ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

"Вещие сны и усмирение гордыни"

Недельная глава Микец достаточно длинная и рассказывает сразу несколько тем. Начинается все со снов фараона, далее повествование переходит к нашему праведнику Йосефу, все еще томящемуся в тюрьме. Йосеф слышит о снах и говорит свои отгадки министру виночерпия. Через много-много лет этот министр вспоминает о Йосефе, который разгадал его сны в тюрьме и докладывает об этом фараону. Йосефа вызывают во дворец и здесь происходит то, что у нас называется «из грязи в князи»: Йосеф становится вторым человеком в Египте после фараона. Далее глава повествует о том, как братья приходят к Йосефу, и до конца этой недельной главы Йосеф не раскрывается братьям, а наоборот, причиняет им много боли и страданий. Сначала он сажает Шимона в темницу, затем оставляет Бениамина в неволе. Глава заканчивается обвинением Бениамина в краже серебряного кубка и приказом Йосефа оставить Бениамина у него, а самим братьям вернуться с миром к отцу Яакову.

За неимением возможности проанализировать все эти темы, мы немного сосредоточимся на теме тшувы, теме возвращения. Поведение Йосефа не может нас не удивлять. Это похоже на месть. На очень страшную месть. Так почему видя, что все братья приходят к нему с чистым сердцем и просят хлеба для отца, так как им нечего есть, почему в этот страшный для братьев момент Йосеф ведет себя так жестоко? Почему он даже не говорит отцу через братьев о том, что он жив? Почему он заставляет Яакова страдать лишние годы? Это не совсем понятно. Наши комментаторы говорят о том, что Йосеф ждал момента, когда братья раскаются. Что имеется в виду? Неужели мы имеем право таким образом принуждать других людей к раскаянию? Неужели мы имеем право заставлять их страдать, для того чтобы они сделали тшуву?

На самом деле ответ заложен в предыдущей недельной главе, которую мы вспоминаем на этой неделе, – главе Ваешев. Уже там Йосеф ведет себя странно: он злословит отцу о братьях, доносит на них, говорит постоянно о своем превосходстве, его сны также весьма однозначно говорят о том, что отец и братья будут ему поклоняться. Ошибка ли это Йосефа или его праведность? В любом случае его постоянно называют праведником. Что же имеется в виду? Да, все говорят о том, что единственной проблемой Йосефа была гордость. Он на самом деле видел эти сны, действительно Йосефу суждено было стать лидером колен, лидером народа. Однако так сильно это выпячивать, акцентировать внимание братьев именно на этом, конечно же, не стоило.

В этой главе мы видим, как Йосеф исправляет самое тяжелое качество – гордость. Наши мудрецы говорят, что если все качества нам рекомендуется держать на золотой середине – и у гнева есть позитивная сторона, и у скромности есть негативная сторона – везде, согласно Рамбаму, мы должны достигать золотой середины. Вот только у гордости нет такой середины, гордость надо полностью истреблять. Так вот Йосеф в нашей недельной главе справляется с этим страшным качеством. Где мы это видим? Когда он предстает перед фараоном, предстает как толкователь снов, как знаток семидесяти языков, и нигде он не говорит, что это его заслуга. Прямо в тексте Торы он говорит: пусть Вс-вышний даст мне силы истолковать сон фараона. Несколько раз, стоя лицом к лицу с фараоном, он упоминает Вс-вышнего, говоря, что без Вс-вышнего он бы не смог даже рта раскрыть перед фараоном. Таким образом, за 14 лет в тюрьме он действительно выучил этот урок: от него ничего не зависит, он только орудие в руках Вс-вышнего. Вот так Йосеф истребляет собственную гордость.

В этой главе есть и другая тшува – тшува Йеуды, второго властителя из сыновей Яакова, от которого пойдут цари Израиля. Противодействие Йеуды и Йосефа – это на самом деле весь ход еврейской истории. Только в период Машиаха эти два брата, два царства, две эпохи смогут наконец-то соединиться. В чем же заключается тшува Йеуды? Он признает свой грех. Сказано, что самое сильное качество царя – уметь признавать свои ошибки. Мы видим, как Давид, согрешив с Бат-Шевой, перед пророком Натаном умеет сказать, что «я согрешил», хотя на самом деле как такового греха и не было. То же самое Йеуда в истории с Тамар – другой сомнительной истории из Торы – признает свою ошибку. В нашей недельной главе Йеуда признает свой грех, говорит, что это он лично виноват в продаже Йосефа и за это братья теперь страдают.

Таким образом, у нас есть две тшувы великих людей, и только в результате этих раскаяний братья обретают единство. Йосеф, имея неограниченное желание открыть перед братьями истину, признаться в том, что он Йосеф, он жив и хочет для них только лучшего, специально ждет. Он умеет ждать, потому что понимает: если братья не осуществят это раскаяние сейчас, то потом Вс-вышнему придется их наказывать снова и снова. Он в очередной раз умеет немножко совладать со своим желанием ради будущего народа, и в этом также проявляется его качество как лидера.

Сейчас перед нами праздник Ханука, именно глава Микец выпадает в этом году на ханукальную неделю, что далеко не случайно. Ханука, как и любой праздник, – это тоже время для возвращения. Когда мы смотрим на горящие свечи и на масло, мы должны думать о том, что Маккавеи воевали не за физическую свободу, не за освобождение, – они воевали за чистоту, за веру, за то, чтобы каждый человек из колен Израиля нашел свое место в еврейском народе.


23.12.08




Разделы / Микец

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS