постоянно называется в тексте именно "мидйанским коэном". Величайшее еврейское сокровище - заповеди - даны не только для евреев, но для всего человечества. Евреи - носители этого сокровища, но не обладатели монополии на него. И то назначение, которое нам заповедано в этой главе - быть царством священнослужителей и народом священным (19,6): мы должны быть святее других не по определению, а по профессиональному долгу, чтобы указывать путь человечеству своей праведностью и добром.

Если бы мы выполняли договор с Единым с самого начала, мы не ушли бы в страны рассеяния: прямо из Земли Израиля могли бы мы подавать пример народам, и стали бы образцом праведности, как Спарта стала образцом жестокого аскетизма, а Египет - эзотерической мудрости. Оттого и направили нас в изгнание среди народов, чтобы мы продолжали свою работу не так, так эдак: уже не как положительный пример, а как вечное напоминание. Теперь же, когда нам дан новый шанс на своей земле, сумеем ли мы удержаться и не скатиться вновь в пропасть? Вопрос этот не стоит: мы обязаны удержаться, потому что этот шанс - последний: первое еврейское царство пало из-за нарушения первой из двух Скрижалей, данных в нашей главе; второе - из-за нарушения второй Скрижали. Третьей не дано; на третье падение программа не рассчитана. Отступать некуда: позади Вселенная.

Эли Бар-Яалом

http://imenno.livejournal.com/107697.html


17.01.11




Разделы / Итро

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS