ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

«ОТЧЕТ О МИШКАНЕ»

Мы говорим, что Тора - книга, где нет лишних слов и нет недостающих слов. Но глава "Пкудей", завершающая книгу "Шмот", как может показаться, свидетельствует об обратном. Описанию Мишкана - первого, переносного, святилища Единого - посвящено уже несколько глав Торы. Для чего повторять эту информацию лишний раз?

1. Урок отчёта перед обществом

Слово "Пкудей" - сокращение от "Пкудей hа-Мишкан": "перечень, или отчёт, по Мишкану".

Мы говорим, что Тора - книга, где нет лишних слов и нет недостающих слов. Но глава "Пкудей", завершающая книгу "Шмот", как может показаться, свидетельствует об обратном. Описанию Мишкана - первого, переносного, святилища Единого - посвящено уже несколько глав Торы. Для чего повторять эту информацию лишний раз?

Вот детальный отчёт о Мишкане, Обиталище Свидетельства, составленный по приказу Моше руками левитов под управлением Итамара, сына Аарона-коэна (38,21) - так начинается глава. Итак, в Тору включён служебный документ, составленный некоей комиссией по приказу Моше после завершения работы над всеми составляющими Мишкана, но до сборки его. Текст и стиль документа явно показывают, что он составлялся именно для служебных целей: никакой литературной обработки, много цифр, подробно изложены даже очевидные детали.

Всё меряется на шекели и кикары. 1 кикар в те времена = 3000 шекелей (десятичная система счисления, принятая в Египте; позднее - 3600 шекелей, под влиянием вавилонской шестидесятиричной системы); вес шекеля использовался разный в зависимости от того, что измерялось, и указывалось название эталона. Эталон "священный шекель" весил приблизительно 12 грамм. Половина шекеля называлась "бэка'": археологи нашли в Эрец-Исраэль много гирь с надписью "бэка'", весом от 5.66 до 6.65 грамм.

Из отчёта видно, на что пошли какие средства, собранные у народа:

Всё золото, годное для работы, (пошло) на (оборудование для) всякой работы внутреннего святилища: золото, собранное из пожертвований - двадцать девять кикар и семьсот тридцать шекелей по эталону "священный шекель" (т.е. 87730 шекелей)
.
А серебро переписи населения
- сто кикар и тысяча семьсот семьдесят пять шекелей (т.е. 301775) по эталону "священный шекель": по бэка' с человека, то-есть половина шекеля по эталону "священный шекель" (о, чудесный канцелярский язык XV века до н.э.!)
для всех, подпадающих под перечень, от мужчины двадцати лет и старше, что составляет шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. Из них сто кикар серебра пошли на отливание подпорок внутреннего святилища и подпорок для занавеси: итого сто подпорок на сто кикаров - кикар на подпорку. А тысяча семьсот семьдесят пять (шекелей) пошли на изготовление крючков для столбов, на покрытие верхушек (столбов) и обручи для них.
А медь, собранная из пожертвований - семьдесят кикар и две тысячи четыреста шекелей
(т.е. 212400); из них были сделаны подпорки для входа в Шатёр Времени, и медный алтарь, и медная решётка к нему, и вся утварь алтаря. Также подпорки окружающего двора и подпорки ворот, ведущих во двор, и все клинья Мишкана и все клинья окружающего двора. А из (пожертвованных) голубой ткани, багрянца и алого шёлка сделали парадное одеяние для службы во внутреннем святилище, и священные одежды для Аарона, согласно тому, что повелел Единый, говоря с Моше (38,24 - 39,1).

Я думаю, что любому человеку, который участвовал в работе над каким-либо большим проектом, ясна цель этого документа. Но как он попал в Тору? Почему писцы не пожалели драгоценного папируса, чтобы переписать этот текст и внести его во все экземпляры Книги Завета? Почему, наконец, Единый, освятивший эту книгу как особый текст на все времена, вдохновил этот поступок?

Комментирует Рахель Спектор: этот документ - свидетельство о том, что Моше представлял свою работу на суд общества. Моше, Бецальэль, Оhолиав и все, кто работал над Мишканом, действовали от имени еврейского народа: как бы высока ни была степень доверия народа к ним, они чувствовали себя обязанными отчитаться публично. Это - скрытый моральный урок в главе, в которой (на первый взгляд) нет моральных заповедей. Как мы увидим, таких уроков в нашей главе можно найти немало.

2. Урок сбора средств


Если посмотреть внимательно на перечень, мы обнаружим, что там недостаёт одной категории пожертвований. Мы знаем, что собирались золото, серебро и медь (35,5). Золото и медь учтены, но где же серебро? Ведь серебро, упомянутое в отчёте - не добровольное, а обязательное серебро переписи! Неужели добровольное серебро забыли, или, хуже того, намеренно скрыли? Как же это сопоставить с известной нам точностью и полнотой Торы?

Вспомним предыдущую главу - "Ваякхэль": и пришли все мастера, делающие всё, необходимое для священной работы, каждый - от той работы, которую он делает; и сказали они Моше так: люди слишком много жертвуют - больше, чем необходимо для работы, о которой повелел Единый! И приказал Моше сообщить по всему становищу: мужчины и женщины! Больше не надо делать никаких пожертвований для священной работы! И прекратил народ жертвовать (36,4-6).

Современный комментатор Яаков Эфрати, профессор Бар-Иланского университета, отмечает, что перепись населения, в отличие от сбора пожертвований - процесс долгий. В процессе переписи могли выясняться и уточняться необходимые ресурсы золота, серебра, меди и тканей. Мне кажется, что вывод из этого однозначен: оказалось, что серебра переписи достаточно для построения Мишкана. Значит, по той же логике, по которой был приостановлен сбор пожертвований, собранное добровольное серебро было возвращено владельцам. И в этом - тоже урок для нас.

3. Урок системы приоритетов


Золото, серебро, медь. В метафизике материалов Мишкана металлы представляют высший, седьмой уровень. Мы знаем также, что каждый уровень распадается на внутренние уровни; но металлов-то не семь, а только три!

Тем не менее мы знаем, что где три, там и семь; число "три" часто является упрощённым вариантом семиэтажной модели: "верх - раз, середина - два, низ - три". Метафизическую значимость разделения металлов Мишкана отмечает ещё РАШАР (р. Шимшон бен Рафаэль Гирш; 1808-1888). Этот великий толкователь Торы писал, что в Мишкане различаются "круги" святости: всё, что относится к внутреннему кругу, сделано из золота, промежуточное - из серебра, внешнее - из меди. Сама конструкция Мишкана с его внешним двором - удивительный атрибут для переносного сооружения! - представляет собой пространство в пространстве. Позднейшие храмы в Иерусалиме тоже сохраняли этот принцип.

И это - тоже урок. Любая святость, любая духовная работа начинается с установления системы приоритетов, которую можно представить как систему концентрических кругов. Не могут все вещи обладать одинаковой важностью. Семья - работа - родители - увлечения - друзья... Если мы хотим двигаться вперёд и работать перед Единым, мы должны понять для себя, какие вещи мы делаем первыми, на что (и в каком соотношении) идёт наша духовная энергия. Мы не сбрасываем со счетов те вещи, которые оказываются в конце списка: все они - Мишкан, и без внешних кругов не было бы внутренних. Но позабудь о системе кругов - и исчезнет сама святость.

4. Урок самостоятельной работы


Мишкан назван в начале отчёта мишкан hа-эдут: Обиталище Свидетельства. Более поздний Храм в Иерусалиме назывался "дом Единого". Значит ли это, что Храм в Иерусалиме был более святым - ведь "обиталище Единого" звучит более значительно, чем "обиталище свидетельства"?

Наоборот. Комментаторы единодушно подчёркивают духовное превосходство Мишкана над Храмом в Иерусалиме. В частности, р. Овадия Сфорно (ум. в 1550 г.) отмечает, что средства, собранные на Мишкан - малая толика того капитала, на который строились Первый и Второй Храмы - при том, что ни Первый, ни Второй Храм не достигли святости этого простого переносного шатра, на котором постоянно ощущалось Присутствие Единого. Не богатство храма освящает его.


Можем добавить, что формулировка "обиталище свидетельства" показывает большую щепетильность и точность: мы понимаем, что Единый не живёт в одном, отдельно взятом, доме (как и в отдельно взятой стране) - Он всюду, а Его присутствие с нами зависит от нашей духовности. Храм, который мы строим - это обиталище именно свидетельства: всего, что свидетельствует о нашей причастности к Единому. В Мишкане (и в Первом Храме) это были алтари священной работы, скрижали и книга Завета.

При освящении Первого Храма царь Шломо /Соломон/ особо пояснил, что "дом Единого" - понятие условное: ведь разве может Бог жить на Земле? Даже небо и то, что над небом не могут вместить Тебя полностью - что же говорить об этом доме, который я построил! (Мелахим Алеф /3-я Царств/ 8,27). Скромное название "обиталище Свидетельства" лишний раз подчёркивает это, не умаляя святости Мишкана.

Ещё одно преимущество Мишкана над Храмом Шломо в Иерусалиме приводит р. Овадия Сфорно: над иерусалимским Храмом работали и мастера-язычники (чей труд оплачивали евреи), а Мишкан сооружался только еврейскими руками. И в этом, по-моему, тоже есть для нас урок: святость Храма зависит от степени личного участия в его строительстве. Из этого следует, что грядущий Третий Храм не спустится с неба: если бы он был нерукотворным, степень его святости была бы равна нулю. Нет! Третий Храм должен превзойти Первый и Второй и сравниться по святости с Мишканом; а для этого мы должны построить его своими руками - и чем скорее, тем лучше.

Эли Бар-Яалом

http://imenno.livejournal.com/115501.html

 


28.02.11




Разделы / Пкудей

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS