Пинхас "Наши приоритеты"
Краткий обзор главы
Пинхас, внук Аhарона, пронзивший копьем Зимри, князя колена Шимона, и мидьянскую принцессу Козби в момент совершения ими отвратительного языческого ритуала и тем самым отвративший гнев Всевышнего от сынов Израиля, получает «завет мира» от Б-га: «И будет он ему и потомству его заветом священства вечного».
Всевышний повелевает сынам Израиля «преследовать мидьянитян и разгромить их» за их попытку обратить евреев в язычество.
Моше и первосвященник Элазар получают указание пересчитать народ. Указаны имена семейств и родов в каждом колене. Общее число мужчин «призывного» возраста после смены поколений в пустыне составило 601730, немногим меньше, чем при Исходе из Египта.
Всевышний сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец Исраэль между коленами. Затем приводится численность колена Леви, которое не получает надела.
Дочери Цлофхада из колена Менаше просят Моше закрепить за ними отцовский надел ввиду отсутствия у них братьев. Моше обращается за разъяснениями к Б-гу. Всевышний подтверждает, что претензии дочерей Цлофхада обоснованы, и сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании.
Затем Всевышний велит Моше взойти на гору и осмотреть издалека Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит Б-га выбрать ему достойного преемника, нового лидера нации. Им становится Йеhошуа бин-Нун. В присутствии всех евреев Моше проводит церемонию «инаугурации» Йеhошуа.
Глава завершается указаниями о храмовых жертвоприношениях в Шаббат и праздники.
Наши приоритеты
Автор: рав Нахум Пурер
Представьте, что Вы сидите в самолете и вдруг видите, как Ваш сосед, респектабельный мужчина в хорошо сшитом костюме и дорогих очках, достает отвертку, вставляет ее острие себе в ухо и начинает с силой ввинчивать его. Из уха уже сочится кровь…
Что Вы предпримите? Наверняка закричите, чтобы он немедленно прекратил, позовете борт-проводницу, других пассажиров. В конце концов, схватите его за руку, вырвите отвертку, не так ли?
А если Ваш сосед на Ваших глазах совершает грех, запрещенный Торой, то какой будет Ваша реакция? Скорее всего, не обратите внимания? Это, мол, не Ваше дело? А почему, собственно, не Ваше?
Идеи нас не пугают. Нас пугает только то, что видят наши глаза. Наверное, поэтому мы не боимся Б-га так, как должны бояться, не испытываем подлинного трепета перед Ним. Потому что мы Его не видим. Конечно, многие из нас верят (хотя бы в глубине души), что на свете есть Б-г, Высший разум и Высшая Воля, Тот, Кто создал этот мир и ежеминутно хранит и поддерживает его. Но кто из нас ощущает Его присутствие ежедневно, ежеминутно? Кто чувствует, что Он зорко следит за нашими действиями, читает наши мысли?
Наверное, если бы мы могли видеть Б-га, мы бы не нарушали Его законов, выраженных в Торе. Просто побоялись бы. Но, увы, мы не видим Его и поэтому часто «уходим» от Него. Неслучайно на иврите слова «страх» и «видеть» почти идентичны: мы боимся лишь того, что видим.
Когда мы видим убийство, нас охватывают неописуемый ужас и отвращение. Но когда мы видим, как евреев побуждают нарушать Шабат или есть некошерную еду, наша реакция куда сдержанней. А почему? Ведь должно быть наоборот! Убийца лишает свою жертву жизни в этом мире. Но когда человека толкают на преступление против Торы, он лишается подлинной, осмысленной жизни в этом мире и духовной награды в Мире Грядущем. Его душа отсекается от Источника всякой жизни.
В главе «Пинхас» Всевышний велит Моше: «Преследуйте мидьянитян и разгромите их, ибо враги они вам в кознях своих…» Мидьянитяне толкали евреев в пропасть дремучего, варварского язычества, подстрекали к бунту против Б-га и Торы, пытались совратить их, не останавливаясь ни перед чем. Вот почему Тора, столь миролюбивая и гибкая в оценке человеческих слабостей, жестко требует от нас не просто избегать мидьянитян и не искать с ними мира, как с другими народами, а решительно атаковать, поддерживать с ними состояние войны, чтобы постоянно напоминать себе, во всех поколениях, как они пытались привить нам отвратительнейшее из качеств – аморальность. Тора призывает всегда помнить о приоритетах.
Однажды к Хафец Хаиму пришел за советом ученик, которому предложили занять пост раввина в небольшой общине. Мудрец процитировал ему стих из Торы: «…и будете вы чисты перед Б-гом и перед Израилем». На первом месте – Б-г, на втором – Израиль. Главная задача рава, пояснил Хафец Хаим, состоит в укреплении Торы, поддержании ее законов: короче говоря, в исполнении своих обязанностей перед Б-гом. И лишь во вторую очередь он должен мягко и ненавязчиво заботиться о нуждах своей общины. Тот, кто меняет этот порядок, стремясь вначале завоевать симпатии общины, и лишь затем выполняет задачи, возложенные на него Творцом, не преуспеет нигде.
Вспоминается еще один яркий случай. Во время Второй мировой войны капитан американской армии по фамилии Баренбаум предстал перед военно-полевым судом за нарушение устава: он носил кипу. Выступая в свою защиту, Баренбаум напомнил судьям текст воинской присяги: «служить Б-гу и стране».
- Вы видите? Сказано: вначале Б-гу, а потом стране, – уточнил подсудимый, и тут же был оправдан.
Все последующие годы службы он не снимал своего еврейского головного убора.
По книге Н. Пурера "Тора на все времена"
17.07.09
Автор: рав Нахум Пурер
Разделы / Пинхас
|