ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

"Двое внуков и одиннадцать сыновей"

    

Первая книга Торы «Берешит» заканчивается главой Вайехи, посвященной истории наших праотцов и зарождению еврейского народа. Яаков благословляет двенадцать своих сыновей, но при этом интересен факт: благословение начинается непосредственно с внуков, а не с сыновей. При благословении Эфраима и Менаше – сыновей Йосефа, Яаков говорит, что эти два внука будут ему как Реувен и Шимон, то есть будут как его собственные первенцы. По обычаю наших праотцов он выделяет младшего, а не старшего – кладет правую руку на его голову. Наши мудрецы спрашивают: зачем он перекрещивает руки, не проще ли просто поставить младшего под правую руку, а старшего – под левую? Объясняет комментатор Раши, что таким образом праотец Яаков даже на смертном одре не хотел опозорить Менаше – старшего внука. Он хотел, чтобы они стояли так, как стояли – пусть он возьмет на себя дополнительный труд, но не опозорит, не принизит старшего перед младшим. Таким образом, праотец Яаков преподносит своим потомкам важный урок воспитания еврейских детей – даже если в какой-то момент один ребенок кажется нам более сведущим, более талантливым, более достойным какой-то функции и мы хотим его выделить по сравнению со всеми остальными, при этом ни в коем случае нельзя обижать или унижать другого менее талантливого, ведь он может быть одарен в чем-то другом. Это первый урок нашей недельной главы.

     Далее праотец Яаков дает каждому сыну небольшое по объему благословение, которое на протяжении всей истории будет помогать этому колену – уже не только этому сыну, но и его потомкам, образующим целое колено Израиля. Это очень интересные благословения, и хотя в этой статье мы не разберем каждое по отдельности, однако скажем, что в самом конце, когда все колена благословлены, Яаков – наш пожилой праотец наконец-то услышит то, что мечтал услышать всю жизнь. Яаков по примеру своего деда Авраама и своего отца Ицхака больше всего опасался, что кто-то из сыновей уйдет, не станет частью народа. И действительно, хотя он пролил из-за сыновей немало слез, очень много молился, но не мог до момента своей смерти узнать главного. Сыновья Яакова прошли нелегкий путь – были и разрушения целого города Шимоном и Леви, было вмешательство в интимную жизнь отца со стороны Реувена, была продажа Йосефа и было много поводов кому-то из братьев уйти в сторону и перестать быть частью народа. Но когда в конце нашей недельной главы все сыновья говорят ему «Шма, Исраэль!» – «Слушай, Израиль!», Яаков умирает с осознанием того, что действительно все его сыновья едины, невзирая на серьезные различия в своих каждодневных приоритетах. Вся идея равенства – равенства перед Вс-вышним, равенства перед отцом на самом деле выучена нами из этой недельной главы.

     Весь народ Израиля на протяжении своей истории будет таким же разноликим, как двенадцать колен Израиля, и таким же единым. Как только одно колено попытается быть подобным другому, попытается играть его роль и выполнять его миссию, отказавшись таким образом от своей, – будут происходить большие бедствия, когда целые колена начнут исчезать. Сейчас известны только два с половиной колена – Йегуды, Леви и чуть-чуть Беньямина. Настоящее единство, настоящий блеск Израиля во времена Машиаха наступит именно тогда, когда все колена соберутся воедино. Потому что, не имея даже самого маленького незначительного колена, у нас не может быть народа.

     Глава заканчивается обещанием Йосефа похоронить Яакова в пещере Махпела – там, где похоронены все наши праотцы. Давайте разберем, почему же Яаков требует от Йосефа клятву его похоронить, почему ему недостаточно просто честного слова, просто высказать свое пожелание? Почему он так требователен к захоронению себя именно в Земле Израиля? Яаков хорошо понимал, в какой стране живет его сын и кем он является. Человек, играющий в стране ключевую роль – второго человека в Египте, не всегда может принимать решение сам. Даже если ему что-то кажется правильным, очень часто он вынужден склониться перед желанием фараона или других министров. Однако интересно, что клятва считалась и в Египте чем-то священным. Когда Йосеф дает клятву своему отцу, он уже свободен от пожеланий других людей. Понятно, что тело Яакова хотели оставить в Египте в качестве может быть даже мини-божка, забальзамировать, как и других великих людей. Однако эта клятва связывает Йосефа по рукам и ногам, он обязан вернуть своего отца в место его настоящего захоронения.

     Следующая книга Торы «Шмот» – совсем другая, она рассказывает о рабстве и нашем размежевании, о том, как мы вновь стремимся стать единым народом. Но начинается все именно в книге «Берешит» – здесь все зарождается, вырастает и дает корни – корни нашего единства и корни нашей славы. Это все то же «Шма, Исраэль!», это то, когда двенадцать евреев могут встать вокруг кровати своего отца и сказать, что они хотят пойти по его пути, хотят пойти каждый по своему усмотрению, но пойти с тем, что им дано Вс-вышним, и так, так как хотел их отец.


08.01.09




Разделы / Ваехи

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS