ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

Ваэтханан "Урок ребе Зуси"

Краткий обзор главы Ваэтханан

Вопрос о новом руководителе еврейского народа решен: им станет Йеhошуа бин Нун. Моше молит Всевышнего позволить ему вступить в Эрец Исраэль. Он страстно полюбил Землю Обетованную еще до того, как увидел ее издали перед смертью, и, как утверждают Мудрецы, произнес в общей сложности 515 молитв, упрашивая Творца дать ему возможность вступить в нее. Не для того, чтобы есть ее гигантские, сочные плоды, образцы которых принесли разведчики, а ради возможности исполнять те многочисленные заповеди, которые действуют только в границах Эрец Исраэль (храмовая служба, субботний год – шмита и многие другие). Он знал, в чем состоит истинная ценность, подлинное значение Святой Земли, бастиона Торы и заповедей. Однако на этот раз Моше получает решительный отказ.

Точно зная отныне, что ему не суждено жить в Стране Израиля, Моше, в последние пять недель жизни, вновь и вновь возвращается к теме Земли Обетованной в своих речах, обращенных к сынам Израиля, расположившимся на равнинах Моава. Мы как будто видим, чувствуем, как за два с половиной месяца до вступления евреев в Страну Израиля растет воодушевление и нетерпение в их походном стане. Грех разведчиков отодвинул мечту о «стране, текущей молоком и медом» на долгие сорок лет, и вот теперь «карантин» окончен и мечта вот-вот сбудется.

Моше-рабейну напоминает сынам Израиля о даровании Торы у горы Синай, когда «Б-г говорил с вами из огня: голос Его слышали вы, но образа не видели, только голос». Он напоминает, что Синайское откровение имело место для всего народа, а не для избранной элиты, и что за всю историю человечества только еврейский народ удостоился прямого общения с Творцом. На евреях лежит особый долг передавать свидетельство о даровании Торы своим детям, из поколения в поколение.

Моше предсказывает, что, поселившись в Эрец Исраэль, евреи начнут отходить от Всевышнего, за что будут изгнаны из страны и рассеяны среди других народов. Их станет мало, но со временем они вернутся к Б-гу.

Пророк назначает три «города-убежища», где будут укрываться люди, совершившие непредумышленное убийство.

Моше повторяет Десять Заповедей и обучает сынов Израиля молитве Шма, в которой сформулировано главное кредо иудаизма – Единство Б-га. Он призывает евреев не увлекаться материалистическими идеями, не забывать, что их удел – быть духовной нацией.

После вступления в Эрец Исраэль они должны вытеснить местных жителей и уничтожить все объекты идолопоклонства. Строго запрещается вступать в смешанные браки, иначе евреи перестанут существовать как отдельный, отделенный, народ.

Урок ребе Зуси

Автор: рав Нахум Пурер

Основная часть утренней молитвы Шахарит начинается со слов: «Благословен Ты, Г-сподь.., создающий свет и творящий тьму, устанавливающий мир и творящий все!» Эти слова заимствованы у пророка Йешаяhу, но с небольшой поправкой. В оригинале сказано: «осе шалом у-воре ра – устанавливающий мир и творящий зло». Иначе говоря, мы должны благодарить и благословлять Творца в равной мере и за все хорошее, и за все плохое, что случается в нашей жизни.

Но возможно ли такое крайнее самоотречение? Мудрецы, составлявшие текст молитв, видимо, неслучайно пошли на такую замену. Они понимали, что обычный человек не может искренне благословлять Всевышнего, когда ему плохо, когда его постигло несчастье. Гораздо естественнее другая реакция: «Б-же, за что мне такое?»

Но были в нашем народе и такие кристальные праведники, которые принимали с любовью все, что посылал им Всевыший, хорошее и плохое.

В первой части молитвы Шма, текст которой взят из главы «Ваэтханан», сказано: «Люби Б-га, Г-спода своего, всем сердцем своим, и всею душою своей, и всеми силами своими». Всеми силами своими – значит, всеми силами своей души и при всех обстоятельствах.

Один хасид спросил как-то своего ребе, магида из Межерича:

- Как можно исполнять требование Мудрецов благословлять Б-га за все плохое, что случается с нами, так же искренне и трепетно, как и за все хорошее? Возможно ли это?

Магид ответил:

- Если ты хочешь узнать ответ на этот вопрос, пойди в бейт-мидраш. Там ты найдешь моего ученика ребе Зусю. Он объяснит тебе смысл этого наставления.

Реб Зуся был известен как самый невезучий человек в местечке. На него вечно сваливались всевозможные беды и проблемы. Он был катастрофически беден и страдал от целого букета недугов. С его женой и детьми постоянно случались различные неприятности, большие и мелкие.

Но когда любознательный хасид спросил его, как можно благословлять Б-га за плохое так же искренне, как и за хорошее, реб Зуся недоуменно посмотрел на него и ответил:

- Я не понимаю, зачем наш Ребе прислал Вас ко мне. Ответить на такой вопрос может лишь тот, кто сам пережил тяготы и беды. У меня же, барух Ашем, все в жизни складывается как нельзя лучше: никто не мешает мне изучать Тору, а в Шабат у меня всегда, ну, почти всегда, лежат на столе две халы. Как же я могу учить людей принимать плохое с любовью и радостью?! Нет уж, поищите кого-нибудь другого, кто действительно бедствует.

По книге Н. Пурера "Тора на все времена"


12.08.09 Автор: рав Нахум Пурер  Источник: По книге Н. Пурера "Тора на все времена" 




Разделы / Ваэтханан

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS