ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Недельная глава Торы

Ваэра - Весомые доказательства существования Вс-вышнего

 

В этой недельной главе начинается процесс избавления евреев от египетского рабства. Мы читаем в ней о начале десяти казней, которые в определенном порядке обрушиваются на Египет. Наши Мудрецы задают вопрос: зачем вообще нужны были египетские казни? Ведь евреев можно было вывести сразу, без того, чтобы Египет от этого страдал еще целый год. Один из ответов гласит, что причиной тому служит предназначение, которому должен следовать еврейский народ – он должен стать «мамлехет коħаним ве-гой кадош», что означает «царством священников и народом святым». В этом стихе Торы идет речь о двух функциях народа Израиля:

1) «Царство священников» – функция по отношению ко всему миру – сыны Израиля должны быть как священники для народов мира;

2) «Народ святой» – функция по отношению ко Вс-вышнему. То есть евреи являются связующим звеном между миром и Вс-вышним и призваны раскрыть присутствие Вс-вышнего, Единого Б-га в материальном мире, который наполнен идолопоклонством и многобожием.

Если бы евреи просто вышли из Египта без особых потрясений, это не произвело бы на остальной мир должного впечатления и уменьшило их возможности в последующем влиять на ход мировой истории. Почему же именно Египет бы избран для такой цели?

Египет на тот момент являлся самой развитой цивилизацией мира. Египетское общество характеризовалось крайней узаконенностью. Имеется в виду, что Египет был страной победившей бюрократии, и даже фараон не мог просто так свою волю навязать евреям, а вынужден обратиться к своему народу со словами: «давайте исхитримся», то есть всё будет выглядеть законно. Казалось бы, полновластный властелин, царь, монарх – вообще не должен хитрить. Не так все просто. Дело в том, что сам фараон формально подчинялся законам.

Тот Египет был очень кастовым обществом, где у каждого человека-винтика имелась определена своя функция. Поэтому Моше приходит к властелину Египта с требованием дать евреям реализовать свои конституционные права. Согласно египетским законам каждый народ имел право молиться своему божеству. Лишь одни евреи были лишены такого права, хотя не официально. Почему? Поскольку они поклонялись невидимому Единому Б-гу, то Его нельзя было никак охарактеризовать. Соответственно Он не попал в каталог. Мидраш прямо говорит, что когда Моше пришел и потребовал у фараона именем Вс-вышнего отпустить народ, фараон сказал: я не знаю такого, у меня в списках Его нет. Фараон и все египтяне формально пытались представить ситуацию, согласно которой все требования евреев незаконны. Раз нет – значит нет. Как раз для этого и потребовались казни, чтобы научить фараона и Египет вместе с ним, что Вс-вышний существует.

Согласно этим целям казни делятся на три группы, по три в каждой. Казни первой группы призваны показать, что Вс-вышний вообще существует. Поэтому они более эффектные, нежели эффективные: кровь, жабы и вши не очень опасны для жизни, но, тем не менее, неприятны и создают сильный эффект. Эти казни пока что не смертельны. Первая цель считается достигнутой, когда колдуны фараона говорят о том, что эти казни – не плод человеческого колдовства, а «Эцбат Элоким» – «перст Вс-вышнего». Это утверждение связанно с тем, что, как говорит наш великий комментатор Писания РаШИ, колдуны не могли управлять существом меньше определенного размера, и очень маленькие животные, такие как вши, не поддавались колдовству.

Вторые три должны были продемонстрировать фараону не просто существование Вс-вышнего, а что Он властвует над природой. Поэтому они занимаются различными природными аспектами. Дикие звери – Вс-вышний властен над зверями. Мор и язвы – Вс-вышний властен над людьми и скотом, и даже мельчайшие бактерии подчиняются Его воле.

Третья группа казней призвана показать не просто власть Вс-вышнего над природой, а что Он стоит выше законов природы и может их менять. Поэтому в каждой из казней этой группы были сверхъестественные явления, не встречающиеся обычно в природе. Например, град, внутри которого горел огонь; саранча, но не обычная, которая была в Египте часто, а пожирающая все, начиная от растительности и заканчивая, согласно мидрашу, драгоценными металлами, камнями и прочими вещами, встречающимися ей на пути; тактильная, физически ощутимая тьма, давившая на людей. Здесь виден явный выход за грань природных явлений.

Девять перечисленных казней отвечают египтянам утвердительно на два вопроса: Вс-вышний есть и кто Он такой. А вот когда уже всем все стало понятно, приходит последняя казнь, которая по сути своей должна была быть единственной, являвшейся проявлением категории «мида кенегед мида» – «мера за меру». Фараон хотел уничтожить первенцев Вс-вышнего, то есть народ Израиля. В откровении у неопалимого куста Б-г говорит Моше, что Израиль является Его первенцем среди народов. И если фараон откажется отпустить евреев, то за это Вс-вышний убьет собственного первенца фараона – его собственное продолжение.

Этот эпизод должен стать уроком всем, кто осмеливается поднять руку на народ Израиля в любом месте, где бы они не находились – Вс-вышний всегда взыщет за кровь своего первенца!


19.01.09 Автор: Рав Зелиг Аврасин 




Разделы / Ваэра

Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS