ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

НЕСЧЕТНОЕ МНОЖЕСТВО

"Ки тисá " можно перевести как "когда понесёшь" или "когда взвалишь на себя груз". Моше, выведя евреев из Египта, "взвалил на себя груз" управления народом. А чтобы управлять народом, необходимо знать его численность. Почему же Единый намекает, что от пересчёта евреев может быть какой-то вред?

Да и не только намекает: когда через четыре века царь Давид решил пересчитать своих подданных, Израиль постигло страшное бедствие, и погибло семьдесят тысяч человек (Шмуэль-Бет /2-я Царств/, гл. 24). Пророк Гад от Имени Творца сообщил, что причиной бедствия явилась перепись населения; а племянник и министр Давида, Йоав, пытаясь отговорить царя, сказал: да пусть прибавит Единый, Бог твой, к народу столько же, и ещё столько же, сто раз на глазах у государя моего царя - для чего государю моему царю такое дело? (там же, ст. 3).

Создаётся впечатление, что (как минимум в глазах Йоава) перепись населения - преграда росту населения. Много веков спустя р. Давид Альтшуллер ("Мецудот Давид", 17-й век) пояснит: "[Йоав] хотел сказать, что если необязательно их считать, то лучше их не считать; ибо благословение лежит только на том, что глазу незаметно".

Вот как!

В более поздние времена - а во многих семьях до сих пор - принято вообще не считать людей: не то что весь народ - даже гостей за столом (до сих пор, когда надо проверить, правильное ли число столовых приборов приготовлено для гостей, многие еврейские хозяйки считают приборы "один, два, три...", а гостей - "не один, не два, не три..."). Когда для молитвы нужны десять мужчин, пересчитывают не их, а ермолки (киппы) на их головах: примерно так же, как Моше считает не людей, а пожертвованные ими половинки шекеля.

Чтобы понять, как нам себя вести, надо провести границу между суеверием и необходимостью. От какой-то беды предостерегает Тора, в которую мы верим. Какая-то беда произошла во времена Давида согласно хронике, которую считаем истинной. В чём её причина - физическая? Метафизическая? (Граница между ними - как сказал на занятии в центре "Маген" Ишай Саможон - это всего лишь граница между нашим пониманием и непониманием природы явления).

Начнём с того, что нигде не говорится, что нельзя считать людей: гостей за столом, участников конференции, молящихся в синагоге. Напротив, Творец Сам говорит Моше: собери Мне семьдесят людей из старейшин Израиля (Бемидбар /Числа/ 11,16); как можно собрать семьдесят, не сосчитав? Нет! Единственное предостережение относится к переписи всего населения Израиля! Все остальные мнимые запреты - суеверие, не имеющее основания.

Остаётся узнать, почему нельзя считать весь народ.

Погляди-ка на небо и сосчитай звёзды: можно ли их сосчитать? - говорит Бог Аврааму, и продолжает: - таким будет и потомство твоё (Берешит /Бытие/ 15,5). В другом месте Аврааму обещается потомство несчётное, как песок на морском берегу (22,17). По всей Торе проходит лейтмотив отношения к еврейской общине как к единому целому, от которого нельзя отделять части. Когда мы называем еврея по имени, мы относимся к нему как к полноценному человеку. Когда же мы называем число, мы как бы делим общину на (безликие) части, исчисляем неисчислимое. Можно ли исчислить водоём? Каббала сравнивает такое действие с отделением одной буквы от Имени Творца.

Но ведь звёзды (видимые) сосчитать не так трудно. Понятно, что разные люди в разных местах видят по-разному; канадский астронавт Стивен Мак-Лин специально отправился в Австралию, известную своим чистым небом, и, приспособив глаза к темноте, скрупулёзно считал видимые звёзды на разных участках неба: итого их оказалось около 8000.

Что до счёта песчинок на морском берегу, то великий Архимед уже в 3-м веке до н.э. посвятил целый трактат их исчислению. Он смог даже посчитать, сколько песчинок будет, если предположить, что весь земной шар состоит только из песка!

Из этого мы видим, что Бог имеет в виду не дословную невозможность сосчитать звёзды или песок - Он-то знал и про Архимеда, и про Стивена Мак-Лина! - а эмоциональный эффект, который создаёт скопление звёзд или песка. Считая евреев (которые отличаются друг от друга) просто так, мы теряем ощущение единой общности, состоящей из разнообразных элементов. Считая полушекели (которые по-настоящему одинаковы), мы, напротив, приобретаем представление о том, что способна сделать эта общность, если каждый выполняет заповедь Единого. Это и имел в виду р. Абаху Кесарийский (3-4 вв. н.э.), сказав (Бава Батра 10-б): чем возвысится духовный вектор Израиля? [Повелением] "Ки тиса" (т.е. тем, что каждый еврей сдал по полшекеля).

Ещё одна причина - чисто метафизическая: я слышал её от родителей, а они - оба - в детстве слышали её от своих предков. Предводитель народа во многом определяет его свойства. Скажет он: "мы - народ праведников!", и они поверят. Скажет: "мы виноваты во всех бедах мира!" - и они почувствуют себя виноватыми. Это верно для всех народов: мы знаем, как преображались целые государства в XX веке по прихоти лидеров. Когда же речь заходит об Израиле, включаются метафизические механизмы. "Мы - оккупанты!" - кричат в начале XXI века властители дум. И евреи верят, и из небытия возникает "палестинский народ", у которого мы якобы отняли независимость (и История в страхе отступает перед Политикой). Что же будет, если лидер скажет народу: "нас - шестьсот тысяч"? Каждый родившийся младенец нарушит созданный лидером мыслеобраз - и вызовет чью-то смерть: вот и семьдесят тысяч погибших во время Давида.

Так что же, не проводить перепись? Проводить. Но с умом, не подчиняя народ магии статистики, не превращая индивидуумов в цифры, понимая разнообразие людей, их потребностей и возможностей. Тора понимает необходимость считать население для практических целей - в конце концов, мероприятие "Ки тиса" для этого и затеяно! Но Тора предостерегает нас от нежданных и нежелательных метафизических последствий наших поступков. А они есть всегда, потому, что во всём, что мы делаем, есть и физическое, и метафизическое.


Примечание 1: интересное толкование приводит р. Авраам Ибн-Эзра (1092-1167), говоря, что "вред" от переписи связан не столько с подсчётом, сколько с выявлением готовности человека заработать право на жизнь при помощи участия в общем деле. Во времена Давида, говорит он, погибли люди оттого, что не внесли денег в общую казну...

Примечание 2: по результатам переписи, проведённой Моше, среди вышедших из Египта оказалось 603,550 военнообязанных мужчин от 20 лет и старше.

Эли Бар-Яалом

http://imenno.livejournal.com/114070.html


14.02.11




Разделы / Тиса

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS