ВидеоАудиоГлавнаяГлавная

Внимание! сайт переехал и теперь доступен по адресу: toramizion.ru

НАШИ КООРДИНАТЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИ ПАРТНЕРЫ  


 
 
Подписка на новости Тора ми-Цион
 

Генеалогия и 
 установление родства

Сайт "Шалом тебе, Узник!"

Обслуживание компьютеров, сетей, серверов. Оптимизация сайта.

Главная  /  Тшува  /  УДАЧА

По книгам Моше Гольдберга и Симхи Раза
в переложении Рут Гиршович

Жизнь раби Акивы – достойный пример служения Творцу.
И даже его гибель — великий урок преданности Всевышнему.

В пятый день месяца Тишрей римляне арестовали раби Акиву за то, что он открыто учил евреев Торе.

Было это после разгрома восстания под предводительством Бар Кохбы. Для всего еврейского народа наступил тогда период тяжелейших лишений. Император Адриан решил использовать это время для окончательного искоренения любого упоминания о чем-либо еврейском. Были запрещены все религиозные обряды, в том числе самые основные: обрезание, Шабат, тфилин... Запрещалось произносить вслух молитву «Шма». Строжайше запрещено было коллективное изучение Торы.

Евреи встали перед невиданной прежде степенью насилия над ними. Многие избрали путь мученической смерти, не желая отступать от законов Торы. Эта катастрофическая ситуация породила замешательство среди вождей еврейского народа. Перед Мудрецами встал вопрос: разрешить народу на некоторое время воздержаться от выполнения заповедей или евреи все же обязаны соблюдать их любой ценой.

Раби Акива созвал старейшин на свободное совещание. Мудрецы пробирались в Лод тайными тропами, чтобы не встретить римских стражников. В собрании, которое состоялось, по причине секретности, на крыше одного из домов, участвовали такие великие Учителя Торы, как раби Тарфон, раби Ишмаэль и раби Йосей Аглили.

Обсуждение проблем началось с самого важного вопроса: «Римские власти запретили изучение Торы. Должен ли народ продолжать изучать Тору, несмотря на запрет? Или нужно пойти на послабление и призвать народ на время воздержаться от этого? Не похоже ли изучение Торы в такое время на безумие? Быть может, лучше закрыть ешивы и дома учения?»

Мнения Мудрецов разделились. Некоторые из них заявили: «В это опасное время можно разрешить евреям не рисковать жизнью и не выполнять заповедь изучения Торы открыто».

Раби Акива считал по-другому. Он утверждал: «Если прекратить изучение Торы, то люди перестанут выполнять заповеди и после отмены запрета. С другой стороны, если они, несмотря на запрещение, будут изучать Тору даже в такое опасное время, то выполнение ее заповедей никогда не прервется – изучение Торы укрепляет и дает силы». И раби Акива сам поступал так в течение всех этих трудных лет. Он не страшился запретов и продолжал обучать Торе.

Агада рассказывает: «Раз пришел Папус бен Йеhуда и нашел раби Акиву, который собрал вокруг себя множество евреев и занимался с ними Торой. Сказал ему Папус:

- Акива, ты разве не боишься властей?

Ответил раби Акива:

- О тебе, Папус, говорят, что ты мудрец. Но ты не мудрец, а глупец. Расскажу тебе притчу о лисице, которая прогуливалась на берегу реки. Увидела она рыб, которые то и дело выпрыгивали из воды. Спросила их лисица: «Почему вы все время выпрыгиваете?» Ответили рыбы: «Мы убегаем от сетей, которые поставили нам люди». Посоветовала им лиса: «Так выходите на сушу и будем жить вместе». Сказали рыбы: «Это про тебя говорят: умнейшая среди зверей?! Ты не умнейшая, а глупейшая. Уж лучше мы останемся жить в реке. Смерти в реке мы боимся гораздо меньше, чем жизни с тобой». Также и мы. Мы занимаемся Торой, где написано: «Тора – твоя жизнь и твое долголетие». И все же мы боимся. Но если мы прекратим изучать Тору, то будем бояться намного больше».

Второй вопрос, который обсуждался на собрании Мудрецов: «Разрешено ли еврею преступать заповеди Торы, чтобы не быть убитым римлянами?» Крайние экстремисты заявили: «Даже под угрозой смерти еврей не должен преступать ни одной заповеди Торы». Умеренные возразили: «Выполнение заповедей в столь жестокие времена приведет к уничтожению народа».

Наконец было принято компромиссное решение, предложенное раби Акивой: «Все заповеди Торы, про которые скажут человеку, преступи и не будешь убит, человек должен преступить, чтобы не быть убитым, кроме заповедей идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. Эти три заповеди не должен человек преступать даже под страхом смерти».

Так и было установлено на все времена. Три заповеди еврей обязан соблюдать даже под страхом смерти: освящение души (еврей не должен принимать участия в поклонении чужим богам и переходить в чужую веру); освящение семьи (он обязан соблюдать чистоту семейной жизни) и освящение жизни (он не имеет права убивать или проливать чужую кровь).

Когда раби Акива был схвачен римлянами и брошен в тюрьму Кейсарии, ему навстречу неожиданно бросился тот самый Папус бен Йеhуда. Раби Акива с усмешкой спросил его:

- Папус, что привело тебя сюда? Ведь всем известна твоя преданность римской власти!

Папус горестно воскликнул:

- Счастлив ты, Акива! Тебя арестовали за обучение Торе! И горе мне: я здесь за сущие пустяки.

Мы не знаем, как долго продолжалось заключение раби Акивы. Однако нам известно, что он и в заключении сохранял хорошее расположение духа, а свою камеру сумел превратить в бейт-мидраш (дом учения). Ученики, подвергая свою жизнь опасности, поддерживали с ним связь. Ближайший ученик, раби Шимон бар Йохай, будущий автор «Зоhара», сумел навестить своего великого учителя в тюрьме.

С раби Акивой обращались, как с бунтовщиком против власти: держали на хлебе и воде. Однако была оказана и одна милость: его ученику, раби Йеhошуа Агарси, разрешили прислуживать своему учителю в камере до дня казни. От него и узнали впоследствии Мудрецы о последних днях раби Акивы, о жестоких пытках, которым подвергли его римляне, и о том, как достойно держал себя узник.

Агада рассказывает: «Каждый день приносил раби Йеhошуа Агарси в камеру раби Акивы положенное количество воды. Раз сказал ему сторож:

- Сегодня ты что-то много несешь воды. Уж не собираешься ли ты устроить подкоп под стеной тюрьмы?

С этими словами сторож ополовинил порцию. Когда раби Йеhошуа вошел к раби Акиве, тот спросил его:

- Йеhошуа, разве ты не знаешь, что я стар и жизнь моя весит на волоске? (то есть, почему ты задержался с приносом воды?)

Раби Йеhошуа объяснил ему свое опоздание.

- Дай мне воды омыть руки, - сказал раби Акива в ответ.

- Но здесь недостаточно воды для омовения рук, - воскликнул раби Йеhошуа. - Здесь едва хватит для питья.

Сказал на это раби Акива:

- Лучше мне умереть, но не нарушить заповеди омовения рук перед едой. Ибо если я нарушу эту заповедь, как же поступят мои товарищи, когда им придется выбирать между выполнением заповеди и смертью?»

В ночь на Йом-Кипур раби Йеhошуа расстался со своим учителем и пошел встречать праздник к себе домой. Он не знал, что назавтра, в святой день, выведут его учителя на самую мучительную и ужасную казнь – сдирание кожи железной гребенкой.

Казнь началась в тот момент, когда полагалось исполнять заповедь криат шма (чтение молитвы «Шма, Исраэль»). Палачи воткнули в его тело железную гребенку, а раби Акива начал читать молитву. Воскликнули его ученики:

- Рабби, даже теперь? Неужели до такой степени важна эта молитва? Неужели полагается произносить «Шма» даже в такой момент, когда тебя пытают и казнят?

Ответил раби Акива:

— Всю свою жизнь я сожалел, что не могу выполнить сказанное: «Люби Господа, Б-га твоего всей душой твоей, всей жизнью твоей, даже когда Он забирает ее у тебя». Я ждал, когда мне представится случай проявить такую любовь к Творцу. Теперь мне дана такая возможность. Так неужели я не воспользуюсь ею?!

Раби Акива погиб в Йом Кипур. Это трактуют как символ того, что сам он был бааль тшува (возвратившийся на пути Торы). Ведь действительно, свой «еврейский» путь он начал только в 40 лет.

(биографию раби Акивы читайте в рубрике "Наша Тора: Наша история – Израиль»)


Центр Еврейского Религиозного Образования «Тора ми-Цион».
Б. Спасоглинищевский пер, 10. Тел/факс (495) 980-24-94 .

.

Дизайн и разработка - Евельсония

AMCMS
Работает на: Amiro CMS