МИШПАТИМ
Особенностью недельной главы Мишпатим является то, что начинается она с союза «и». Этот союз соединяет заповеди этой недельной главы с темой последних строк предыдущей – рассказывающей о том, что на Алтарь для службы Всевышнему должны вести не ступени, а пандус: «И НЕ ВОСХОДИ ПО СТУПЕНЯМ НА ЖЕРТВЕННИК МОЙ…» (Шмот 20:23).
Какая разница между пандусом и ступенями? Ступени подразумевают наличие заданной меры высоты, на которую должен подняться человек, делая шаг вперед. Однако на самом деле, такой меры не существует. Каждый движется вперед в своем собственном темпе, неизмеримо маленькими шагами. На эту идею указывает пандус.
Часто человек не решаетсяидти вперед из-за боязни провала. Если цель слишком высока, человек неизбежно отступает.
Но еврейский подход к духовному росту иной. В известном сне Яакова Всевышний показывает ему лестницу, ведущую в небо. Духовный рост сродни скалолазанию – один шаг за один раз, без спешки.
Когда-то раввин Исраэль Салантер взял на себя смелость привести весь город к соблюдению Торы. Он организовал еженедельные занятия и говорил людям так: «Если вам приходится работать по субботам, надо попытаться свести к минимуму нарушения». На сегодняшний день это означает пойти на работу пешком, а не поехать на машине; настроить работу телевизора заранее с помощью таймера. Главное сделать один маленький шаг. С помощью этого подхода, в течение нескольких лет раввин Салантер создал общину, соблюдающую Шаббат.
Каббалисты говорят, что духовный рост – это «два шага вперед и один назад». Человек неизбежно терпит неудачи. Но главное двигаться в правильном направлении – вверх по пандусу.
р. ШрагаСиммонс
http://www.aish.com/tp/b/tb/48950406.html
Разделы / Мишпатим
|