В этой недельной главе Вс-вышний предостерегает еврейский народ от того, чтобы они вели себя, как египтяне, рабами которых мы были или как жители страны Кнаан, которые населяли землю Израиля. В чём суть этого запрета? Возможно, идея заключается в том, чтобы удержать от нас от аморального поведения. Однако настораживает то, что такое повеление мы встречаем несколькими строками позже (Ваикра 18: 6 – 30). Что же означает указание Вс-вышнего: «Не уподобляйтесь египтянам и жителям Кнаана?». Более того, в самом начале этой недельной главы Тора говорит нам: «Будьте святы». (Ваикра 19:2). Раши объясняет, что быть святыми – это значит отдалиться от аморального поведения. Ему возражает Тиферет Шмуэль следующим образом: «Может ли человек, не совершающий аморальных поступков, по-настоящему считаться святым?» Представьте себе следующую надгробную речь: «Этот человек был по-настоящему свят. Он никогда не изменял жене, не убивал и не был жестоким!» Совершающий вышеприведённые поступки – грешник, не совершающий их – просто нормальный человек. Почему же Раши воспринимает заповедь Вс-вышнего «Будьте святы» исключительно в свете отстранения от аморального поведения?
Это противоречие помогает разрешить Слонимский Ребе, объясняющий, что значит вести себя, подобно египтянину. Тора здесь, по его мнению, не говорит о некоторых действиях, которые нам совершать запрещено. Она преподаёт нам здесь ценный урок - даже разрешённые физические действия нужно научиться выполнять в святости. Нельзя из физических действий (даже разрешённых Торой) делать самоцель. Это - уподобление египтянам. Мы как евреи должны уметь совершать любой свой поступок так, чтобы он не шёл вразрез с нашей конечной целью – приближению к Вс-вышнему.
Рамбан комментирует это место следующим образом: «Быть святыми – означает быть отделёнными». Тора разрешает многочисленные физические действия, приносящие человеку удовольствие – есть кошерное мясо, пить кошерное вино, интимные отношения между мужем и женой. И всё же человек, идущий на поводу у своих страстей, может уйти с головой в получение этих наслаждений, считая, что не выходит за рамки разрешённого Торой. Такой человек называется «глупцом» (Притчи 23:20). Все эти «дополнительные» ограничения нужны для того, чтобы «возвести забор вокруг Торы» - обезопасить себя от нарушения прямых запретов Торы, таких как аморальное поведение, о котором пишет Раши.
Пусть мы удостоимся выходить из нашего внутреннего Египта день за днём, поступая согласно повелениям Вс-вышнего и взбираясь на всё новые уровни святости.
Статья приведена в сокращении.