Несколько лет назад известного философа и теолога раввина Авраама Йеошуа Хешеля попросили сказать несколько слов на вечере, проводимом одной из еврейских организаций. К удивлению всех сидящих в зале рав Хешель не произнёс слов благодарности или благословений. Напротив, с горечью в голосе он заметил, что всё большее число евреев оставляют мир Торы и заповедей. Он напомнил публике, что еврейское представление о социальной справедливости и нормах морали были почерпнуты из Торы. Рав Хешель произнёс: «Учитывая то, сколько евреев отходят от заповедей, создаётся ощущение, что их отход от норм социальной справедливости – только вопрос времени».
Рав Хешель имел в виду следующее: «Если идеалы людей почерпнуты из определённого источника, то, как можно рассчитывать на их верность этим идеалам, если люди становятся бесконечно далеки от самого источника этой мудрости?».
В этой недельной главе речь снова идёт о построении Мишкана – переносного Храма в пустыне. Тора говорит о том, что при описании Моше законов Субботы присутствовали все евреи – от мала до велика. Шевет Мешор, известный комментарий, отмечает, что это единственный раз, когда Тора говорит: «И созвал Моше всю общину Израиля». Тора подчёркивает центральную роль шаббата для формирования еврейского единства. Шаббат – квинтэссенция еврейской жизни, без соблюдения которой потеря еврейской идентичности становится только вопросом времени. Ахад ха Ам более века назад произнёс: «Больше, чем евреи хранили Шаббат, Шаббат охранял евреев».
ВРЕМЯ НАД ПРОСТРАНСТВОМ
В своей прекрасной книге «Шаббат» рав Хешель развивает эту идею. Другие народы объединены вокруг определённой территории в то время, как евреев объединяет Шаббат – чудесный остров, появляющийся лишь раз в неделю. Рав Хешель пишет: «Неудивительно, что для вечного народа именно временная (а не пространственная) категория становится основой его существования».
Истоки этого соображения заложены в этой недельной главе. Несмотря на то, что евреи были заняты построением Мишкана, им пришлось прекратить свою работу с наступлением субботы. Говорит Раши: «Именно поэтому законы Шаббата были даны раньше, чем евреи начали строить Мишкан».
ГАРМОНИЯ ИНДИВИДУУМА И ОБЩЕСТВА
Тора говорит: «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для Вас» (Шмот 35:2). Евреи должны в субботу стремиться к полному покою. Запрещается не только совершать работу, но и говорить и даже думать о ней. Все мысли необходимо направить на по-настоящему важные вещи в жизни. Человек должен сосредоточиться на самых близких людях, помощи другим и получении важнейших знаний для жизни. Необходимость построить здоровое общество – «собрать людей вместе» - центральная идея Шаббата.
Шаббат всегда напоминал евреям о главных моральных и этических нормах. Нарушение евреями субботы может отразиться не в лучшую сторону не только на еврейской идентичности, но и на более глобальных универсальных принципах морали и социальной справедливости.