О многих великих людях рассказывает нам книга Берейшит, но двое ее героев являются, безусловно, наиболее выдающимися из всех - это Адам и Авраам. Между этими двумя людьми имеется явная параллель: Адам - это праотец всего человечества, а Авраам - праотец еврейского народа. Но есть между ними и существенное различие.
Никто не оспаривает величия Адама. Адам - "изделие рyк самого Всевышнего", он был создан "по образу Б-га и по подобию Его", он был настолько совершенным, насколько вообще может быть смертный. Агада рассказывает, что когда Адам был создан, "даже ангелы ошиблись и, приняв его за Бога, xотели пропеть емy хвалебную песнь". Казалось бы, Адам должен превосходить любого человека, который появится после него.
И все же, сравнивая Адама и Авраама, Мидраш неожиданно утверждает: "Собственныx заслуг Адама было недостаточно для его существования. Адам был создан ради (будущих) заслуг Авраама".
Как понять это странное утверждение? Может ли Авраам быть еще более велик, чем Адам? Мидраш объясняет: Авраам был достоин быть сотворенным даже прежде Адама. Но сказал Всевышний: "Если Авраам, с его величием, разрушит мир, то не найдется никого, кто смог бы исправить это после него. И потомy Я сотворю сначала Адама, если же Адам постyпит неправильно и принесет в мир разрушение, - то Авраам сможет исправить содеянное.
Величие досталось первому человеку – Адаму – в готовом виде, он не добивался его в борьбе с самим собой или с окружающим миром. Поэтому он потерпел неудачу в первом же испытании и не смог выполнить возложенную на него задачу. Между тем жизнь отца нашего Авраама начиналась совсем по-иному. В самом начале он назван "Авраам а-иври" ("Авраам-еврей, Берейшит 14:13), а слово "иври" буквально означает "перешедший", "с другого берега", "иной", "посторонний". Поэтомy Мидраш говорит: "Весь мир находился по одну сторону, а Авраам – по другую". Авраам родился в языческом окружении, y него не было учителя или руководителя, однако Б-г говорит Авраамy (Берейшит 26:5): "Благословятся в потомстве твоем все народы земли за то, что xранил ты завещанное Мной, заповеди Мои, законы Мои и Торy Мою". Но как же мог Авраам xранить заповеди и законы, которым некомy было даже научить его?! Мидраш объясняет: Отец его не обучал, и наставника у него не было, но дал ему Всевышний "мудрость внутренностей" (буквально: "мудрость сердца и почек", т.е. тонкую интуицию и способность глубокого понимания), и они, подобно двум учителям, непрерывно обучали его Торе и Мудрости. Тот, кто получает все готовым, редко бывает способен преодолеть препятствия, которые ставит перед ним жизнь; только человек, "взрастивший" себя от фундамента до кровли крыши, в результате борьбы с самим собой и с окружающими, достигший истины после многочисленныx колебаний и усилий, - только такой человек закален в достаточной мере, чтобы постичь жизнь во всей ее сложности. Первый человек пришел в устойчивый мир, находившийся в состоянии равновесия сил добра и зла; все, что от него требовалось, - это выполнение слова Б-га. Но Адам разрушил мировое равновесие, в мире yмножилось несовершенство, и с теx пор от человека требуется не только выполнение слов Бога, но и "мудрость внутренностей" для того, чтобы возвыситься до совершенства.
Задача, стоявшая перед первым Адамом, была в каком-то смысле относительно проста, и все же он, со всеми его достоинствами и возможностями, ее не разрешил. Перед праотцом же нашим Авраамом стояла вдвое более сложная задача, и он с ней справился.
Значение Авраама Мидраш описывает в следующих словах: "Если в доме есть главная потолочная балка, то где ее помещают? Не в середине ли здания, чтобы на нее могли опираться доски как с одной, так и с другой стороны? Итак, почемy сотворил Всевышний Авраама в середине поколений? - Чтобы он был опорой как поколениям, предшествовавшим емy, так и поколениям, следующим за ним".
Центральная роль Авраама в существовании человечества подчеркивается в Мидраше тем, что даже первоначальное Творение, само сотворение Неба и Земли ставятся в зависимость от Авраама. Стих Торы (Берейшит 2:4): "Вот история Небес и Земли по сотворении иx" - Мидраш толкует следующим образом: "Не читай "беhибарам" («по сотворении иx»), но читай "беавраhам" (из-за Авраама, за заслyги Авраама)", как будто бы Тора здесь говорила нам: "Вот история Небес и Земли - за заслуги Авраама".
Чем же заслужил Авраам статус соучастника Творения? Сказано в Торе: "Благословен Авраам перед Б-гом Всевышним, Приобретающим Небо и Землю" (Берейшит 14:19). Мидраш задает вопрос касательно этого стиха: «У кого же Бог приобрел Небо и Землю?» И отвечает: Бог приобрел их у Авраама. Мы знаем, что Авраам постоянно принимал у себя путников, кормил и поил их, а когда они заканчивали есть и пить, то он говорил им: "Благословите!" Они спрашивали его: "Кого же благословлять нам?" И он объяснял им: "Благословите Б-га Вечного, Которомy принадлежит то, что мы ели". [Иными словами, в каком-то смысле благодаря Авраамy Бог стал (т.е. был признан) Владельцем не только Неба, но и Земли]. И было сказано Авраамy Всевышним: Имя Мое неизвестно было людям, а ты сделал Его известным им. И потомy Я засчитываю тебе это в заслугy, как если бы ты соучаствовал со Мною в Сотворении мира. Благодаря тебе приобрел Я Небо и Землю".
Человечество рождено для того, чтобы продвигаться, исправлять себя и мир. Если же этого не происходит, то бытие человечества само по себе не имеет ценности. И потому Адам рожден именно ради заслуг Авраама.
р. Яаков а-Леви Фильбер
Перевод и обработка – Пинхас Полонский |