МАСТЕРСТВО ИНВЕРСИИ
Недельная глава Ноах начинается со слов: "Ноах был ИШ (человек) ЦАДИК (праведный), ТАМИМ (непорочнейший)" (Берейшит 6:9). Уже само по себе определение "ИШ" является почетным, а следующие за ним эпитеты возвышают Ноаха до небывалых высот. Ни в одной другой строке ТаНаХа мы не найдем столько последовательных похвал в адрес одного человека!
Первая строка книги Теилим гласит: "Славен человек (ИШ), который на совет преступников не ходил, на путь грешников не вставал, и в собрании глумливых не сидел". Мидраш объясняет, что фраза "славен человек (ИШ)" относится к Ноаху, т.к. он назван словом ИШ в нашей недельной главе.
Почему Ноах наделяется эпитетом "славен"? В Мидраше сказано, что Ноах славен потому, что он не шел путями трех категорий людей (преступников, грешников и глумливых), упомянутых в Псалме. Эти три негативные категории соотносятся с тремя поколениями людей: поколение Эноха (внука Адама, инициировавшего идолопоклонство); поколение Потопа, погрязшее в аморальном поведении; и поколение рассеяния (поколение Вавилонской башни). Большой удачей Ноаха было то, что он не пошел по пути одного из этих поколений.
Мидраш говорит, что несмотря на то, что всю свою жизнь Ноах провел в окружении греха и безнравственности, он сумел стать непорочнейшим человеком из когда-либо живущих. Как же смог Ноах достичь такого высокого духовного уровня, находясь в атмосфере порочности и разврата?
Строчка из Талмуда поможет нам ответить на этот вопрос. Бен Зома говорит: "Кто мудр? Тот, кто учится у всех" (Авот 4:1). Это довольно странное утверждение. Имеет смысл учиться у праведных людей - но что мудрого в том, чтобы учиться у грешников?
Реббе из Бердичева говорит, что праведник способен постигать позитивный аспект даже самой негативной ситуации. Из всего, с чем он в жизни сталкивается, они извлекает урок о том, как лучше служить Всевышнему.
Например, если праведный человек становится свидетелем страстного увлечения каким-либо грехом, он замечает великую способность страсти к мотивации. Однако, вместо того, чтобы использовать страсть для достижения негативных целей, праведник перенаправит ее силу для достижения значимых целей. Правильное "перенаправление" страсти способно привести человека от механического выполнения заповедей к служению Всевышнему с энтузиазмом и увлеченностью! (Кедушат Леви).
Ноах олицетворяет собой эту способность перенаправлять негативные силы на достижение высших целей. Намек на эту идею скрыт в его имени. В Торе сказано, что Ноах нашел ХЕН ("приязнь") в глазах Всевышнего. Если прочитать имя Ноах (нун-хет) в обратном порядке, получится ХЕН (хет-нун)! Ноах нашел приязнь в глазах Всевышнего за владение мастерством инверсии. Он обладал способностью перенаправить любую энергию из негативного русла в позитивное.
Вот почему мудрый человек учится у каждого. Вместо того, чтобы попасть под влияние своего поколения, Ноах использует его как возможность духовного роста. У него были "лучшие" учителя! Все, что ему нужно было сделать, - это научиться извлекать их находчивость, самоуверенность, страстность, завистливость и рвение, и продуктивно и конструктивно их использовать в своем приближении к Творцу.
http://www.aish.com/tp/i/btl/48936677.html
19.10.09
Автор: р. Аба Вагенсберг
Разделы / Ноах
|