ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

«И ЗАКРЫЛИСЬ ГЛАЗА ИЗРАИЛЯ»

«И ЗАКРЫЛИСЬ ГЛАЗА ИЗРАИЛЯ»

Глава Ваехи отличается от всех остальных глав: обычно между главами находится большой разделяющий промежуток, однако известно нам от имени Эзры а-Софера, что после главы Ваигаш (перед Ваехи) такого промежутка нет, и называется эта глава «стума» – сокрытая. По этому поводу Раши приводит в своем комментарии учение наших мудрецов: «Почему эта глава скрыта? [Потому что] после смерти нашего праотца Яакова закрылись глаза народа Израиля от тяжести порабощения». Кроме того, передает Раши и другие слова наших учителей: «Просил Яаков раскрыть [своим детям, когда будет] конец [изгнания], но скрылось это от него».

Оба высказывания, приводимых Раши для объяснения аспектов «сокрытия», на первый взгляд, не более понятны, чем само «сокрытие».

Ведь можно заметить по поводу первых слов мудрецов, что в главе Шмот, следующей после Ваехи, написано (Шмот, 1:6-8): «И умер Йосеф, и все его братья, и всё то поколение. И сыны Израиля размножились, и увеличились, и окрепли очень-очень, и наполнилась ими земля. И встал царь новый над Египтом, который не знал Йосефа…[1:11] И назначили над ними начальников по собиранию налогов для изнурения их работой». (Пишет Раши, что налог платился людьми, которых забирали на строительство городов). Видно из этих слов Торы, что непосредственное порабощение началось только после смерти Йосефа и всех братьев, т.е. спустя восемьдесят лет после прихода в Египет. Почему тогда говорят мудрецы, что порабощение началось сразу после смерти Яакова?

Второе высказывание мудрецов («скрылись от Яакова сроки окончания изгнания») также требует пояснений: ведь пообещал Аврааму Всевышний, что народ Израиля должен быть в изгнании. Что уже сможет изменить знание конца? Мало того, сроки изгнания были известны (Берешит, 15:13): «Изгнанниками будут твои потомки в земле чужой, и поработят их, и будут истязаться над ними четыреста лет». Всё это говорит о том, что хотел Яаков открыть своим детям нечто более глубокое, а не сроки окончания изгнания.

И ещё находим (Ваехи 50:15): «И увидели братья Йосефа, ибо умер отец их, и сказали: “Может, сохранил Йосеф ненависть на нас, и вернёт нам всё зло, которое мы причинили ему…”». Почему братья усомнились в праведности Йосефа сразу после смерти Яакова. Мы помним, что сказано про Эсава, что он ждал смерти Ицхака для мести Якову, но как можно уподобить Йосефа Эсаву?

Написано (Ваехи, 47:29): И приблизились дни Исраэля к смерти, и позвал сына своего Йосефа и сказал ему: «[...] и сделаешь со мной хесед ве эмэт (добро и истину), не хорони, пожалуйста, меня в Египте”». Можно догадаться, почему «хесед», но что имеется в виду под «истиной»? Комментирует Раши, что похоронить мёртвого и есть истинное добро: ведь ближний уже не заплатит за оказанное ему добро.

Однако посмотрим ещё глубже: в книге Мишлей (10:25) написано: «Пройдет буря – и нет злодея, а праведник – основа мира». В трактате Хагига (12:2) говорят мудрецы: «На одном столбе мир существует, как сказано (Мишлей, 10:25): “…а праведник – основа мира”». И ещё говорят мудрецы в трактате Хулин (86:1): «Сказал рав Йегуда от имени Рава: «Каждый день выходит голос с неба и говорит: “Весь мир питается в заслугу Ханины, сына моего, а Ханина, сын мой, достаточно ему кава (объем, приблизительно равный двум с половиной литрам) плодов рожкового дерева от шаббата до шаббата”». Видим мы из этих слов мудрецов, что весь мир существует только лишь в заслугу праведника, в заслугу его преданности Торе. Даёт праведник своему поколению две вещи: пропитание и поддержание их духовного уровня, на который влияет он своей святостью, чтобы уровень этот не упал.

И сейчас мы видим: когда спустился Яаков в Египет, то прекратился голод. Кроме того, благодаря влиянию праведника оставались евреи на том духовном уровне, с которым пришли в Египет. Но когда дни Яакова приблизились к концу, призвал он Йосефа и попросил его, что бы он сделал с ним добро и истину, и чтобы не похоронили его в Египте. Пишет Хатам Софер: не похоронен Моше рабейну в земле Израиля, чтобы осталось в этом мире его влияние. И говорят наши учителя, что чёткость понимания Торы великими мудрецами зависит в каждом поколении от влияния Моше рабейну, которое достигает этого материального мира и после его смерти. Но если бы он был похоронен в Святой земле, то святость её повлияла бы таким образом, что не был бы он связан с этим миром. Этого просил Яков от Йосефа: чтобы занял он его место, и чтобы уже в его заслугу было у народа пропитание и оставались они на духовном уровне. И тогда он может быть спокойно захоронен в Святой земле.

Однако после смерти Якова вновь вернулся голод, и братья испугались: поскольку вернулся голод, то Йосеф недостаточно велик, чтобы заменить Яакова. И стали опасаться, что причиной этому может быть чувство мести, которое Йосеф способен реализовать после смерти отца. Но ответил им Йосеф (Ваехи, 50:21):«Вы думали про меня зло, Всевышний думал к добру для того, чтобы сделать, как этот день, содержать народ большой!». Йосеф объяснил братьям в этих словах, что Всевышний намеренно вернул голод: египтяне могли разочароваться в Йосефе, если бы не исполнилось его предсказание о семи годах голода, что могло привести к возникновению неприязни к евреям.

Тем не менее, положение народа изменилось. Все время, пока был Яаков, народ не чувствовал себя изгнанником, ибо в заслугу Яакова жил весь Египет. Но когда голод вернулся, они стали ощущать, что находятся в гостях, ибо жили за счёт египтян. Это то, что имели в виду мудрецы, сказав, что гнёт порабощения начался сразу после смерти Яакова.

С уходом Яакова пропало его влияние, поддерживающее духовный уровень народа. Но не потому, что был Йосеф недостойным преемником своего отца. Яаков просил раскрыть конец последнего изгнания, и в этот момент раскрылось ему, что конец последнего изгнания придёт только после полной темноты, ибо чем глубже темнота, тем глубже осознание света. В египетском изгнании заключалась подготовка к последнему изгнанию пред полным раскрытием Творца, поэтому сразу после смерти Якова закрылись глаза народа от наступающей темноты.

р. Леви Ицхак Кантарович

http://www.limud.ru/?p=1328

 


13.12.10




Разделы / Ваехи

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS