ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

ТРИ БРАТА – ТРИ КУЛЬТУРЫ

В нашей недельной главе мы впервые встречаемся с тремя мировыми культурами, создателями которых были три сына Ноаха: Шем – основатель еврейской культуры, Хам – прародитель кнаанской, и Йефет - создатель греческой.

 Рассмотрим же детально события, описанные в главе «Ноах» (Берешит 9:20-27).
 Ноах опьянел и открыл свою наготу. Три его сына отреагировали на ситуацию по-разному. Хам, который помчался рассказывать своим братьям о том позоре Ноаха, который он видел, показал тем самым неуважение к личности своего отца. Шем и Йефет взялись исправить ситуацию, но Шем при этом исполнил сыновний долг с большим рвением, чем Йефет, как написано: "
И взял Шем и Йефет платье, и положили на плечо оба, и пошли они задом и покрыли наготу своего отца..." (Берешит 9: 23)
. «Взял, а не взяли», - комментирует этот стих Раши. То есть Шем взял, а Йефет присоединился к нему... Кроме того, покрывая одеждой наготу отца, сыновья руководствовались разными соображениями: Шем делал это, чтобы скрыть внутренний позор, заключенный в нелицеприятном физическом состоянии отца, Йефета же интересовала эстетическая сторона вопроса: он просто полагал, что опьяневший обнаженный мужчина выглядит некрасиво.

 Рав Шимшон Рафаэль Гирш объясняет, что в этих стихах Торы описаны прототипы трех принципиально отличных культурных подходов, которые мы наблюдаем на примере народов и отдельных людей. Шем представляет духовность. Хам представляет господство грубой материальности. Йефет - соединение духовного и материального. Далее рав Гирш объясняет, что существуют народы, цель которых - завоевать и разрушить, поесть и попить, насилие и грубость. Существуют также другие народы, которые вкладывают свою жизненную силу и энергию в создание художественных и эстетических ценностей. Они покрывают грубую материю красивой драпировкой и соприкасаются с духовным через любовь к поэзии и музыке. Эти народы - последователи нравственного подхода Йефета. Однако такой подход не является высшей точкой духовности. Истинная сущность духовности, объясняет рав Гирш, заключается в том, что только признавая истину и абсолютное добро, человек может полностью раскрыть свой потенциал. Именно эта идея лежит в основе культуры, построенной потомками Шема.

 Когда Ноах понял, что произошло, он проклял Хама и благословил Шема и Йефета, сказав: "И даст Всесильный простор Йефету, и да будет он обитать в шатрах Шема". Талмуд (Мегила 9б) рассматривает этот стих Торы как разрешение искусству, художественным формам войти в сферу святости – настолько, что даже свиток Торы может быть написан на греческом языке. Однако в другом месте Талмуда, в трактате Йома, мудрецы приходят к заключению, что "несмотря на то, что Творец дал красоту Йефету, Всевышний будет обитать только в шатрах Шема". По этой причине, продолжают мудрецы,
Шхина
– ощутимое присутствие Всевышнего - было во времена Первого Храма, построенного царём Шломо, и исчезло во времена Второго Храма, который был построен после указа персидского царя Кира.

 Рав Кук объясняет, что Всевышний в доброте Своей даровал народам мира навыки мастерства и искусства, ради того, чтобы сделать возможным контакт между культурой эстетики и культурой святости. Именно эта связь позволяет нам оказывать влияние на народы мира и объединяет народ Израиля с остальным человечеством. Однако эта связь является внешней. В книге «Орот а-Кодеш» (II:403) рав Кук говорит, что когда человек погружается в тайны Торы, он постигает, что на самом деле источником всей красоты и эстетической силы Йефета являются шатры Шема.


р. Моше Эренрайх
 
Перевел Яков Герштейн, редакция – Элиезер Лесовой

http://www.midrasha.net/article.php?id=3558


11.10.10




Разделы / Ноах

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS