ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

Матот и Масей

Двумя сегодняшними разделами “Матот” и “Масей” завершается чтение книги “Бемидбар”, четвертой в Хумаше. Но откуда взялись сдвоенные разделы? Дело в том, что для соблюдения годичного цикла чтения Торы она поделена на разделы по числу недель в году. Однако число недель в еврейском году непостоянно, да к тому же некоторые субботы совпадают с праздниками, в которые полагается читать специальные отрывки из Торы. Поэтому недельных разделов оказывается, как правило, больше “необходимого”, и чтобы завершить цикл точно в срок, к празднику Симхат-Тора, некоторые разделы приходится сдваивать.

Краткий обзор главы Матот

Перед вступлением евреев в Эрец-Исраэль Моше объясняет законы обетов и клятв, в частности, когда клятва, данная женщиной, может быть отменена ее отцом или мужем. Затем евреи вступают в войну против мидьянитян. Ополчение из 12 тысяч воинов, по тысяче от каждого колена, одерживает уверенную победу. Гибнут все мужчины Мидьяна, пять их царей, а также пророк Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев (вспомните главу “Балак”). Ополчение возвращается в стан с богатыми трофеями, однако Моше осуждает командиров за то, что они оставили в живых мидьянитянок, виновных в совращении сынов Израиля и стремлении приобщить их к идолопоклонству. После подсчета и распределения трофеев начальники тысяч и сотен докладывают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и для искупления своих грехов они приносят в Храм дары из золота. Колена Гада и Реувена просят оставить их в Заиорданье, где есть обширные пастбища для их скота. Моше боится повторения греха разведчиков и вначале отказывает им, но потом соглашается, получив заверения от руководителей этих двух колен, что они примут активное участие в завоевательных войнах с кнаанскими племенами в Эрец-Исраэль и лишь потом вернутся на восточный берег Иордана.

В счет будущих заслуг…

Автор: рав Нахум Пурер

“И говорил Б-г, обращаясь к Моше: “Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, затем приобщишься ты к народу твоему” (Бемидбар 31:1- 2).

Но почему Всевышний приказал Моше выступить только против Мидьяна, а не против других враждебных народов – Моава и Амона? Ведь они, обязанные евреям самим фактом своего существования (их отцы-основатели появились на свет от кровосмесительной связи племянника Авраама Лота со своими дочерьми), проявили черную неблагодарность и вероломство, отказав проходившим через их территорию еврейским странникам в еде и питье.

Моав и Амон – единственные две нации, которым Тора запрещает предлагать мир, а их мужчин нельзя обращать в иудаизм. Так в чем же дело? Почему мы мстим только жителям Мидьяна за их стремление навязать евреям варварский, развратный культ Баал-Пеора, поголовно истребляя все мужское население и всех взрослых женщин этой страны? Ведь Моав с Амоном не меньшие идолопоклонники.

Дело в том, что у этих двух народов есть, точнее, будут великие заслуги перед евреями. От Моава произойдет Рут, прабабушка Давида, основателя нашей царской династии, которая со временем увенчается Машиахом, а злокозненный Амон подарит нам Нааму, праведную жену царя Шломо, родившую наследника династии Рехавама. Для Б-га не существуют пространство и время. Он может карать и вознаграждать целые народы не только за прошлые, но и за будущие деяния, сокрытые от людских глаз во мраке истории.

“По тысяче из колена; от всех колен Израиля пошлите в ополчение” (Бемидбар 31:4). Комментаторы поясняют: на тысячу солдат от каждого колена, ушедших на войну с Мидьяном, другая тысяча из того же колена осталась в тылу, чтобы молиться за победу. Другими словами, на одного фронтовика приходился один “солдат-ешиботник”, который обеспечивал в этом тандеме духовное прикрытие, непосредственно ходатайствуя перед Всевышним за успех своего партнера и всей армии.

Как видим, такая расстановка сил обеспечила полный успех: евреи наголову разгромили, уничтожили численно превосходящего врага и вернулись с огромными трофеями, без единой потери “в живой силе и технике”.

Ни один еврейский солдат не должен впадать в иллюзию при оценке своих успехов. В древних и современных войнах победа достигается не “силой руки моей”, а исключительно благодаря Всевышнему. От нас требуется лишь одно: всегда и при любых условиях поддерживать стратегический баланс сил, сформулированный в Торе.

По книге Н. Пурера "Тора на все времена"

Краткий обзор главы Масей

Тора перечисляет все 42 стоянки сынов Исраэля за время их сорокалетних странствий по пустыне. Всевышний велит евреям изгнать кнаанейские народы из Эрец Исраэль и уничтожить объекты их языческих культов. Он предупреждает, что если они не сделают этого, то оставшиеся кнаанеи станут «колючками в глазах и шипами в боках ваших».

Установив границы Страны Израиля, Б-г повелевает выделить безземельным левитам 48 городов, шесть из которых будут использоваться как убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство.

Дочери Цлофхада выходят замуж за мужчин своего колена, чтобы закрепить за коленом участки земли, унаследованные ими от отца. Так заканчивается Книга Бемидбар, четвертая в Пятикнижии Моше.

Путь далек у нас с тобою

Автор: рав Нахум Пурер

“И вот странствия сынов Израиля…”(Бемидбар 33:1). Вы помните, что вы делали в этот день ровно пять лет назад? А два года назад? А месяц назад? Наши будни столь однообразны, что нам бывает трудно отличить один день от другого. Прошлое убегает из-под колес бешено мчащейся жизни, как серая лента шоссе. Впрочем, иногда на обочине остаются памятные ориентиры: окончание школы, женитьба, рождение детей, смерть близких, эмиграция…

Поездки, путешествия тоже расцвечивают наши серые будни. Мы отчетливо помним первые минуты после приземления в тель-авивском аэропорту: пряный запах магнолий и совершенно безоблачное небо с невыносимо жарким солнцем. Дорожные впечатления - самые яркие и значительные; они глубоко врезаются в память.

Жизнь - это и есть дорога. От рождения до смерти мы все время движемся, развиваемся, куда-то стремимся. Б-г явился Аврааму, сообщил ему, что он станет основателем великого народа и повелел: “Лех леха”, иди к себе. Наше главное путешествие - это поиски себя, своей истинной сути, развитие внутреннего ландшафта души. Чтобы выполнить свою миссию и стать праотцем народа-священника, Аврааму надо было пройти долгий путь - из Междуречья в страну Кнаан, и затем осмотреть всю эту землю, которую Всевышний обещал дать в наследие его потомкам. Наверное, поэтому, отправляя Авраама в дорогу с напутствием “лех леха”, Б-г не назвал пункт назначения. Авраам должен был просто идти, двигаться, развиваться. В разделе “Масей” перечислены 42 места, в которых сыны Израиля останавливались на пути из Египта в Эрец-Исраэль. Называя эти места, Тора неизменно повторяет фразу: “И двинулись из…, и расположились в…”. Для чего нужен такой повтор? На каждой стоянке, 42 раза! Ведь ясно, что евреи, ведомые Моше-рабейну, приходили в каждое новое место из предыдущего. Этот рефрен несет в себе важную информацию. Он сообщает, что странствия евреев в пустыне отражали в более глубоком смысле их духовный путь, их восхождение из бездны примитивного варварства к вершинам святости, из порочного Египта в страну, сочащуюся молоком и медом. Этот путь очень труден. Легче вывести еврея из Мицраима, чем Мицраим из еврея. Потребовалось 40-летнее путешествие в духовном пространстве, 41 переход по безводной пустыне, чтобы неузнаваемо изменить коллективное сознание еврейского народа, подготовить его к вступлению в Святую землю…

Тихое морозное утро осветило неоглядную степь. Великий мудрец и основатель хасидизма Баал Шем Тов задумчиво молчал, раскачиваясь в быстро мчащейся повозке под частый перестук конских копыт.

Вдруг он встрепенулся и попросил сидевшего рядом помощника остановить экипаж. Помощник выглянул в окошко и крикнул вознице:

- Сто-о-ой!

Повозка замерла. Разгоряченные лошади нетерпеливо фыркали и били копытами о мерзлый грунт.

Тишина. Кроме лошадиного храпа – ни единого звука. И вдруг откуда-то издали донеслось пение. Сильный мужской голос старательно выводил мелодию, такую красивую и задушевную, что, казалось, к ней прислушиваются деревья, выставив вперед свои ветви, как антенны.

Некоторое время Баал Шем Тов напряженно вслушивался в переливы прекрасной мелодии, как будто сошедшей с небес. На его лбу пролегли глубокие морщины. Казалось, что мудрец пытается вспомнить что-то очень-очень давнее, из другой жизни.

Неожиданно его глаза сузились, а губы расплылись в радостной улыбке.

- Пригласи сюда этого певца, - сказал он помощнику. Через несколько минут перед мудрецом предстал русский крестьянин.

- Твоя песня очаровала меня, - сказал ребе, - ничего более прекрасного я не слышал.

- Да, она мне самому очень нравится, - ответил крестьянин.

- Я не слышал ее сначала. Пожалуйста, спой еще раз, - попросил Баал Шем Тов.

Крестьянин пел долго и самозабвенно. Когда он закончил, наступила полная тишина. Даже лошади перестали храпеть, околдованные волшебной мелодией.

- Прекрасно, - выдохнул ребе. – Будь добр, спой-ка еще раз.

Когда крестьянин вновь пропел до конца свою песню, Баал Шем Тов осторожно сказал:

- Ну вот, кажется, я запомнил ее. Послушай, правильно ли я пою.

И он затянул мелодию. У крестьянина был сильный, звучный голос, но ребе вложил в пение всю глубину своей души, первозданную тоску по чему-то невыразимому, сокрытому.

- Да, все верно, - с восторгом подтвердил крестьянин.

- Прости и не сочти за нахальство, - робко сказал Баал Шем Тов. – Прежде чем продолжить путь, я хотел бы снова услышать песню из твоих уст.

Покладистый певец раскрыл рот, но его горло не издало ни одного звука. Крестьянин сомкнул губы, набрал воздуха и снова раскрыл рот… И снова неловкая тишина. Бедняга беззвучно шевелил губами, напрягал горло и память, но не мог выдавить из себя ни единой ноты.

Баал Шем Тов смотрел на него с каким-то странным интересом. Затем неожиданно сказал:

- Прощай, - и повозка тронулась с места. Несколько минут ребе и его помощник ехали молча. Наконец помощник не выдержал – его распирало любопытство:

- Что все это значит, ребе?

Лицо мудреца озарилось внутренним светом, морщины разгладились. Он удовлетворенно откинулся на спинку сиденья и сказал:

- Когда я услышал голос этого крестьянина, я сразу понял, что он поет одну из тех песен, которые пели левиты на ступенях Храма. Две тысячи лет эта мелодия находилась в изгнании, переходила от одного певца к другому, скиталась из страны в страну. Тот крестьянин был похож на ореховую скорлупу, в которой хранится искра святости. Как только эта искра вернулась к законным владельцам – евреям, ему больше не требовалось помнить волшебную мелодию, и он тут же ее забыл.

Евреи все еще в пути. Сто лет в одном месте, двести – в другом. Странствуя по странам и континентам – из Испании в Турцию, из России в Америку, из Ирака в Китай, они «извлекают» и «выкупают» искры святости, плененные в разных концах света.

Когда это странствие завершится – а оно близко к завершению, – придет Машиах, окончательно соберет весь еврейский народ в Эрец Исраэль, и мы вновь услышим священные мелодии, которые пели левиты на ступенях Иерусалимского Храма.

По книге Н. Пурера "Тора на все времена"


23.07.09 Автор: рав Нахум Пурер 




Разделы / Матот

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS