Рав Исар Залман Мелцер был известным мудрецом в Иерусалиме 100 лет назад. Однажды во время его лекции о тонкостях чтения Талмуда, молодой человек, обычно не участвовавший в дискуссиях, поднял голос и начал спорить с интерпретацией Рава Мелцера. По мнению студента то, что говорил раввин, полностью противоречило великому комментарию к Талмуду «Сфат Эмет». Рав Мелцер, сам известнейший комментатор Талмуда, извинился, признал ошибку и попросил разрешения продолжить.
После урока к раву Мелцеру подошли удивлённые ученики. Один из его ближайших учеников заговорил: «Рав, я не понимаю. Во-первых, то, что Вы говорили не противоречит Сфат Эмет. Во-вторых, нет ничего неправильного в приведении иной интерпретации». Рав объяснил: «Я заметил пожилого человека, который обычно не приходит на лекции. Помимо этого тот студент, что задал мне вопрос, обычно не участвует в обсуждении. Я подумал о том, что эти два странных обстоятельства могут быть связаны. Возможно, пожилой господин присматривался к студенту, желая женить его на своей дочери. В этом случае мне не хотелось представлять юношу в невыгодном свете.
Через неделю предсказание Рава Мелцера стало реальностью. Тот самый молодой человек был помолвлен с дочерью того самого старика. Настоящая скромность подразумевает возможность представить самого себя в неприглядном свете в случае, если другим это может пойти на помощь. Прекрасный пример этому мы находим в нашей недельной главе, Корах. Корах, как известно, поднимает восстание против Моше и Аарона. Он уверен, что они нечестным способом добились лидерства, невзирая на пророческий дар других евреев. Корах утверждает, что Моше и Аарон ничем не отличаются от других евреев и отвергает их учение. Датан, Авирам и ещё 250 человек присоединяются к Кораху.
Были ли обвинения восставших чем-то обусловлены? Очевидно, что нет. Они были абсолютно бессмысленны! Как можно заподозрить Моше в захвате власти, если Моше необходимо было уговаривать самому Вс-вышнего взять на себя роль лидера?! Более того, Моше описан как самый скромный из людей. Захватить власть силой – то, что не пришло бы ему в голову ни в один момент времени!
Моше говорит восставшим, что, если у кого-то есть сомнения относительно правомерности избрания Аарона на роль первосвященника, он готов провести показательный эксперимент: каждый, кто претендует на роль Аарона должен принести жертву Вс-вышнему. Тот, кого изберёт Вс-вышний, станет первосвященником. Моше согласен поставить свой авторитет под угрозу, чтобы немного успокоить восставших.
Затем, как образец величайшей скромности, Моше решает встретиться с Датаном и Авирамом. Он понимает, что они провокаторы, готовые опозорить даже самого Моше, однако это не мешает ему идти с ними на контакт, чтобы добиться мира. Как и стоил ожидать, Датан и Авирам отвергают предложения Моше и причиняют ему боль. Когда это последнее усилие Моше увенчалось поражением, приговор утверждён – грешников ждёт смерть – земля разверзлась и проглотила восставших.
Из этого можно выучить важнейший урок. Несмотря на то, что Моше был абсолютно уверен в собственной правоте, он готов был рисковать своим авторитетом для того, чтобы трагедия не произошла. Таким образом Моше вложил в гены еврейского народа потенциал к настоящей скромности и показал, как важно, даже будучи правым, победить свой эгоизм ради достижения мира.